Главная » Философия » Мировоззрение инженера Часть 1
 

Мировоззрение инженера Часть 1

Евгений Силаев

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Введение

1. Моя вера

2. Понимание себя

3. Мое познание

Предисловие

Данная работа не имеет отношения ни к философии, ни к богословию, а является изложением и попыткой обосновать моё личное миропонимание. Многочисленные ссылки на высказывания известных философов, богословов и ученых, только отражают факт большого влияния этих мыслителей на мои взгляды. Работа над этим текстом продолжается, в том числе с Вашей помощью. Я в пути. Данная версия от 05.11.2010г. Е. Силаев

Введение

В начале мы стремимся жить в соответствии со своими представлениями. Со временем жизнь корректирует наши взгляды. Жизненный путь христианина особый. Самое главное и самое убедительное свидетельство христианской веры заключается в изменениях, происходящих с человеком. На первом этапе такие изменения заметны только самому практикующему христианину. Подводя итоги десятилетнего пути от атеизма и материализма к христианской вере, я понял, что к большому моему сожалению, существенно изменились во мне только мои основные представления о мире, а во всем остальном я остался «ветхим» маловерующим человеком. Но я уверен, что Христианство ? это Путь и надо по нему идти к вере, и это согласуется с моими новыми воззрениями.

Думаю, что апостол Павел или св. Серафим Саровский не ощущали потребности формулировать свое взгляды на окружающую действительность. Изложение сути нашего мира, в их понимании, мало отличалось бы от Евангельских истин. В самой основе их жизни было цельное и прочное основание ? Иисус Христос. Сильные и цельные личности проявляют свои взгляды поступками. Другие больше говорят, как надо жить и меньше делают, вплоть до маниловского ? «… следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы так сказать, паренье этакое…». В связи с этим, я знаю, что работа над формированием моего мировоззрения ? это изготовление «духовного костыля». Не хватает цельности и прочности основания, на котором я продолжаю строить свою жизнь. Нет уверенности, нет устойчивости, ? вот и ищешь дополнительную опору. Но, всё таки, публикация моего мировоззрения ? это и духовная работа, на которую я сегодня способен и дай Бог не совсем тщетная, это и публичное покаяние, а местами и попытки самооправдания. Надеюсь, что мои рассуждения могут послужить поводом, задуматься тем, кто пытается честно и до конца последовательно согласовать свои собственные взгляды с окружающим их миром и происходящими с ними событиями.

Впервые, осознание понятия «добро» с христианской точки зрения, мне дала статья отца Александра Меня: «Познание добра и зла» // Советская культура.- 1989.- 21 окт.- С.14. // Я воспринял эту статью всем сердцем, но тогда многое в моих представлениях о мире стало противоречиво и непоследовательно. Понадобились годы, чтобы постепенно навести относительный порядок в моих взглядах. Работа продолжается, и я думаю, что публичное обсуждение христианского миропонимания будет важно и полезно всем нам, высказывающим свое мнение о самом главном. А главное, по моему, стремиться осуществить сформулированные принципы в жизни. В конце концов, мировоззрение необходимо не для философии, а для обретения и укрепления веры, а вера должна стать основой жизни.

 Я приглашаю Вас к неторопливому и обстоятельному разговору о наших воззрениях на мир. Чтобы разговор конкретизировать, предлагаю на Ваш суд свои взгляды.

1. Моя вера

«Верую, Господи! помоги моему неверию.»

Мк.9.24

Я верю:

ИСТИННО изложенное в Символе Веры ? христианское исповедание Бога.

Бог ? это Любовь. Бог? это Дух. Бог? это Свет.

Бог ? это Путь, Истина и Жизнь.

Благодаря воплощению Бога Сына в Иисусе Христе у меня есть реальная возможность восприятия живого Бога, как личности. Внимательное отношение к событиям окружающей жизни позволяет ощутить Божье присутствие. Осознание жертвенной крестной смерти Иисуса Христа за наши грехи и Его воскресение может зажечь в моем сердце любовь к Богу. Иисус Христос победил смерть, без этой победы мне невозможно было бы спастись. Бог никогда, ни при каких обстоятельствах, не нарушает моей свободы. Это главное, во что я верю. И тогда понятно …

Выбора: идти за Богом или против Его воли это всегда выбор человека.

Все события, происходящие в моей жизни, имеют смысл. Во-первых, это реализации меня как личности и мое участие в Божьем замысле сотворения мира, если я сознательно или неосознанно выполняю Его волю. Во-вторых, это процесс моего спасения и искажение моей личности, если я не выполняю Его волю или поступаю против Его воли. Если я сейчас выполняю волю Божью, я уже спасен, но наступает следующий момент моей жизни, следующая ситуация и я не выдерживаю экзамен - «проваливаюсь», отпадаю от Бога, тогда моей душе грозит гибель. В такой ситуации я нуждаюсь в спасении. В Евангелии об этом сказано: «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,..» Мф.9.12.

