МИСТИКА

Евгений Силаев

1. МИСТИКА —  проявление определенных МИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ человеческой души с невидимыми нематериальными  сущностями (духами), способными на такие отношения, независимо от условий пространства, времени и физической причинности.

МИСТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, — воспринимаемые человеком взаимодействия его души с духами и практика формирования таких отношений для достижения определенных целей, каждой из сторон этих отношений.

Мистические отношения возможны, только при условии обоюдного  стремления сторон к их установлению. Человек должен быть «открыт», должен «раскрыть» свою душу, и этим он берет на себя ответственность за то, что попадет в его душу.

Важнейший аспект любых мистических отношений, связан с состоянием и наполненностью человеческой души. Если душа наполнена Светом, то у тьмы нет никакой возможности проникнуть в нее. Тьма, ни при каких обстоятельствах не сможет вытеснить Свет. А вот для «пустой» или «замусоренной» души,  опасность «внешнего внедрения» — вполне реальная.

2.Очень часто, мистика ассоциируется с понятием «духовность», и не без основания. Духовность, как и мистика, определяется тем, каков дух.

Есть Дух любви,  который долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Но нельзя  забывать, что существуют и другие  духи. Вполне реальны темные духи — нетерпимости, гордыни, злобы, лжи, ненависти

Способность к различению духов приобретается в  опыте личных отношений с Богом, как дар, и  проявляется благодатью Святого Духа.

3.История мистики – ровесница истории человечества. Исторический процесс постоянно и очень разнообразно формирует условия жизни Человека, а в этих разнообразных условиях изменяются и формы мистических отношений, которые становятся все более сложными и менее очевидными.

Все мистические отношения, при всем их великом разнообразии, принципиально делятся на базовое отношение с Богом: — «я и Ты», в отличие от всех прочих  отношений с тварью: —  «я и он (она)», «я и другой», «я и некто» и др.  Подробнее о базовом отношении с Богом  можно прочитать в книге Мартина Бубера «я и Ты».

Цели мистических отношений «я и Ты» со стороны  Бога — формирование абсолютных отношений в Любви с Человеком, как со всем человечеством в вечности, основанных на личностных отношениях, по усмотрению Бога, с каждым человеком персонально, но всегда оставляя  этой личности свободу выбора в этих отношениях.

Цель любых мистических отношений каждой человеческой личности  формируется ею в процессе всей жизни, по своему усмотрению, если только она ощущает себя свободной в этих отношениях, в противном случае она рабски подчиняется таким отношениям.

Цель мистических отношений с каждой человеческой личностью может  быть трех видов: а) способствовать формированию и развитию  отношения «я и Ты» с Богом, б) противиться формированию и развитию  отношения «я и Ты» с Богом или в) преследовать свои собственные цели.

Восприятия мистических отношений, как ощущение изменения состояния своей души, принципиально субъективны, чаще всего неосознанны, но, свойственны, в различной степени (как талант), данный каждому человеку.

Неосознанность  восприятия мистических отношений объясняется своеобразной верой, ошибочным пониманием причин всего происходящего в человеческой душе. Считается, что на состояние души имеет влияние только внешне  видимое и ощущаемое, а вовсе не то, что уже содержится в душе,  или что может оказывать на нее невидимое влияние. Например, невозможно объяснить человеку с такой своеобразной верой, откуда у него в голове, вдруг, возникла эта «дикая мысль». Или, знаменитое восприятие:  «Займи, но выпей!» — это тоже, вполне реальные мистические отношения. Или, вдруг, в душе у игрока: —  «Не упусти шанс! Иди во банк!».

Атеисты, материалисты и позитивисты не воспринимают мистики и исключают возможность взаимодействия с духами, тем самым, неосознанно, оберегают свою душу от опасного влияния агрессивных духовных сил. Но «перекрытый» духовный канал, не «очищает» душу, а только исключает доступ к ней извне, одновременно, исключая доступ и животворящих сил, обрекая душу  на безжизненное бесплодное существование.

Именно наличие опасности для души, и объясняет факт «закрытия» для человека, в чувственном восприятии  невидимых нематериальных сущностей духов. Стремление духов к мистическим отношениям с человеком объясняется и тем, что только человек способен реально влиять на материальный мир и изменять происходящие в нем процессы. Все, что происходит в Мире, так или иначе, связанно с Человеком.

4.Мистический опыт — осознание реальности фактов  восприятия мистических отношений и практика формирования таких отношений.

Взаимодействие души с духами происходит на уровне смыслов, как не имеющих очертания стихий, которые формируют в понимании наше восприятие всего окружающего мира. Понимание новых смыслов и их связей в структуре нашего мировосприятия может изменять наши цели и приоритеты, формировать новые, несвойственные нам ранее желания, стремления, оценки … изменить наш образ жизни.

5.Мистическое познание может быть средством достижения разнообразных  целей, но как предельный случай может быть и самоцелью.

В предельном случае знания, как цель, абсолютизируются и превращаются в идола, как «Знание - сила». А сила всегда требует приложения. Если знания, — абсолютная цель,  сами в себе, то приложение их как силы может быть, например, чисто внешним бессмысленным накоплением  преходящей информации,  бесцельным самоутверждением в жизни.

Знания и опыт не должны быть самоценны, они только средство.  Наши сегодняшние  знания и опыт будут востребованы завтра, но мы принципиально не можем знать, что будет завтра.

Мистическое познание может освещать, осмысливать дорогу жизни, прояснять ее предназначение, или, при стремлении в другую темную сторону, оказавшись во власти других сил, во мраке бессмысленного существования, тогда он будет вынужден, как обычное животное, бороться за выживание,  с пессимизмом надеясь на иллюзию эволюции и прогресса в «светлое будущее».

Реально опасной может быть практика самовольного  формирования мистических отношений, особенно, не умея контролировать состояние души. Как мне думается, бесполезны стремления к каким-то мистическим отношениям, кроме отношений с Богом и  желания получить благодать Духа Святого — а это, всегда действие одностороннее, это Дар Божий, при этом, Господь ведает и учитывает готовность сердца человеческого для такого Дара.

Дух дышит где хочет, поэтому, человек должен быть открыт  и постоянно готовиться к отношениям с Богом, должен иметь  выдержку, веру и надежду.