КАТЕГОРИИ

Евгений Силаев

Материальное

В моем понимании, «МАТЕРИАЛЬНОЕ» — одна из фундаментальных философских категорий, — конкретная форма явления идеального во времени и пространстве, — результат оформления некоторого содержания, как ограничения смысла.

Именно поэтому, как абсурдно говорить о взаимодействии электрона с его собственной массой, так и аналогично, нематериальная сфера нематериальна не потому, что у нее нет ничего общего с материальным стальным шариком, а наоборот, просто идеальное определяет — стальной шарик, его форму и все его свойства (конкретное содержание), как материального объекта.

Проведем мысленный эксперимент. Пусть огромные возможности человека позволили ему уничтожить в Мире все, что имеет форму куба. Значит, в реальном Мире больше не существует ничего материального кубической формы! Но, очевидно, что идея куба неуничтожима, и всегда какой-нибудь умелец сможет изготовить материализовать кубик.

Физики нашего времени реализовали идею средневековых алхимиков, — искусственно «конструируя» и материализуя трансурановые атомы.

Идеальное не дано нам в чувственных ощущениях, поэтому, существует его восприятие, только в материальных проявлениях, отношениях и формах, о которых мы, из опыта, рассуждаем в соответствующих понятиях.

Именно поэтому и определить категорию «Идеальное» можно только в смысловой связи с категорией «Материальное».

Онтологический смысл связи идеального и материального, ее место в структуре Бытия, ее предназначение, в том, — чтобы идеальное воплотилось, явилось в материальной форме Бытия. Смысл материального бытия, — это жизнь Человека. Такого понимания смысла Бытия, как минимум в настоящее время, . достаточно для жизни Человека.

Говоря о «Человеке» в философчком смысле, имеется ввиду все человечество, всех людей, тех — кто жил когда-то, живет сегодня и будет жить в будущем, — человечество с точки зрении вечности, в отличии от «человека» — конкретной персоны.

«Человеке» грандиозное понятие, вполне «соизмеримое» с понятием Бытие, особенно, если учитывать, что «Человек» — цель «Бытия».

Идеальное

ИДЕАЛЬНОЕ — одна из фундаментальных философских категорий, как реальная нематериальная сущность, существующая вне ограничений времени и пространства и определяющая, в том числе, форму существования материи, отношения и законы взаимодействия материальных объектов.

Трансцендентное

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ — одна из фундаментальных философских категорий, данная в понимании как мистическое откровение в именах: Сущее, Начало, Абсолют, Единое, Смысл, Свобода, Жизнь, Благо, Любовь, Творец,  Истина, Красота, Тайна.

Мистическое откровение о сущности Трансцендентного дано и в явлении человеческой речи, и в понятиях нашего разума. Имена Трансцендентного обладают таинственными (необъяснимыми), парадоксальными, но очевидными для понимания свойствами, которые являют Его сущность.

С одной стороны, для понимания Трансцендентного большое значение имеют Его имена. С другой, именно в Именах нашло отражение человеческое понимание сущности Трансцендентного. Разнообразие Имен свидетельствует об разнообразии таких пониманий.

Метафизическая связь имени и сущности глубоко изучена в философии. О именах, в своих работах, рассуждали Флоренский П.А, Булгаков С.Н, Лосев А.Ф. ... Религиозные аспекты понимания Имени изложены в трудах Дионисия Ареопагита ( + 96 г.).

Основанием для наших рассуждений положим, — используемый Э.Гуссерлем «Принцип всех принципов» — очевидность. Очевидное, по тексту используется в смысле — понятное.

Правда, очевидное — иногда бывает, трудно осознать и понять!

Рассмотрим некоторые очевидные свойства имени Абсолюта.

Определим, что именем Абсолюта — являются ТОЛЬКО имена, соответствующие очевидным «Утверждениям о Именах».

Утверждения о Именах

1. Имена Абсолюта, все — Одно, и при том — различны.

Например, Начало есть Абсолют; Жизнь есть Любовь; Красота есть Тайна, и т.д.

2. Все Имена имеют смысл, как — существительное и как прилагательное.

Например,

Сущее — сущий;

Начало — начальный;

Абсолют — абсолютный;

Единое — единый;

Смысл             — осмысленный;

Свобода — свободный;

Жизнь — живой;

Благо — благодатный;

Любовь — любимый;

Творец — творческий;

Истина — истинный;

Красота — прекрасный;

Тайна — таинственный.

3. Каждое Имя, как существительное — существует как Тайна, с понятной неизреченной сущностью.

4. Каждое бинарное утверждение о Именах — одно Имя (прилагательное) и другое Имя (существительное) — имеет очевидный смысл.

Например, благодатная Любовь, истинный Смысл, осмысленная Жизнь,

5. Каждое утверждение из двух разных Имен с глаголом «есть» — одно Имя (существительное), «есть» и другое Имя (существительное) — имеет очевидный смысл.

Например, Сущее есть Любовь; в Жизни есть Смысл; Единое есть Истина;

Даже, на уровне обыденного человеческого понимания, мы воспринимаем единство смысла и очевидность таких утверждений о Именах.

6. Каждое утвержения о Именах является основанием для метафизического осознания гносеологической сущности Абсолюта и онтологической сущности Бытия.

Человеку дано в изначальном  несказанном понимании единство и различение этих Имен, но, только,  — по его вере.

Как писал П.Д. Юркевич: «Как в естествознании, так и в философии не могут, быть построены, но должны быть, найдены исследованием и наведением те основные факты, которые, и, суть факты именно поэтому, что в их содержании есть нечто, не сводимое на идеи разума (трансцендентное)».