 О каждом событии моей жизни Господь может сказать: ? «от Меня это было». Из любой, самой тяжелой и безнадежной жизненной ситуации есть выход, обратиться к Богу и попросить Его помощи. Помощь от Бога я получаю, даже если и не прошу, но не всегда понимаю, что «это» - помощь и не всегда принимаю её с миром в душе. Если я не принимаю, с миром, помощь Бога ? я её теряю. Божья помощь это именно помощь. Господь ничего не будет делать за меня! Все, что я могу, я обязан сделать сам ? это мой крест. Каждый из нас несет по жизни свой крест и этот крест по нашим силам.

В глубине души каждого человека реально существует только два взгляда на его место в мире, это - «Я и бог» или «Бог и я».

 Взгляд «Я и бог», естественный для «ветхого» человека, формируется в нерелигиозной или формально-религиозной среде с момента осознания своего «я». Такой человек осознает себя в мире, который существует для него лично. (Субъективная ценность моего «я» ? максимальная, весь мир существует для меня). Бог такого взгляда это: первичная и вечная материя материалистов, церковь ? обрядоверцев, Библия - некоторых верующих, знания и информация позитивистов, судьба фаталистов, природа и вера в то, что «Бога нет» атеистов, а также многое другое, во что человек верит и чему может поклоняться. Всё это многообразие форм характерно для языческой веры во всевозможных идолов и божков. Главная, с моей точки зрения, особенность языческой веры заключается в том, что эта вера ничего особенного от человека не требует. Более того языческий бог, как они верят, готов исполнять твою волю, если ты выполнишь какие-то ритуальные магические действия, например – обряд или жертвоприношение. А мы ведь любим, чтобы служили нам! Человек интуитивно ощущает, что он по рождению царь и по статусу выше всего окружающего мира, а значит и служить должны ему. Как должное, мы воспринимаем свое право распоряжаться окружающей природой. Но, то что мы любим, от того и зависим. Зависимость человека от окружающего мира воспринимается им, как отношение этого мира к нему лично. Причем, не очень важно для сути моего рассуждения о восприятия окружающего, как этот мир относится ко мне. Просто, в одном случае, это «добрый» мир по отношению ко мне, а в другом «злой», а чаще, временами то «добрый» то «злой», но все это по отношению ко мне.

 Бога в этом мире можно принимать или нет, но всегда по отношения ко мне. Можно считать: - да, Бог есть, но ему нет дела до меня, ведь он велик как этот огромный мир, а я так мал. Ощущение реальности мистического приводит такого человека к попытке построить «по-человечески» хорошие отношения с «Невидимым» по принципу ? я тебе, а ты мне. В конечном итоге, такая позиция приводит человека к сложному вопросу: - что я должен делать, чтобы этот мир (или бог, или не знаю что или кто) относился ко мне хорошо? Ответ, обычно, находится в сравнении себя с окружающими людьми. Я как они буду делать это и получу то. Я все могу. Тот много работает и хорошо живет, и я буду работать. Наши все православные, и я буду православным. Как хорошо жить. Могу я себе позволить маленькие слабости и маленькие радости? Приметы … , конечно ерунда, а вдруг? Хочу быть богатым здоровым и счастливым. Хочу, хочу, хочу … ? не хочу… Всего я достиг сам. Я так привык. Мне все понятно. Все так хотят. Я как все (или ? «А чего это я буду как все?»). Не обманешь - не проживешь. Это всё придумали. Уже так не могу. Никому не верю. Как быстро проходит жизнь. За что мне всё это? Как несправедливо! Какой ужас! Устал, а что я могу сделать? Ну, и что смерть? (Субъективная ценность моего «я» ? равна нулю; весь мир существует против меня, а я уже ничего не хочу и мне уже ни от этого мира, ни от кого ничего не надо.) Все умирают. Заснул навсегда и всё.

 Каждый человек, живущий со взглядом «Я и бог», ограничивает свои возможности рамками естественных, для каждого живого существа, потребностей и становится зависимым от внешнего мира. Такой человек ? раб, потому, что любые его «хочу» и «не хочу», привычки и наслаждения рождают зависимость, и как следствие страдания. Далее, вполне естественное желание избежать этих страданий, иногда любой ценой. С годами убеждаешься как все в этом мире временно и шатко.

