Главная » Философия » О сущности коммунизма и фашизма
 

О сущности коммунизма и фашизма

Евгений Силаев

Предлагаю рассуждения, как осмысление, в основном, работы арх. Иоанна (Шаховского), — «Философия общности», в связи с событиями наших дней.

 1. Коммунизм и фашизм, как сводные братья, зародились на руинах гуманизма, когда Бог умер (Ф. Ницше) в душах  большинства людей.

Крах гуманизма привел к  постепенному  распаду основ нравственности личности и общества. Очень многие достижения человеческой культуры потеряли свою истинную ценность и превратились в названия эфемерных сущностей  (благородство, воспитанность, порядочность, скромность, воздержанность, интеллигентность …).

2. Человек имеет возможность возвыситься над своей животной природой и даже над инстинктом самосохранения. Но, это  тяжелый мучительный труд – борьба  с самим собой, а к тому же этот труд невидимый для окружающих людей. Когда еще подвернется случай показать себя? А в материальном мире – вырыл яму – и вот результат!

3. Каждый человек интуитивно ощущает превосходство  нравственной личности и  осознает, что никакими своими материальными финансовыми средствами ему не преодолеть это превосходство. Интересно, что для двух нравственных личностей такое ощущение – обоюдное, но не вызывает в них морального дискомфорта.  Нравственные личности вызывают в наших душах доверие, уважение, желание  подражать их поступкам.

Нравственная личность имеет честь, стыд, совесть, а значит и уважение к себе, что для нее очень важно.

Нравственные ценности для  таких людей  могут быть   дороже жизни. Значит, нравственность имеет прочное основание только в вере, а не в самой человеческой жизни.

Исключительно важный для наших рассуждений диалектический переход происходит, когда в душе человека ценность его личной жизни становится абсолютной. Значит, за  свою жизнь такой человек готов отдать все – честь, совесть, жизнь другого человека…  Но, как только за жизнь можно чем-то заплатить – она обретает цену, становится предметом для обмена  – товаром. Вот с этого момента кардинально меняется направление развития исторического процесса и становятся возможными - и   коммунизм и фашизм.

Абсолютизируя в душе ценность своей жизни, человек  опускается с высоты личности до уровня животного существования  со всеми вытекающими из этого последствиями. Нет, он не перестает быть человеком и даже личностью. Но такой человек теряет возможность реализовать свое предназначение. Уже не он определяет, какой должна быть его собственная жизнь, а совершенно чужие ему внешние условия.  Он теряет свободу и сам становится  рабом, средством  достижения  целей  того, кто его использует.

Моя жизнь имеет  абсолютную  ценность: ведь я  –   единственный, и другой жизни у меня не будет, а вот жизнь других людей стоит не много, потому, что их много. 

4.  Стремление к материальному стало естественным и доминирующим  в жизни большинства.

Хорошо известно, что получив что-то  такое, что существенно улучшает условия жизни, через очень небольшое время человек начинает чувствовать острую потребность в «другом» и еще вот  в «этом», а также и  в «этом». Человеческую душу никогда невозможно насытить  ни чем конечным, ни чем  материальным.

Человек добровольно отдает себя в рабство материального и  потом страдает под его игом.  Как только  «нечто» становится для меня очень приятным, вкусным, комфортным, …  возникает опасность, что я  стану  зависимым, рабом этого  «нечто». Рабство – зло, и как зло – обманчиво и всегда обещает одно, а в реальности получается совершенно другое.

 Зло может победить на видимом уровне, но только на некоторое время. Временная победа зла  все равно – его поражение на нравственном невидимом уровне. И победитель   это ощущает в своей душе. Потому что зло в нашем мире может действовать только через душу человека, и ответственность за зло всегда на совести того, кто его творит.

Освободившись от рабства, человек может очень быстро вновь стать рабом, если у него не хватит мужества и решимости выбрать свободу и быть готовым двигаться по трудному и опасному пути, определяя цель своего движения  и беря на себя ответственность за конечный результат.

Зло несущностно, а значит,  может существовать только как  искажение, разрушение чего-то  уже существующего.  Так, страх тоже может объединять, но только как зло агрессии в  противопоставлении  кому-то  или чему-то внешнему.

