РЕЧЬ — МЫШЛЕНИЕ — ЛОГИКА

Евгений Силаев

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»

(Мф. 28, 19)

 1. Ч. Пирс ввел в основания логики понятие «триада» и «триадические отношения».

Триада обладает какими-то удивительными свойствами. Каждый аспект триады совершенно уникален, не имеет ничего общего с двумя другими и при этом, содержит в себе всю триаду.

Триада еще не множественность, но начало множественности.

В триаде нет цельности и нет единства, нет частей , нет элементов, но она одно.

Первым примером триады, для меня стала «сущее-сущность-существование».

Не может быть сущего без сущности в его существовании.

Не может быть сущности без существования ее сущего.

Не может быть существования без сущности сущего.

Сущее — это обозначение первой триады.

Сущность — это неизменное первой триады.

Существование — это изменчивое живое первой триады.

В философских рассуждениях о категории «сущее» или о категории «сущность», или о категории «существование» говорят об одном смысле первой триады.

2. Вторым примером триады стала «речь-мышление-логика».

Не может быть речи без логики мышления.

Не может быть мышления без логики в речи.

Не может быть логики без речи в мышлении.

Речь — это обозначение смысла второй триады.

Мышление — изменчивая жизнь второй триады.

Логика — это определенность смысла второй триады.

Все аспекты триады «речь-мышление-логика» являются категориями.

Категория «Речь» понимается, как речь Человека, где «Человек» — это все люди, которые были, есть и будут.

Категория «Мышление» в триаде — это мышление Человека.

Категория «Логика» в триаде — это Логика речи в мышлении Человека.

В каждом индивидуальном мышлении есть сущность Человеческого мышления, в общем случае, когда не подразумеваем деление людей на расы, национальности, этносы и пр.

Каждый человек говорит на своем родном языке, но говорящий на немецком языке думает немного не так, как человек, говорящий на английском языке.

В каждом индивидууме, личности есть сущность Человека.

В каждом конкретном языке есть сущность Человеческого языка.

В каждом индивидуальном мышлении есть сущность Человеческого мышления.

В сущности логики есть сущность Человеческой речи в мышлении.

3. Смысл логики в том, что она оперирует со смыслами слов и понятий, и только поэтому есть возможность понимать соответствие интерсубъективного слова речи субъективному понятию мышления. В этом смысле логики раскрывается сущность логического принципа тождества одного слова изменчивому множественному понятию, как живому цельному.

4. Герминевтика ввела в философию плодотворную категорию «Текст».

Каждый текст формируется и понимается на определенном языке и имеет свою грамматику.

Даже, если человек знает только русский язык, он может понимать язык математики, язык изобразительного искусства, музыки, мимики, язык природы и пр.

У каждого языка свои слова, символы, знаки имеющие определенный смысл в соответствии со смыслом конкретного понятия, образа или представления мышления.

Причем, одно понятие, соответствующее слову русского языка может иметь отношение к его образу, быть эмоционально окрашенным, ассоциироваться с запахом и т.п.

Мышление осуществляется только в понимании смысла логической структуры речи. Без такого понимания речь воспринимается, как бессвязная.

Взаимные связи языков имеет сущностный характер и без учета таких взаимосвязей невозможно понять сущность языка человека, к познанию которой и должна стремиться философия речи.

5. Мышление — особая форма идеальной жизни Человека в реальном мире.

Философии мышления уже давно необходимо воскликнуть: — «Познай себя!».

Странно, что мы так мало знаем о мышлении, и не потому, что недостаточно фактов для осмысления.

Мышление наличное каждому философу, а фундаментальных работ по исследованию его сущности очень мало.

Мышление включает в себя: разум, рассудок, ум, интуицию, озарение (инсайт)…

Мышление оперирует: понятиями, суждениями, умозаключениями, образами…

Мышление невозможно без понимания смысла, памяти, представления, внимания, фантазии.

Мышление связано с эмоциями, чувствами, ассоциациями, аналогиями, предчувствиями.

Сегодня очень трудно найти обоснованные размышления о категориях: понятие, форма, образ, аналогия, подобие. Но, без ясного понимания этих категорий трудно рассуждать о сущности мышления.

6. Как уже говорилось — логика не может быть без речи мышления, а значит, плохо понимая сущность языка и мышления, трудно понять и смысл логики.

Мы понимаем логику рассуждений, как смысл самой этой логики. Вне логики слова понятия рассыпаются на отдельные несвязанные элементы, у которых нет одного смысла. В каждом единичном акте мышления понимается только один смысл.

Один смысл и другой в своих отношениях составляют одно цельное, имеющее смысл цельного, а составляющие смыслы понимаются, как его содержание.

***

Таким образом, познание сущности триады «речь-мышление-логика» открывает возможность познания сущности речи, мышления и логики в смысле Второй триады.

Не возможно обоснованно философствовать о речи, мышлении и логике вне смысла Второй триады.

Невозможно обоснованно рассуждать о сущности Человека без учета сущности Второй триады и наоборот.

Первая триада определяет смысл первой природы, а вторая триада — смысл природы, которую творит Человек.