 Общество людей, преимущественно с таким мировоззрением, формируют в рамках человеческих возможностей, ту историческую среду в которой мы живем. У человека со взглядом «Я и бог», как правило, формирует уникальное взгляды на жизнь, со своими персональными ценностями и приоритетами. Такие люди, в основном, формируют пёструю разновекторную структуру Человечества на Земле. Каждая группа людей поклоняется своему языческому божку или богам, будь то государство, религия, национальность, экономическое благосостояние, утверждение себя в науке, искусстве, политике или беззаветная служба на пути к власти, обладанию материальными ценностями, достижение славы, удовольствия и другим человеческим страстям. Неповторимая человеческая личность на этом пути унифицируется до индивидуума, типичного представителя своей группы: американец, мусульманин, бюргер, ученый, артист, президент, нищий и т.д. Каждая такая группа стремится к своим целям, имеет свои интересы и при этом, имеет свои средства достижения этих целей и защиты своих интересов. Взгляд «Я и бог», сам по себе определяет только форму мировосприятия человеком, иногда у него формируется соответствующее мировоззрение. Но с таким взглядом, можно потерять верную ориентацию в своих стремлениях и жизненных ценностях, исказить в своей душе нормальное восприятие добра, сформировать ложную самооценку и в конечном счете, возможно, неправильно прожить свою единственную и бесценную жизнь. Наша земная жизнь ? это подготовка к Жизни Вечной. А если твой путь не к Богу, то куда?

Взгляд «Бог и я», дается человеку как Дар Божий. При этом, такой взгляд может формироваться с момента осознания человеком своего «я». Он чувствует себя в разумном неслучайном мире, который создан любящим милостивым всемогущим Богом. Осознанная вера в Бога - это всегда трудный Путь свободного человека в этом грешном мире. Трудность заключается в невозможности решить стоящую предо мною задачу, но «человекам это невозможно, Богу же все возможно» Мф.19.26. И самая первая трудность ? это поверить, что Господь всегда рядом со мной и готов, если ты согласен, помочь тебе встать на Путь веры. Я совершенно правильно интуитивно ощущаю, что этот Путь мне самому не по силам. Уверенно встать на этот Путь, можно только ощущая в себе веру в реальность Божьей помощи. Искренне ожидать реальную помощь, можно только ощущая реальность личностного Бога, который знает, что ты существуешь и готов тебе помогать. Круг замкнулся: для того чтобы встать на Путь веры, нужна вера в живого Бога. Решить эту задачу не может ни человек, ни Бог. Все слабости, недостатки и грехи наши личные приобретенные или унаследованные, а все достоинства, добродетели и таланты получены даром от Бога. Поэтому, человек не может никакими своими деяниями ни перед Богом ни перед людьми заслужить Дара Веры. Господь не может даровать человеку Веру, не поправши его свободу. И, все-таки, решение существует, если эту задачу совместно решают и Бог и человек. Как только без лукавства и трусости, самым искренним образом, я посмотрю на себя в мире с позиции «Бог и я» у меня появляется реальный шанс встать на Путь Истины и Жизни. И первое, что говорит Господь на этом Пути ? «Покайся»! Моя проблема с покаянием ? лукавство. Мне не по силам этот Путь ? трусость. Маловерие. Но надо идти. Да осилит Путь идущий!

2. Понимание себя

Мы должны веровать, что Бог относится к сынам человеческим настолько благостно, чтобы не внушать им сильного стремления к такому знанию, которое он сделал для них совершенно недостижимым.

Джордж Беркли

Мое мировоззрение есть результат постепенного осознания себя в этом мире. В моей жизни получилось, как писал Н.А.Бердяев: атеизм оказался лишь диалектическим этапом Богопознания.

Мои школьные увлечения физикой и математикой постепенно сформировали представления о безграничных возможностях познания окружающего мира. Мира — который бесконечен во времени и в пространстве. Законы химии, теория эволюции Дарвина, исторические описания прогресса человеческой цивилизации и светлая идея жизни в будущем коммунистическом обществе, в основном, завершили, на этом этапе, мое мировосприятие. Душа ликовала: «Нам нет преград ни в море , ни на суше, нам не страшны…». Пока, что-то не знаю — узнаем! Пока, что-то не понимаю — поймем, со временем. Впереди вся жизнь, еще ВСЕ можно узнать, понять и сделать. В 10-м классе я впервые задумался о понятиях «добро» и «зло» и так как нигде не находил внятного представления о этих понятиях, не помню почему, решил прочитать, что пишет об этом Евангелие. Каким-то образом я получил Библию и с интересом прочитал четыре Евангелия и Деяния Апостолов. Вывод о прочитанном был по-юношески категоричен и прост: христиане считают, что если ты бездумно и фанатично веришь в Бога — это добро, а если не веришь — это зло! Все ясно, они вербуют своих верующих. Я закрыл Библию, и на многие годы у меня сложилось полная уверенность, что религия — это опиум для народа, исторический анахронизм и вопиющая безграмотность.

В студенческие годы продолжается интерес к общим вопросам физики элементарных частиц, космогоническим теориям и другим глобальным вопросам.

А изучение математики, философии, теории автоматического управления, кибернетики, аналитической механики, теории игр, математической статистики, казалось окончательно, убедило меня во всемогуществе научного познания.

