РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА

ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463–1494)     

Происходивший из семьи графов Мирандолы, Джованни Пико с 14 лет изучал каноническое право, филологию, философию и греческий язык в университетах Болоньи, Феррары, Падуи и Павии. В 1484 г., будучи во Флоренции, он познакомился с Марсилио Фичино, Лоренцо Медичи и другими участниками Платоновской Академии. В 1485–1486 гг. Пико продолжал обучение в Парижском университете. Вернувшись в Италию, он углубился в изучение еврейской Каббалы, а также стал учить арабский, халдейский и еврейский языки. В этот же период Пико закончил несколько сочинений, в том числе «900 тезисов по философии, каббалистике и теологии», которые должны были стать основой для публичного диспута в Риме, который Пико задумал провести в начале 1487 г. В качестве предисловия к «900 тезисам» он написал «Речь о достоинстве человека».

Тезисы к диспуту, разошедшиеся по итальянским университетам, рассмотрела комиссия, назначенная папой Иннокентием VIII и тринадцать из них признала еретическими. Необходимо также отметить, что тезисы вызывали сомнения и у некоторых друзей Пико. В марте 1487 г. диспут был запрещен решением папы римского. В ответ Пико опубликовал «Апологию» в защиту тезисов. В результате, решением папы, еретическими были признаны все 900 тезисов. Чтобы не представать перед судом инквизиции, Пико бежал в Париж, но по дороге его арестовали. От строгого суда его спасло только заступничество Лоренцо Медичи. Освобожденный из-под ареста, Пико поселился во Флоренции. Здесь он продолжал свои занятия философией, а в 1493 г. был прощен новым папой Александром VI. Но творческий путь Пико делла Мирандолы был прерван ранней смертью — 17 ноября 1494 г. в возрасте 31 года он умер от тяжелой болезни (последние исследования показали, что он был отравлен мышьяком).

Помимо уже названных, Пико делла Мирандола принадлежат еще несколько сочинений: «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени», «Гептапл», «О Сущем и Едином» и «Рассуждение против божественной астрологии».

Сочинения Пико делла Мирандола оказали большое влияние на современников. А «Речь о достоинстве человека», впервые в полном объеме опубликованная в 1496 г., уже после смерти итальянского мыслителя, стала одним из самых ярких манифестов всей эпохи Возрождения.

Подробнее
Эссе о логике и знаниях

Евгений Силаев

Разумное осознание изначального смысла логики и знаний должно  базироваться на прозрения великих мыслителей, которые ясно и чётко созерцают  и указывают нам правильное направление к Истине.   

  В предлагаемых  рассуждениях основанных на  философских высказываниях академика В. С. Соловьёва, сделана попытка раскрыть некоторые аспекты содержания отношений логики и знаний в цельности их понимания.    

  Очевидно, что логичным воспринимается только то, что имеет определённый понятный смысл, то, что понятно.  Значит, если мы можем понимать только знания, то и логичными могут быть только  определённые представления о знаниях в их  упорядоченных, цельных, осмысленных   соотношениях.  

Попробуем  рассмотреть соотношения философских терминов  "логика" и "знания" более  основательно и подробно. 

Подробнее
Эссе о знаниях

Евгений Силаев

Думаю, что многим будет интересно порассуждать вместе с признанными философами  и более ясно понять философский смысл термина "знания", при том, что сегодня   почти у каждого человека его собственные знания про слово "знания" достаточно обширны и разнообразны, а поэтому многие уверены что хорошо знают и понимают этот философский термин. 

Все люди стремятся к знаниям, у многих хорошая  память и они обладают обширными разнообразными знаниями Но, далеко не все ясно понимают те знания, которые имеют, а размышляющие, работающие над определёнными знаниями называются учёными, те же из учёных, которые сосредоточили своё внимание на основаниях знаний, на их началах и первых причинах,  изначальных принципах - называются философами. И только гениальные личности  обладают уникальной способностью к цельному пониманию своих больших истинных знаний, вот  именно их мы и называем "мудрецами".   

Подробнее
Эссе о мышлении

Евгений Силаев

Таким образом, индивидуальное  мышление связано с имеющимися у мыслителя мнениями, известными ему   интерсубъективными знаниями в их определённом, упорядоченном представлении.  Порядок и определённость знаний, мнений и представлений  формируются рассудком в процессе логического мышления, а цели такого мышления формируются разумом, в интуитивном осознании  правильного направления к  Истине.

