Евхаристийная жизнь

Молитва перед исповедью священника Андрея Кордочкина

Из книги издательства «Никея»  «Таинство Исповеди. В помощь кающимся».



Подробнее
О КРИЗИСЕ ЛИТУРГИЧЕСКОГО БЛАГОЧЕСТИЯ

Сестра Васса Ларина (Vassa Larin), без сомнения, — лучший сегодня из нового поколения литургический богослов, популяризатор и критик. Из старшего поколения — это, разумеется, непревзойденный Тафт. А сестра Васса — его достойная ученица.

Почитайте статью о кризисе литургического. В статье много прописных истин, очень хорошо артикулированных.

Для кого написана анафора (центральная молитва литургии)? Почему мы в 99% храмов до сих пор не читаем ее вслух, громко? «Если мы считаем, что для Бога – это богохульство, Богу не нужно напоминание об истории нашего спасения. Эти тексты написаны для созидания Церкви, для нас.»

«Символ (или образ, или икона) и слово должны идти рука об руку в богослужении. Символическое действие должно сопровождаться словом, которое объясняет действие. Но к сожалению, мы часто видим только действие, но не слышим слово.»

«Важно знание, что Церковь существует на этой земле во времени, а бытие Церкви во времени означает изменение.»

«В христианском богослужении происходит живое общение через осмысленное слово. И если мы не входим в живое общение с Богом, чтобы возрастать в Духе Святом, чтобы соделаться сосудами Духа Святого, то мы превращаем наше богослужение в язычество. Мы просто совершаем формальности, чтобы получить защиту.

И Крещение – это не просто очистительное омовение, принятие ванны. Крещение – это смерть и новое рождение во Христе. А враг нашего спасения хочет превратить нашу веру в магию, минимизировать нашу веру.»

Примеры разрыва, не-участия в богослужении:

— Поиск суррогатов, замена богослужебного действия чем-то другим, более понятным, доступным (например, исповедью или молебном).

— Безразличие к слову (как богослужебному, так и Божию) из-за его непонятности.

 

Подробнее
Церберы у Чаши

Роман (Брага), архим.

 (перевод с румынского Елены-Алины Патраковой)


Совершенно непонятно, что происходит с Божественной литургией, которая, по сути, определяет саму сердцевину Церкви. Ведь Церковь есть евхаристическая община причащающихся.

В 1994 году в Фомино воскресенье Господь сподобил меня служить в Патриаршем соборе в Бухаресте. Литургия была торжественной. Служили Патриарх, три епископа, впечатляющее множество священников и диаконов. Пел ангельский хор… В соборе яблоку негде было упасть – верующие молились, становились на колени, плакали, целовали иконы. Но ни один не причастился. Была «вера», были «страх Божий и любовь», о которых возглашал диакон. Но к Чаше никто не подошел, за исключением нескольких детей, которым у царских врат преподали кусочки хлебов, смоченных в вине (как после литии). 

Подробнее
Можно ли сделать литургию общим делом?

Протоиерей Андрей Дудченко

В данной статье я, приходской священник Украинской Православной Церкви, хочу обратить внимание на некоторые вопросы, связанные с тем, как мы совершаем Божественную литургию и как ее воспринимают прихожане. Когда обращаешься к литургии как она есть, как она зафиксирована в самом ее тексте, в рубриках (уставных указаниях) о том, как она должна совершаться, в истории, и когда видишь, как она воспринимается сегодня нашими современниками — возникает некий диссонанс, и, соответственно, появляются вопросы, на которые мы все вместе должны искать ответы.

Подробнее
ПРИЧАЩЕНИЕ — НЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ АКТ, НО ОБЩИННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Ене Браниште, свящ. / Pr. Ene Branişte

 Причащение является венцом и конечной целью Божественной литургии и, соответственно, нашего участия в богослужении. Только через причащение это участие может быть полноценным.

Подробнее
К спорам о частом причащении

о. Андрей Дудченко

Почему ты собираешься причаститься? Чаше всего на этот вопрос, наверное, ответят так: потому что подготовился, постился, вычитал каноны, получил благословение священника. Вряд ли услышишь иной ответ: потому что хочу исполнить заповедь Христову, отвечая на Его призыв. Чаша с Телом и Кровью Господними, которую выносят священнослужители, предлагается Самим Богом. И епископ, и священник - не "распорядители" евхаристической трапезы, но священнослужители - служители у Бога, Который один только и распоряжается по-настоящему Святыми Дарами. А Господь зовет ко Причастию всех христиан, и не случайно Его слова повторяются во время литургии: "Примите, ядите… пийте от нея вси…". Поэтому те, кто приступают к Чаше, делают это не по причине своего личного благочестия, достоинства или каких-то заслуг, но потому что их приглашает Господь, Пастырь добрый. А "овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его" (Ин 10:3-4).

Подробнее
Истинное приготовление к Божественному Причастию

Архимандрит Даниил (Аэраки)

Приготовление легкое и трудное

Многие верующие ограничивают свое приготовление к Божественному причастию одним лишь постом. С помощью благословленного Церковью средства, каким является пост, диаволу удается обольстить православных христиан: одних - чтобы воспрепятствовать их частому причащению, других - чтобы причастие для них было "в суд или осуждение", "зане недостойне им причащатися". Такие не только диаволом обольщаемы, но и сами себя обольщают. Думая, что после того, как выдержали какой-то пост, не обязательно имеющий отношение к посту, установленному Церковью, то уже и подготовились ко причастию. У них возникает ложное ощущение, что они причащаются достойно.

Из свидетельств Священного Писания, канонов и святых отцов ясно, что обязательного поста перед Божественным причастием нет.

Подробнее