В эти годы приобретаю первый опыт использование в работе вычислительных машин. Вызывают восхищение научные публикации в области искусственного интеллекта и особенно проблемы распознавания образов. Складывалось впечатление, что в ближайшие десятилетия наука сможет вполне логично объяснить суть самых сокровенных человеческих возможностей: чувств, мышления, эмоций, интуиции и самой жизни. В это же время, в моих воззрениях появляются и первые вопросы без ответов. Я никак не мог принять одновременного описания свойств элементарных частиц как корпускулы и как волны. Какая теория правильная корпускулярная или волновая? Ответ: и та и другая, меня не устраивал.

Неприемлемым для меня был и «Принцип неопределённости Гейзенбе?рга»

(В общем смысле, соотношение неопределённости возникает между любыми переменными состояния, определяемыми некоммутирующими операторами. Это — один из краеугольных камней квантовой механики, который был предложен Вернером Гейзенбергом в 1927 г.) Кто посмел ограничить мои возможности познания? Можно принять, что сейчас я этого не знаю или не могу измерить, но наступит следующий этап когда я все смогу. Но закон принципиально ограничивающий мои возможности познания… это уж слишком!

Начало моей работы в НПО «Хартрон» совпало с широким использованием вычислительной техники при создании систем управления ракетами космическими объектами. ЭВМ в качестве инструментов проектирования и в составе бортовой аппаратуры, в те годы, было совершенно новым делом. Исследования замкнутых систем управления (систем с обратной связью) определило мое четкое представление о реальных возможностях таких систем. Да, мы использовали шаблонный термин «поведение системы», да мы говорили: «система отработала возмущающее воздействие», «автомат удерживает ракету» но при этом четко знали, что на самом деле это — «железяка», тупо реализующая алгоритм управления. В это же время на предприятии, в рамках проведения фундаментальных научно-исследовательских работ изучались возможности использования в перспективных системах управления адаптивных структур типа «перцептрон», и моделирования нейронных сетей. Делались попытки моделирования процесса эволюции структуры системы или самообучения. Значительно позже аналогичные работы проводились в области распознавания образов. Очень добросовестно велась работа по анализу всевозможных научных публикаций в этих областях исследований. Главный вывод по результатам перечисленных работ, в котором я совершенно убежден — случайным образом может быть только нарушена работа функционирующей системы. Возможен вариант создать систему, которая будет «отслеживать» изменения некоторых параметров и в соответствии с полученной информацией будет изменяться свою структуру функционирования. Но такая возможность адаптации должна быть заложена изначально для всех возможных вариантов возмущений с указанием, как изменять структуру в каждом конкретном случае. Таким образом, процесс «эволюции» системы должен быть заложен в её проекте.

После окончания института, складывалось впечатление, что современные достижения науки позволяют решать все технические проблемы, возникающие в процессе проектирования систем управления. Универсальными инструментами исследований таких систем стали методы математического моделирования с использованием вычислительной техники.

Опыт разработки достаточно сложных математических моделей убедил в применимости к этим моделям принципа «консервной банки»: из модели можно получить только то, что ты в неё положил! Разработчик оформляет свои знания в виде модели. Модель служит только источником информации о моделируемом объекте. Любая ошибка в модели приводит к получению ложных результатов моделирования.

К нашим разработкам привлекались ведущие специалисты академических, научно-исследовательских институтов и ВУЗов и все таки решающим фактором при проектировании оставались талант инженера и прикладные методы разработки основанные на личном опыте разработчика. Особенно ярко эта закономерность проявилась при создании системы управления супер-ракеты «Энергия».

Ускоренные темпы создания современной техники стимулируют развитие исключительно прикладных отраслей науки. Ученые-прикладники специализируются в чрезвычайно узких отраслях науки и работая по договорам с промышленными предприятиями, вынуждены обеспечивать получение необходимых научных результатов в установленные договором сроки. Складывается впечатление, что современная наука развивается «вширь», а продвижение «вглубь», к основам, к Истине носит асимптотический характер и бесконечно стремится к пределу, ограничивающему определенные возможности человеческого познания.

Во второй половине XIX века ? первой половине XX века сначала среди выдающихся деятелей науки, а затем и изобразительного искусства появились тенденции развития под лозунгами: «наука для науки» и «искусство для искусства» (декадентство). Ученые и художники, с выдающимися способностями, всегда ощущали потребность реализации своего таланта в служении Истине и Красоте, считая это свое предназначение важнее самой жизни. Такие творческие личности однозначно поняли, для своей души, невозможность стремления к утилитарным целям ни в Науке, ни в Искусстве.

Работая над рефератом для сдачи кандидатского минимума по философии, я выбрал тему: «Может ли машина мыслить?». Главный результат этого реферата, для меня, заключался в осознании проблемы соотношения понятий «смысл» и «информация». Не может быть найден машинный способ осознания смысла!

