Эссе о логике и знаниях

"Знания — крылья, поднимающие нас на небеса"

           /Уильям Шекспир / Генрих VI, часть 2/   

 

 Разумное осознание изначального смысла логики и знаний должно  базироваться на прозрения великих мыслителей, которые ясно и чётко созерцают  и указывают нам правильное направление к Истине.   

  В предлагаемых  рассуждениях основанных на  философских высказываниях академика В. С. Соловьёва, сделана попытка раскрыть некоторые аспекты содержания отношений логики и знаний в цельности их понимания.    

  Очевидно, что логичным воспринимается только то, что имеет определённый понятный смысл, то, что понятно.  Значит, если мы можем понимать только знания, то и логичными могут быть только  определённые представления о знаниях в их  упорядоченных, цельных, осмысленных   соотношениях.  

Попробуем  рассмотреть соотношения философских терминов  "логика" и "знания" более  основательно и подробно. 

       ***      

 1. Знания, получаемые  в процессе  воспитания и образования ребёнка  формируют особое  разумное мышление, свойственное только человеку, в том числе и  абстрактное, логичное. Например, дети-маугли, которые имеют все особенности человека, но, не имевшие необходимого общения с людьми, не получившие в  раннем детском возрасте  воспитания и образования, не усвоившие  интерсубъективные   знания и навыки  общения и  логичного мышления и речи, не  переживавшие человеческий  образ жизни,  так и не смогли в дальнейшем сформироваться как личность и  даже после того как стали  жить   среди людей.. Причём, такие дети обладают определёнными способностями рассудка, в их понимании   есть некоторые представления, Соответствующее образам  их ума.  У  них есть память и они могут запоминать и воспроизводить  даже слова и целые предложения, но это не речь , а простое воспроизведение звуков, как сигналов, совершенно аналогично тому, как это может делать и попугай.        

 2. Если логика неразрывно связана с мышлением и речью человека, то она должна иметь в своём основании  интерсубъективные  знания потому, что речь и разумное  мышление не возможны без обучения, без приобретения знаний  и навыков использования  интерсубъективного языка, без  понимания знаний, которые,   таким образом,  лежат и в основании мышления и речи, а значит и в основании логики. Думаю, что именно эта сложная связь логики со  субъективными и интерсубъективными знаниями во многом объясняет трудности понимания  её действительных оснований и невозможность их правильного понимания вне  логической триады "речь-мышление-логика".

 3. Однако, для усвоения знаний уже  требуются определённые изначальные  знания  и  их понимание, требуются мышление и понимание языка, требуется понимание их логичности, понимание логики мышления и речи, а значит и восприятие фундаментального смысла логики. Субъективные знания имеют понятный смысл,  должны быть определёнными,  конкретными и логичными, иначе они могут  быть  бессмысленными, бесполезными, ненужными  в жизни человека.   

  Индивидуальные знания сохраняются в памяти человека и могут быть выражены им  на определённом,  уже известном, а значит и понятном,  этому человеку И ДРУГИМ ЛЮДЯМ, объективно существующем,   интерсубъективном языке человеческого общения.

 4. Все знания, в том числе и  знания языка, усваиваются в результате процесса познания, в среде человеческого общения, а  для осуществления  процесса познания  уже необходимы логичные  мышление и речь.

 5. Термин "знания" сложный для понимания,  имеет чрезвычайно  обширный и всеобъемлющий философский смысл.  Подробнее о знаниях можно прочитать мои рассуждения в "Эссе о знаниях".  

  6. Именно о естественной связи логики и знаний писал гениальный философ Вл. Соловьёв, когда утверждал: - "…  логика определяется как наука о необходимых условиях познания, или о его возможностях"./ФИЛОСОФСКИЕ   НАЧАЛА  ЦЕЛЬНОГО   ЗНАНИЯ" /   

7. Ключевым моментом понимания термина "знание"является его соотношение с термином "истина".  Необходимыми, полезными для жизни человека являются только истинные знания, которые направляют его жизнь  к Истине, выражают цель и предназначение (смысл)  его осмысленной жизни. 

 8. Знания приобретаются и формируются в результате  разумной деятельности человека, в процессе познания.  

 9. В своих философских размышлениях В. С. Соловьёв про истинное познание писал так: -  "… тому познанию даем мы предикат истины, в котором реальность содержания и разумность формы, элемент эмпирический и элемент чисто логический соединены между собой не случайно, а внутренней органической связью. Эта связь, не заключающаяся в обоих этих элементах самих по себе (ибо из эмпирического содержания нашего познания самого по себе никак не вытекает его логичность и из логической формы познания никак не вытекает его реальность), предполагает третье начало, свободное от одностороннего противоположения двух элементов и в котором они находят свое единство как две выделившиеся стороны этого одного начала. Элемент эмпирический и чисто логический суть два возможные образа бытия, реального и идеального, третье абсолютное начало не определяется ни тем, ни другим образом бытия, следовательно, вообще не определяется как бытие, а как положительное начало бытия, или сущее". / ФИЛОСОФСКИЕ   НАЧАЛА  ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ /     

 10. Важно различать знание и содержание этого знания, а содержание знания отличать от его внешнего, формального, а значит-  логичного и понятного, и только поэтому -   интерсубъективного  выражения. При этом, выражение знаний будут логичными только если субъективное понимание этих знаний будет логичным, а не просто формальным. Поэтому формальное выражение  знаний часто проявляет разумное понимание этих знаний, но может быть и простым  изложением содержания знаний, если они  только формальные, рассудочные, а не разумные.     

 11. Великий мыслитель Вл. Соловьёв  в своих  фундаментальных размышлениях о знании  обосновывает принципиально новый термин – "органическая логика". Для философского обоснования этого термина он предлагает следующие базовые утверждения: "диалектикой я разумею такое мышление, которое из общего принципа в форме понятия выводит его конкретное содержание; так как это содержание, очевидно, должно уже заключаться в общем принципе (ибо иначе мышление было бы творчеством из ничего), но заключаться только потенциально, то акт диалектического мышления состоит именно в переведении этого потенциального содержания в актуальность, так что начальное понятие является как некоторое зерно или семя, последовательно развивающееся в идеальный организм". И далее: "Под анализом я разумею такое мышление, которое от данного конкретного бытия как факта восходит к его первым общим началам". И далее: "Под синтезом я разумею такое мышление, которое исходя из двух различных сфер конкретного бытия через определение их внутренних отношений приводит к их высшему единству". И далее: "логическое содержание нашего чистого мышления тождественно с логическим содержанием сущего, другими словами, что те же самые (точнее, такие же) определения, которые мы диалектически мыслим, принадлежат и сущему, но совершенно независимо (по существованию или действительности) от нашего мышления".  И далее: "Всякое познание держится непознаваемым, всякие слова относятся к несказанному, и всякая действительность сводится к той, которую мы имеем в себе самих в непосредственном чувстве". и далее: "всякое бытие есть отношение, отношение же предполагает относящихся, т.е. множественность".  / ФИЛОСОФСКИЕ   НАЧАЛА  ЦЕЛЬНОГО   ЗНАНИЯ / Начала  органической логики /        

 12. Только истинные знания могут быть надёжным материалом для умелого, логичного , понятного  окружающим людям, осмысленного и правильного построения своей разумной жизни среди людей.  И только в  этом заключается всеобщий  философский смысл логики в её связи со всеми  нашими знаниями, абсолютный смысл самого существования логики  цельных знаний в жизни человека.