5  Животный способ общественного существования (рой, стая, муравейник, стадо, …) предполагает  только противопоставление своего чужому в своем биологическом виде.

В человеческих же сообществах возможны: сотрудничество, солидарность, взаимопомощь …

Но,  «Во имя единства — партийного, экономического, социального, расового, национального, даже религиозного, церковного — сколько душ растерзывалось и растерзывается в мире». (Стр. 16 - 20. - Философия общности // Проблема личности // «Время веры», Иоанн (Шаховской),  архиепископ Сан-францисский. -   С. 458, М. 2013 )

Искажением стремления человека к единению является - объединения против других людей (стран, народов, партий …).

 «Истинная общность людей может рождаться лишь через их взаимное, свободное нравственное интегрирование. Выявление глубины и неповторимости каждого человека есть условие высшего единства человечества».    (Там же)

Стремление человека    к объединению для совместной жизни в человеческом  сообществе естественно. Это – важнейшая задача Человечества на всех этапах истории. Пути и способы решения этой  задачи и определяют характер исторического развития общества.

Можно подробно рассмотреть с предложенных позиций  развитие человеческих сообществ на всех этапах истории, но это не является целью данной работы.

Рассмотрим только коммунизм и фашизм.

6.  Итак, гуманизм очень высоко поднял в сознании людей ценность, уникальность и общественную значимость человеческой личности. Но он не смог предложить способа построения справедливого с точки зрения конкретного индивидуума человеческого сообщества.

Мыслители эпохи Гуманизма понимали все недостатки человеческих сообществ  только как внешние, формальные в материальной области, так называемые – «объективные причины» и  соответствующие такому пониманию пути решения этих проблем. Время показало ложность такого миропонимания. «Игнорируя эту глубину бессмертного и личного человеческого духа и сознания, провозглашая действительность только внешних ценностей и материальных отношений, материалистический коммунизм лишает людей их настоящего, единственно возможного единства».  (Там же)

Очень просто объяснить рабочему человеку, который уже осознал себя личностью, что все его проблемы в экономических отношениях с враждебным для него классом эксплуататоров.  Эта призрачная,  ложная идея  кажется весьма убедительной.  «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Первая фраза из «Манифеста Коммунистической партии», написанного в 1848 г. Карлом Марксом.

В смертном бою с «мировой буржуазией», объединившись против  эксплуататоров, трудящиеся хотели построить «рай на Земле»  –  коммунизм.  Именно это противопоставление, как зло и враждебное отношение «трудящихся» к «буржуазии», разрушает социалистическое общество изнутри.

Очень просто объяснить  человеку, который осознал себя, личностью, что он уникален и даже самый лучший, а люди его национальности или   народ его страны  –   уж точно самые лучшие.   А все проблемы, так или иначе, связаны именно с этими "другими". Приятно быть гражданином сильной, хорошо вооруженной страны, принадлежать великой нации. Кто же этого не хочет?  Мы, как  великая нация, должны жить лучше «других»  - и это справедливо! «Психология коллектива, изученная Лебоном и другими, показывает возможность неэкзистенциальных, даже демонических единений человечества», (Там же)

Именно зло противопоставления и враждебного отношения народа одной страны к  «другим»  сначала консолидирует, а затем  разрушает фашистское общество.

Зло временно, преходяще, оно не способно к созиданию, и, в конце концов, разрушает то, в чем оно поселилось.

В 1937-ом году толпы единомышленников в состоянии  сиюминутной радости кричали: «Хайль Гитлер!», не думая о том, что придет 1945-й год.

Фанатичное служение ложным идеям разрушает в человеке моральные устои и даже может привести  к осатанелости личности  (Сталин, Гитлер, Пол Пот  …).

«В нашу эпоху особенно обнаружилась апокалиптическая стихия Зверя и виден, в сфере общественных, социальных, политических, как и родовых и псевдорелигиозных отношений, тот «хватательный» процесс, о котором, в плане физиологическом, говорил И. П. Павлов... «Зверь» и в человеке, инстинктом не созвучным Истине, ищет стадности».  (Там же)

Люди, личности  определяют нравственный облик любого общества: и демократического,  и социалистического, и фашистского в том числе.

Каждый человек, в меру своей личности, вносит свой вклад и должен быть лично ответственным за него.