Современная эпоха прошла стадии технической, технологической и вот уже около полувека как может быть названа информационной. Упрощенное понимание процесса познания, во многом, превратило человека в информационного автомата («автомат» ? в смысле устройство, формально действующее, без осознания своих действий, строго следуя заданному алгоритму функционирования). Разработчики современной теории информации обращали внимание на формальное использование в теории термина «ИНФОРМАЦИЯ», без наполнения этого термина понятием «СМЫСЛ». Например, информационный ответ на вопрос «Ты выключил свет на кухне?» ? да или нет содержит один бит информации. Аналогичный ответ на вопрос «Отец жив?» ? да или нет, также содержит один бит информации. С точки зрения теории информации оба эти ответы содержат один и тот же объем информации ? один бит. Но, каждому очевидно как велика разница в смысловом содержании этих ответов, в их значении для передающего и принимающего эту информацию!

Я думаю, сегодня в процессе познания постепенно происходит подмена понятия «Знание» на понятие «Информированность». Для решения своих проблем и достижения своих целей в современном мире не нужны знания, но очень нужна информированность. Современный человек информирован: какой закон его защищает в данном случае, к кому надо обратиться для решения этой проблемы, помнит цены на товары и услуги, курсы валют, не забывает, что надо сегодня сделать, где надо быть, кому позвонить. Но в разговоре с этим человеком трудно понять зачем (кроме заработка) он выполняет свою работу. Информированность достигается, в основном, путем механического запоминания, а знания путем постижения. Мы говорим: «Я хорошо знаю дорогу на вокзал»; мне вчера её показали и я запомнил. Совсем другой смысл высказывания: «Я немного знаю Виктора Александровича»; с которым я проработал десять лет. Решить проблему «Познай себя» рассчитывая только на свою память невозможно, для этого надо размышлять, хотя и помнить тоже надо.

Современная цивилизация требует от меня, не задумываясь, выполнять большое количество простых действий для автоматического удовлетворения моих желаний и потребностей. Нажал кнопку, и в пять часов утра меня разбудил будильник. Нажал кнопку, и лифт опустил меня на первый этаж. Бросил жетон, и турникет пропустил меня в метро. Вставил пластиковую карточку в банкомат, набрал код, и получил заработную плату. Нажал кнопку и отправил документ во Францию. Продолжать можно долго. Но если мне надо, что-то не очень типичное, например: хочу посидеть в тишине или пройтись пешком и подышать свежим воздухом, то возникают проблемы. Если мне не нужен мобильник и телевизор, то ? это как-то странно… Тебе, что не нужна информация? Если я не знаю что такое «энтропия» или «сюита», это нормально. Но, как, ты не умеешь запустить фильм с DVD-плеера? Ты что ? дебил? Обязательно надо знать какую кнопку нажать, какую команду выдать, какой код ввести ? всё     это в сегодняшней жизни обязательно. А вот, В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ ? знать не обязательно. Сегодня уже как в сказке «Али-Баба и сорок разбойников»: знаешь код «Сезам» заходи в пещеру, где лежит все, что хочешь, а забыл код ? потеряешь голову. Мы живем уже в эпоху культа всеобщего потребления. Окружающий мир влияет на каждого из нас, предлагая средства обеспечения комфортных условий жизни, получения примитивных удовольствий, используя моду и рекламу. В моей душе возникают стандартные, модные, рекламируемые желания и потребность их удовлетворить. Одновременно быстрыми темпами развивается автоматизированное производство, продукция которого должна удовлетворять такие распространенные потребности. В массовом порядке можно удовлетворить только типичные и самые простые человеческие запросы. Информационное общество статистическими методами познает, что такое типичный индивидуум и что он хочет. Удовлетворить желаниям среднестатистического человека ? нет проблем! Потребности обычного индивидуума познаваемы и понятны (примитивны по сути).

Я думаю, что важнейшие стремления человека как личности выходят за пределы этого материального мира.

В семидесятые годы со мной произошел курьезный случай. Разговаривая с одним из своих приятелей, я сказал, что видел у знакомого старинную русскую икону, где-то шестого ? седьмого века! Приятель засмеялся и сказал, что в шестом ? седьмом веке и Руси-то не было еще. У меня плохая память на даты, а в историческом времени я тогда и вовсе не ориентировался, и было очень стыдно за свою безграмотность. Зрительная память у меня хорошая, поэтому я решил нарисовать на листочке бумаги схему, на которой показать шкалу времени и где там были наиболее известные цивилизации: Древний Египет, Греция, Рим и т.д. Начал читать историческую литературу и эта работа меня так увлекла, что через десять лет в Москве издали мою «Всеобщую историческую схему». Работа не прошла даром. при составлении этой схемы я серьезно задумался о сути понятия «Время» и в частности ? историческое время.

Следующей этапной работой в моей жизни была попытка осознать и сформулировать для себя понятие «Красота». Живописью я интересовался с раннего детства. В четвертом классе я первый раз стал посещать изостудию в Харьковском Доме офицеров. Но еще будучи школьником, несмотря на то, что знакомым мои работы хвалили, я твердо понял, что художником не буду. Но любовь к изобразительному искусству осталась на всю жизнь. Особенно меня увлекает творчество художников из объединения «Мир искусства». Итак, «Что мы понимаем, говоря: «Красиво»? Как и при составлении исторических схем, я на несколько лет окунулся в проблемы эстетики и философии искусства. Прочитаны фундаментальная работа Л.Н.Толстого, многотомник А.Ф.Лосева и много других книг философов, художников, специалистов в области эстетики, а осознания нет. Самое глубокое высказывание, из тех, что я нашел: «Красота ? это всегда тайна».