Вот только истинность знаний и мнений  далеко не всегда осознаётся правильно, не всегда мы правильно мыслим, не очень ясно и определённо знаем  истинное направление в познании, что и приводит к ошибкам в понимании, к ложным представлениям, а в конечном итоге и к краху иллюзорных необоснованных идей, на которые мы так надеялись. Именно философия помогает мыслителю понять действительные проблемы  своего мышления, выявить разумные цели познания, осознать цельность в тождестве мышления  и Бытия.    

 Все  же попытки поставить философию, свободное творческое  мышление  на службу человеческому существованию обречены на провал, как  бессмысленные и  неразумные.

Философия призвана осветить  светом разума и знаний путь к творческому познанию, в стремлении к  Истине, помочь в осуществлении предназначения человеческой личности в её  прекрасной осмысленной жизни.

Подробнее
Беседа, как игра в бисер

Евгений Силаев 

"Мир такая вещь, что он существует во сне не меньше чем не во сне. И во всяком случае он не дает о себе знать нигде кроме как там, где им захвачены"

В.В. Бибихин /Слово и событие/

На этой встрече я, как обычно сел в кресло, а рядом на журнальном столике в фарфоровой чашке  слегка дымился ароматный чёрный кофе.

Автор темы   сегодняшнего общения, которую мы договорились обсудить, сидел  на диване с сигарой в руке и говорил  тихим мягким голосом про какие-то свои личные, очень важные для него переживания, тонкости своих  ощущений и их  сложные смыслы, о том, что Герман Гессе  назвал " ничто так не ускользает от изображения в слове и в то же время ничто так настоятельно не требует передачи на суд людей". Говорил он   не совсем внятно, на пороге выразимого словом, а поэтому и достаточно долго, но  почувствовав это -  скомкано сформулировал то, что  он  предлагает нам  обсудить и начал пыхтеть сигарой.

  В это  же время, сидящий на табурете у  кабинетного рояля, уже начал свою импровизацию в ре-миноре, негромко задавая аккордами  джазовый ритм разговора а мелодией, почти как Мишель Петруччиани, пытался найти образ для  темы, о которой говорил её автор.     

Подробнее
О философии через семь лет

Евгений Силаев

Прошло семь лет с момента публикации на сайте "Философский штурм" (ФШ) моей первой статьи  "Про философию". Сегодня для меня важно осознать как изменилось моё  переживание философии  и представление о ней  за эти годы  ежедневной  философской работы, в том числе и на сайте ФШ. Необходимым и достаточным условием изменений  моих переживаний философии является  живое философское общение с философами  благодаря их высказываниям в текстах книг и статей, а также интересному для меня, разнообразному общению на форуме ФШ. Попробую изложить в тезисах  своё новое понимание философии.

Подробнее
Похвала Глупости на сайте "Философский штурм"

Евгений Силаев 

Возникла глупая идея взять интервью у Глупости.  

Глупость с большой радостью согласилась дать интервью для сайта "Философский штурм" и взяла себе ник "Философская Глупость"  (далее "ФГ").  

Глупость пообещала мне, что такое глупое интервью обязательно  получит более 1000 комментариев и  10 000  просмотров.

Сразу после такого прогноза она сформулировала свой первый глупый философский закон , который гласит: "Чем более глупая публикация тем больше у нее  будет комментариев и просмотров, тем более активно, остроумнее и веселее  её будут обсуждать".   

Глупость предупредила, что в интервью как и все философы  будет использовать цитаты из своей главной классической философской книги: "Похвала Глупости", и некоторых работ других известных философов, но не будет давать ссылок ни на работы, ни на авторов.

Подробнее
Сознание и знания

Евгений Силаев

Людям присуще  естественное стремление к  познанию, к знаниям в соответствии с их природой, а значит согласно принадлежности к роду  Homo sapiens.  Ещё  Аристотель заметил: " Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы". /Метафизика/ Глава 2/  Только человек, как нам кажется, имеет сверхъестественнуювозможность осознавать свои знания о самом себе, своём "я", своей жизни и сознательно  стремиться к совершенству, к идеальному как к разумным целям в социальной деятельности. Осознание себя в мире порождает желание понять каким образом осуществляется сознание, в чём его сущность? Анализируя его с разных сторон становится понятно, что  сознание  -  очень сложный, во многом непроявленный  и даже таинственный предмет познания, который имеет отношение со всем существенным в жизни человека и требует подробного рассмотрения каждого из этих аспектов.  Такой вывод можно сделать из того, что   за последние 2,5 тыс. лет великие мудрецы написали много философских трактатов  о сознании, при этом, известного мне  изложения ясного и полного понимания этого феномена нет. Очевидно, что к  настоящему  времени были высказаны  и опубликованы разносторонние  результаты наблюдений,  интересных суждений и размышлений, конструктивных утверждений и гипотез, а значит, существуют обширные знания о сознании, которые свидетельствуют о возможности его познания.