 В эти годы рухнула диктатура КПСС, и появилось очень много замечательной литературы. Я прочитал о совершенно новых взглядах на казалось бы давно установившиеся для меня понятия. Началось складываться мнение, что я вообще перестал понимать что-либо в этой жизни. И вдруг, мне встречается статья отца Александра Меня: «Познание добра и зла» Рассуждения Отца Александра я принял сразу и начал внимательно следить за его публикациями. Вскоре удалось подписаться на его семитомник «История религии».

Действительно новый этап в моей жизни начался после встречи и знакомства с отцом Онуфрием Репецким. Я уже знал, что старые мои взгляды ложные и возврата к ним не будет. Но, начать все сначала было непривычно и поэтому страшно, и одновременно, я был уверен, необходимо. Беседы с отцом Онуфрием помогли понять цели и вселили уверенность в будущем. Начался новый трудный, медленный и интересный этап на моем пути. Но об этом надо писать отдельно, в следующей части.

3. Мое познание

«…для меня не убедительно никакое мировоззрение, кроме веры».

С.С. Аверинцев

Ключевым моментом изменения моих взглядов было новое восприятие мистического. Если в первое время, после знакомства, слова отца Онуфрия о молитве, я пропускал без внимания, то через несколько лет ситуация изменилась. Сегодня мне понятно, если у нас нет материальных органов чувств для ощущения мира духовного (невидимого), значит, в этом есть смысл. Важнейшие духовные сущности, такие как: Любовь, Красота, Истина, Жизнь, Добро, Вера, Свобода, Разум, Тайна и многие другие, и так воспринимаются, практически каждым человеком, без специальных органов.

Первый реальный опыт ощущения Бога я получил в общине ? группе молитвенного чтения Евангелия. Вот уже более 10 лет мы регулярно читаем Евангелие. На каждой встрече разбирается один небольшой фрагмент, от десяти до тридцати стихов. После прочтения наступает момент молитвенного сосредоточения на прочитанном. Одни стихи воспринимаются очевидными и понятными, другие наоборот ? парадоксальными и непонятными. А какой-то стих прямо берет за живое. Например, в тот день на работе я не выдержал и прямо сказал сотруднику, что «надо изучать матчасть!». Сказал, вроде по-делу, но зная, что он любит рассказывать другим, как правильно работать с техникой, и как надо это делать (а в прочем, как и я сам). А осадок на душе остался. Почему? Ведь я же прав! И вот теперь, вечером читаю: «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.» Ин.8.7. В тот момент мне стало совершенно ясно: вот она грешная душа и я не боясь слов ? «кто из вас без греха», бросаю первым в нее камень. Дальше, почему меня «зацепил» его поступок? Только потому, что во мне живет тот же грех. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» Мф.7.3. Когда во мне нет какого-то греха, то я его практически не замечаю в других; а если и вижу, то он меня не раздражает, его легко простить. Возникает ощущение истинности прочитанного евангельского стиха. И вновь, понимаешь «Светом разума Твоего» просветляется смысл прочитанного стиха, прожитой жизненной ситуации. И цель ясна. В простейшей жизненной ситуации Господь ведет меня за руку и предлагает сделать маленький шаг вперед, а я, как младенец, опять сажусь (в лужу). В связи с этим любая жизненная ситуация, теперь воспринимается мною, не как случайность, а как очередной урок жизни. Особенно остро я это ощущаю в семье и на общине.

На общине собираются совершенно разные по возрасту, характеру и специальности люди, которых объединяет желание еще одним путем, кроме Литургии, молитвы и индивидуального чтения духовной литературы получить Духа. Слушая рассуждения другого о прочитанном стихе открываешь такие неожиданные и важные для меня истины, что всплывают в памяти слова: «… ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.» Мф.18.20. Но бывает один из выступающих, начинает длинный монолог о философских или богословских проблемах, которые его заинтересовали в недавно прочитанной книге. Слушаешь, слушаешь, а в душе уже зреет осуждение и раздражение. И тогда понимаешь: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» 1 Кор.13.4-7. И возникает вопрос: есть ли во мне сейчас Любовь? Бог это ? Любовь. Ответ прост: значит я уже потерял Духа.

В обычном мирском представлении приведенные примеры ? сущие пустяки. Но я помню слова из притчи Иисуса Христа: « Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.» Мф.25.21. И еще раз повторю, что для меня это Путь. Маленькие дела формируют привычку контролировать себя, состояние своего сердца и судить о своих поступках. А привычка формирует характер.

Регулярное чтение Евангелия, попытки вникнуть в суть каждого стиха открывает глубину смысла этой книги. Первое и самое главное, что поражает в Евангелии это встреча с живым Богом, с живым Человеком ? Иисусом Христом, который прямо обращается к твоей душе. Второе, это предельная честность изложения происходящих событий. Евангелисты излагают все проступки и человеческие слабости апостолов, подробно показывают их трудный путь к святости. Парадоксальность и алогичность отдельных стихов и сюжетов формирует абсолютную уверенность в том, что никаким человеческим, самым гениальным умом создать такое «литературное» произведение невозможно! Одновременно чувствуешь, как наполняется душа чем-то истинным, прекрасным, вечным.

В свете Евангелия становится понятным смысл и Ветхого Завета. Откровение Бога содержит самое главное. Нет в этих Вечных Книгах ничего суетного, второстепенного или случайного. Библия описывает с самого начала весь путь от грехопадения до спасения Человека от рабства греха и одновременно показывает мою душу, как отражение в чистом зеркале. Итак, следующим шагом на моём Пути, было принятие истинности Ветхозаветных Книг. Сразу хочу уточнить, очень многие стихи в Библии я совершенно не понимаю, или наоборот, они воспринимаются, как само собой разумеющееся. Но теперь, я знаю, что непонятное, со временем, иногда становится ясным, а то что очевидно ? наоборот, вдруг наполняется глубиной необъятного смысла. Чтение Библии ? это приятие откровения Божия, которое зависит от чистоты моей души, чистоты моих помыслов и от искренности стремление познать Бога, а не желания извлечь необходимую мне информацию. Чем больше я работаю над своей душой, тем больше получаю возможность осознания Библейского текста, тем лучше и четче вижу отражение своей души и многие её пороки. Одновременно Библия открывает суть процессов творения мира, исторического течения Человеческого сообщества. Благодаря этому у меня сформировался новый взгляд на рациональные пути познания, так называемых «законов природы», естественными науками. Я уверен, что научное изучение возможно только, если воспринимать мир разумно устроенным и познаваемым (Верить в это!). Более того, познание мира человеком возможно при условии, что человек подобен Богу, который сотворил. этот мир. Познать возможно только то, что в тебе неосознанно уже есть. Например, хаос, который образуется в результате воздействия сил зла, для человека непознаваем. Сама склонность человека к познанию, ко всевозможным попыткам свести все к единому началу свидетельствует о подсознательном знании человеком Бога, принятии факта, что все произошло от Него и глубинном стремлении познать Его (объединиться с Ним). Как важно для каждого из нас, чтобы результаты нашего творчества, обладали свойствами присущими творениям Божьим. Мы стремимся, чтобы эти результаты были одновременно и истинными, и красивыми, и гармоничными, служили добру, и воспринимались с любовью. А как же трудно добиться таких замечательных результатов, без помощи Господа (иногда это получается, если человек неосознанно реализую Его волю).

Я уверен, что любое истинное познание ? это, в конечном счете, познание Бога, а истинное творчество ? это соучастие в Божьем творении мира. Познание Бога ? это сверхъестественное стремление человека объединится с Ним в истинном прекрасном и бессмертном бытии. Я ощущаю, что полная реализация моей личности возможна только в Царстве Божьем.

Теперь мне очевидно, что кроме рациональных путей познания есть еще более сложный и значительно более важный, для меня, иррациональный путь. Причем именно этим иррациональным путем познания мира шло Человечество в течении многих тысяч лет, и практически все научные Истины познания были обретены именно на этом пути. Развитие современных научных взглядов имеет истории только нескольких последних столетий, но и эти достижения базируются на осознанных ранее фундаментальных Истинах. Но надо знать, что путь иррационального познания становиться небезопасным человеку, который не верит в Бога и не выполняет Его волю. Именно поэтому, Господи и не дал возможность человеку чувственно воспринимать мир невидимый. Естественным путем познания мира невидимого есть Откровение Божье, которое мы все можем воспринимать в виде тварного материального мира, в Слове Библии, в Священном предании, в молитве и в Литургии. Откровение Божье ? это источник нашего истинного Знания.

Обманчиво представление о накоплении Знаний Человечеством в процессе исторического развития. К большому сожалению, с течением времени происходит накопление объема информации и технологий ее использования, а не Знаний.