 

Подробнее
Школьный и научный подходы к пониманию

Евгений Силаев

"Все мы родом из детства"

  Антуан де Сент-Экзюпери

     1. Тысячи лет среди людей живут мудрецы и философы. Не все философы являются мудрецами и не все мудрецы – философы.  Философия -  это область всеобщих и необходимых  знаний , а мудрость – очень редкий дар, особый  талант ясного  понимания,   свойственный  только некоторым выдающимся  цельным  личностям. Философские знания можно передавать другим людям, а вот мудрость – уникальна, невоспроизводима и непередаваема, как и любой другой талант.      

  1.1. Каждый человек имеет своё  уникальное предназначение в жизни и все необходимые  таланты для успешной  реализации этого предназначения, в том числе мудрецы и философы.

   Каждый талант находит своё выражение в жизни человека.  Например, талантливый музыкант может распознать музыкальный талант и в другом человеке и отличить его от практических навыков, ремесленного мастерства в повторении и воспроизведении ранее  полученных знаний. Талант   выражается в творчестве, в явлении небывшего, но необходимого для человеческой  жизни людей. Таким образом творчество возможно только в области , в которой у человека есть талант, но одного таланта совершенно недостаточно.  Для творчества необходимы знания, навыки, практический опыт, трудолюбие, мастерство,  воля и настойчивость в достижении поставленной цели. Вот , только без таланта все остальные  достоинства творящего человека не  могут обеспечить  явление небывшего. При этом, важно отличать небывшее  но необходимое для жизни  людей от ненужного им  или просто   неизвестного  этому конкретному человеку, чтобы  не   "изобретать велосипед" или "вечный двигатель", а для этого требуются  знания и понимание этих знаний. Талант даёт возможность человеку ощутить действительную  ценность и необходимость существования  конкретного нового, отличить его от ненужного, бессмысленного в его предназначении, от ложного, которое может быть  похоже на настоящее, но  как фальшивая нота в мелодии.

Подробнее
Этюд о памяти

Евгений Силаев

Наша память формирует наше понимание, а понимание происходящего, эмоциональность восприятия, оценка события, как важного, или восприятие его как случайного и бессмысленного, формирует память. Память формирует понимание, а понимание определяет поступки, саму жизнь и будущее. Круг замкнулся.

Только цельное понимание жизни в осмысленности всего происходящего дает возможность ощутить в «горьком запахе полыни» приближение грозных событий и принять их как должное.

А вот наука о цельном всеобщем понимании Жизни и называется философией, а поэтому она стала и будет всегда важнейшей наукой для жизни людей, как бы к ней не относились и как бы ее не понимали.

Подробнее
РЕЧЬ — МЫШЛЕНИЕ — ЛОГИКА

Евгений Силаев

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»

(Мф. 28, 19)

Триада обладает какими-то удивительными свойствами. Каждый аспект триады совершенно уникален, не имеет ничего общего с двумя другими и при этом, содержит в себе всю триаду.

Триада еще не множественность, но начало множественности.

В триаде нет цельности и нет единства, нет частей , нет элементов, но она одно.

 

Подробнее
Вера, знания и убеждения

Евгений Силаев 

Единый Бог сеет в каждой душе зерно одной веры, которое растет, формируется, или чахнет, но непременно влияет на жизнь каждого человека, обосновывая для него самого предназначение и смысл его существования в том, что этот смысл есть, как и смысл существования других людей и всего этого мира. 

Подробнее
О сущности коммунизма и фашизма

Евгений Силаев

Предлагаю рассуждения, как осмысление, в основном, работы арх. Иоанна (Шаховского), — «Философия общности», в связи с событиями наших дней.

Подробнее
Метафизические «Утверждения о Именах»

Евгений Силаев

Мистическое откровение о сущности Бога дано и в явлении человеческой речи, и в понятиях нашего разума.

Имена Бога обладают таинственными (необъяснимыми), парадоксальными, но очевидными для нашего понимания свойствами, которые являют Его сущность.

 С одной стороны, для понимания Трансцендентного большое значение имеют Его имена. С другой, именно в Именах нашло отражение человеческое понимание сущности Трансцендентного. Разнообразие Имен свидетельствует об разнообразии таких пониманий.

Подробнее
Метафизическое мужество

Одна из последних статей Григория Соломоновича Померанца

«Деятельный дух рождается изнутри глубинного созерцания и только из глубины созерцания может родиться деятельность христианина. Иначе это будет деятельность, основанная на принципах – нравственных, богословских или любых принципах. Но сколько бы ни были они длительны, прекрасны, справедливы они не соответствуют Божественной динамике небывалого, непостижимого[...] Мы, христиане, призваны жить на большей глубине, жить глубокой внутренней жизнью[...]. Мы призваны уйти глубже и там эта глубина позволит нам вглядеться долго, спокойно, пламенно чисто в правила созерцания, в канву истории, в канву жизни. И благодаря такому глубокому вглядыванию различить в ней след Божий, золотую нить Ариадны, красную нить, которая укажет, куда Бог ведет нас среди окружающей сложности жизни. И тут громадная разница между Божеской мудростью и человеческой опытностью. Опытность результат прошлого, накопленный человеческий опыт, она обращена к переживанию более обширному, чем личный опыт и делает выводы интеллектуально основательные, точные, глубокие, а мудрость поступает “безумно”. Мудрость состоит в том, чтобы погрузить свой взор в Бога, погрузить свой взор в жизнь, к поиску того, что я только что назвал следом Божьим, и действует безумно, нелогично, против всякого человеческого разума». (Континент, 1996, № 89.)

Подробнее
МИСТИКА

Евгений Силаев

 Мистические отношения возможны, только при условии обоюдного  стремления сторон к их установлению. Человек должен быть «открыт», должен «раскрыть» свою душу, и этим он берет на себя ответственность за то, что попадет в его душу.

Важнейший аспект любых мистических отношений, связан с состоянием и наполненностью человеческой души. Если душа наполнена Светом, то у тьмы нет никакой возможности проникнуть в нее. Тьма, ни при каких обстоятельствах не сможет вытеснить Свет. А вот для «пустой» или «замусоренной» души,  опасность «внешнего внедрения» — вполне реальная.

Подробнее
Метафизический этюд «Начала Бытия»

Евгений Силаев

Дальнейшие метафизические утверждения о Началах Бытия основаны на «Утверждениях о Именах»: «Абсолют есть Творец», «Творец есть Жизнь» и «Жизнь Творца есть ТВОРЧЕСТВО».


Подробнее
КАТЕГОРИИ

Евгений Силаев 

...Идеальное не дано нам в чувственных ощущениях, поэтому, существует его восприятие, только в материальных проявлениях, отношениях и формах, о которых мы, из опыта, рассуждаем в соответствующих понятиях.

Именно поэтому и определить категорию «Идеальное» можно только в смысловой связи с категорией «Материальное».

Онтологический смысл связи идеального и материального, ее место в структуре Бытия, ее предназначение, в том, — чтобы идеальное воплотилось, явилось в материальной форме Бытия. Смысл материального бытия, — это жизнь Человека. Такого понимания смысла Бытия, как минимум в настоящее время, . достаточно для жизни Человека...

Подробнее
«ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА ?» П. Пилат

Евгений Силаев

 Читая многочисленные рассуждения и исследования о категории «ИСТИНА», у меня сложилось впечатление, что их авторам «тесно» в рамках того небольшого количества понятий, на базе которых они пытаются сформулировать свое понимание категории ИСТИНА.

Парадоксальная ситуация! Когда я говорю слово «ИСТИНА», я уверен, что меня правильно понимают (ситуация понимания на уровне «здравого смысла»), а когда философ добросовестно формулирует определение категории «ИСТИНА» (ситуация понимания на уровне «осмысления категории») — возникает острая дискуссия в связи с  различными пониманиями этой категории.