Самый прямой путь передачи Знания это реализация их в своей Жизни! Если я живу в соответствии со своими Знаниями то окружающие меня люди воспринимают мою жизнь, как Истинное Знание и без слов. Если я точно излагаю свое Знание в словах, но моя жизнь не полностью соответствует этой Истине, то у окружающих возникают сомнения: или я «не так живу» или «я не то хотел сказать»? А вот в случае если моя жизнь противоречит моим словам то эти, в общем-то правильные слова, воспринимаются, как пустые теоретические рассуждения! Знание может быть формализовано в виде материальных объектов, процессов и информации. Одно и тоже Знание можно представить в бесконечно большом количестве разных форм. Если вы знаете как правильно изготовить ручку для молотка и изготовили много различных ручек, то с одной стороны каждый экземпляр ручки ? это оформление ваших знаний, а с другой стороны этот экземпляр ручки представляет только какую-то часть ваших знаний. Точно так же при представлении знаний в виде информации невозможно в полной мере передать эти знания. Прямой путь передачи Знаний от человека к человеку начинается от Адама и Евы, которые имели личный опыт общения с Богом и с огромными искажениями и утратами дан нам в виде слов нашей речи. Попыткой сохранить Истину от утрат и искажений на пути от человека к человеку был Дар людям письменности. Казалось бы теперь никто и ничто не сможет исказить или «забыть» написанное. Но безжалостное Время уничтожает тексты (возможно это и не случайно), а люди со временем изменяют смысл, который они вкладывают в слово. Именно поэтому известно, что Библию надо читать, только в Духе. Тогда каким-то сверхъестественным образом человек правильно воспринимает смысл написанного.

Процесс осознания и передачи Знаний ? это и есть процесс познания. Процесс осознания заключается в восприятии того первичного Слова от Бога, благодаря которому все стало. Или другими словами: познание Бога это познание Бога Слова ? Иисуса Христа. Божье Слово содержит в себе смысл того, что стало благодаря этому Слову (всего невидимого и видимого). Из этих рассуждений мне стало ясно, как важно с большим уважением относится к своим собственным словам! Ошибочное, неточное или неаккуратное использование слова искажает смысл высказанного. Мы все давно привыкли к тому, что есть разница, иногда большая, между тем, что человек хотел сказать, что он сказал и как я понял его. Замечательно и то, как близкие по Духу люди, умудряются правильно улавливать смысл высказанного другим.

Конкретные знания каждого человека образно можно представить в виде круга на плоскости Всеобщего Знания Человечества. У одного человека площадь круга сравнительно велика, а у иного небольшая. Все круги имеют какую-то общую область, где они пересекаются. Эта область общечеловеческих знаний, аналогично у некоторых групп людей могут быть общие области знаний в части их специальности, условий жизни, интересов и т.д. С течением времени происходит смещение этих кругов в новые области на плоскости Всеобщего Знания.

Также естественно круг знаний современного человека уже не охватывает области «устаревших» знаний. Люди жившие много тысяч лет назад знали ничуть не меньше любого из наших современников. Просто, мы не знаем их области знаний. Для того, чтобы записать Библейские тексты, которые сложились несколько тысяч лет назад, нужно было обладать грандиозным объемом Знаний. Любая информация заложенная в книге, раньше или позже устареет, и только Истинное Знание будет важно и нужно людям всегда. Ни одна книга, написанная за последние две тысячи лет, не может сравниться с Евангелием, по своему значению для всего Человечества.

Именно Библия позволяет мне находить сегодня понимание и ответы на многие вопросы. Важнейшие для каждого человека вопросы, связанны именно с духовным планом бытия, такие как: «В чем смысл Жизни?», «Что такое Добро?», «Что такое Любовь?», «Что такое Красота?». В сегодняшнем мире эти духовные проблемы теряют смысл. Многочисленные безбожные попытки осознать и сформулировать ответы на так называемые «Вечные вопросы», как правило, заканчиваются перечислением отдельных признаков проявления этих духовных сущностей в материальном мире. Например, пропорция «золотого сечения» для Красоты или логичность для Истины.

Вопрос: «Кем и зачем создан мир?», как правило, не рассматривается. Мир бесконечен и существует вечно! Все проявления Божьего промысла в этом мире, которые воспринимает человек, приписываются свойствам абстрактной «Природы», или «Всеобщим законам», или «Всемирному разуму» и т.д.

Вопрос: «Что есть Истина?», в материалистической трактовке, сужается до уровня необходимости экспериментального подтверждения с необоснованным предположением: «Так будет всегда и везде». Подавляющее большинство самых основополагающих Истин открыты верующими и стали фундаментом человеческой культуры, а в современном безбожном мире, не задумываясь, просто приняты на веру, как само собой разумеющееся. Но неосознанное принятие на веру этих Истин не может стать твердым основанием, на котором базируется моя жизнь. А пока, я могу, каждую их этих Истин принимать или не принимать по своему усмотрению или хотению, моя жизненная позиция непрочна и подвержена влиянию практически любой жизненной ситуации. И так будет до тех пор, пока я окончательно не определюсь со своими жизненными взглядами, со своим мировоззрением.

Познание необходимо каждому человеку и для реализации себя как творца. Результаты моего творчества зависят от цели, которую я преследую. Когда работа выполняется во имя Бога она плодотворна, имеет очень важные последствия, о которых и не подозревал. И наоборот, многое из задуманного мною, исходя из самых благих намерений, но с одним только желанием самоутвердиться, закончилось крахом. Каждый из нас должен стремиться к творчеству, независимо от специальности и рода деятельности. Только в творчестве я могу себя реализовать как личность.