Итак, на уровне «здравого смысла», при всем разнообразии мнений, говоря об истине, как правило, мы  хорошо  понимаем друг друга, а на уровне, вроде как, продуманного  философского осмысления категории «ИСТИНА» — нет! Интересно, но тот же самый «здравый смысл», подсказывает нам, что  все должно быть с точностью до наоборот: философы, в вопросе об «ИСТИНЕ», вроде как,  должны понимать друг друга, а "простые люди", высказывая самые разнообразные мнения — не  должны!

От чего же же так происходит?

Подробнее
Про философию

Про философию

Евгений Силаев

Рассуждая о современной философии приходится учитывать, с одной стороны, нашу широкую информированность о самых разнообразных философских взглядах, как на «западе», так и на «востоке». У нас есть возможность интегрировать всю эту информацию в свои представления. А с другой стороны, происходит глобальная дифференциация и ревизия понимания самых фундаментальных  принципов и начал, основных понятий и категорий, в том числе, по той же  причине всеобщей информированности. «Ни одна эпоха не умела смотреть на себя так критически, не умела так жестоко осуждать себя, как наша эпоха: а это возможно в настоящее время особенно потому, что никогда еще закон обособления (спецификации) не имел такого всестороннего применения к жизни и науке, как в наше время»(П.Д.Юркевич). 

Подробнее
Мировоззрение инженера Часть 3

Евгений Силаев

Жизнь наполняет наш мир и придает ему смысл. Бог-Жизнь сотворил этот мир для зарождения в нем жизни и для жизни Человека, как образа и подобия Бога.

Наверное, правильно будет понимать время от сотворения материального Мира до настоящего момента, как время жизни этого Мира. Уж очень похожи процессы, протекающие в наблюдаемой нами природе, как мы их понимаем, с зарождением, формированием и развитием большого и сложного живого организма. Формирование галактик, звезд и планет, силовых полей и элементарных частиц, химических элементов с удивительными свойствами их химического взаимодействия, все это направлено на формирование живой материи, которая преобразует облик планеты, создавая все необходимые условия для появления и существования на ней растений, животных и Человека. Каждый этап жизни этого гигантского живого организма задуман Создателем и необходим для формирования основания, на котором образуется что-то новое и более сложное и также необходимое для дальнейшего развития Мира.

Подробнее
Мировоззрение инженера Часть 2

Евгений Силаев

Если познание это процесс осознания смысла окружающего мира, то творчество это осмысленная деятельность, направленная на преобразование этого мира (и в первую очередь самого себя).

Творческая работа над самим собой требует от меня значительных усилий. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» Мф.11.12. На много проще, и как бы естественнее, плыть по течению, без труда. Сплавляясь, моя душа спит, ленится и постепенно умирает. Исчезают мои желания, потребности и стремления, кроме самых обыденных (физиологических) и прозаических запросов. В душе нет роста, нет изменений, нет преодоления процессов деградации, а есть накопления мелочного хлама обид, претензий и страхов. Поэтому работа над собой — это гигиена души. Такая работа не может быть рутинной и механической. Как только в ней исчезает творческое начало, сразу теряется ее смысл. Вроде и работаешь и выполняешь то, что от тебя требуется, и устаешь, а на самом деле «толчешь воду в ступе» и «плывешь по течению». Творчество должно быть обязательно просветлено Смыслом. Такая работа должна быть ЖИВОЙ и привносить ЖИЗНЬ. Но на такое я способен если во мне действует Дух Животворящий. Моя задача заключается в том, чтобы расчистить от грязных чувств и помыслов в душе чистое место для Бога.

Подробнее
Мировоззрение инженера Часть 1

Евгений Силаев

В начале мы стремимся жить в соответствии со своими представлениями. Со временем жизнь корректирует наши взгляды. Жизненный путь христианина особый. Самое главное и самое убедительное свидетельство христианской веры заключается в изменениях, происходящих с человеком. На первом этапе такие изменения заметны только самому практикующему христианину. Подводя итоги десятилетнего пути от атеизма и материализма к христианской вере, я понял, что к большому моему сожалению, существенно изменились во мне только мои основные взгляды на мир, а во всем остальном я остался «ветхим» маловерующим человеком. Но я уверен, что Христианство ? это Путь и надо по нему идти к вере, и это согласуется с моими новыми воззрениями. Я приглашаю Вас к неторопливому и обстоятельному разговору о наших воззрениях на мир. Чтобы разговор конкретизировать, предлагаю на Ваш суд свои взгляды.

Подробнее