Главная » Философия » Школьный и научный подходы к пониманию
 

Школьный и научный подходы к пониманию

Евгений Силаев

"Все мы родом из детства"

Антуан де Сент-Экзюпери

1. Тысячи лет среди людей живут мудрецы и философы. Не все философы являются мудрецами и не все мудрецы – философы. Философия - это область всеобщих и необходимых знаний, а мудрость – очень редкий дар, особый талант ясного понимания, свойственный только некоторым выдающимся цельным личностям. Философские знания можно передавать другим людям, а вот мудрость – уникальна, невоспроизводима и непередаваема, как и любой другой талант. 

1.1. Каждый человек имеет своё  уникальное предназначение в жизни и все необходимые  таланты для успешной  реализации этого предназначения, в том числе мудрецы и философы.

 Каждый талант находит своё выражение в жизни человека. Например, талантливый музыкант может распознать музыкальный талант и в другом человеке и отличить его от практических навыков, ремесленного мастерства в повторении и воспроизведении ранее полученных знаний. Талант выражается в творчестве, в явлении небывшего, но необходимого для человеческой жизни людей. Таким образом творчество возможно только в области , в которой у человека есть талант, но одного таланта совершенно недостаточно. Для творчества необходимы знания, навыки, практический опыт, трудолюбие, мастерство, воля и настойчивость в достижении поставленной цели. Вот , только без таланта все остальные достоинства творящего человека не могут обеспечить явление небывшего. При этом, важно отличать небывшее но необходимое для жизни людей от ненужного им или просто неизвестного этому конкретному человеку, чтобы не "изобретать велосипед" или "вечный двигатель", а для этого требуются знания и понимание этих знаний. Талант даёт возможность человеку ощутить действительную ценность и необходимость существования конкретного нового, отличить его от ненужного, бессмысленного в его предназначении, от ложного, которое может быть похоже на настоящее, но как фальшивая нота в мелодии.

1.2. Определённые знания свойственны каждому живому организму, но мы будем рассуждать только о человеческих знаниях и понимании, необходимых людям для реализации своего личного предназначения в отношениях человеческого сообщества. Как писал Э.Левинас: "… подлинное основание всего учения Гуссерля: быть - значит быть проживаемым, иметь смысл в жизни".

В масштабе жизни всего человечества раскрывается философский смысл интерсубъективных знаний и индивидуального понимания смысла своих знаний конкретным человеком в осознании уникальности такого понимания.

1.3. Естественная способность обретения знаний и навыков человеком, основана на памяти и мышлении отлична от способности понимать эти знания. Понимание основано на интуиции и представлениях, а смысл объединяет понимание и знания. Например, даже первоклассник может выучить второй закон Ньютона, но пройдет много времени прежде, чем он поймёт этот закон. Может так случится, что со временем он так глубоко поймет этот закон, что сможет ясно ответить на вопрос, на который сам И. Ньютон не нашёл ответа, а именно: - "что такое сила?".

1.4. Человек, как живой организм, может иметь практические знания и навыки необходимые для жизни среди людей, но не иметь понятия о предназначении своей уникальной личности в этой жизни и не стремится к реализации присущих ему драгоценных талантов, а значит и не состояться как личность в своей единственной жизни.

2. Знания человека, образ его мышления начинают формироваться в процессе жизни, в человеческом общении с родителями, другими людьми, в том числе с учителями, в процессе обучения, воспитания, в переживании своей жизни среди окружающих ребенка людей с момента его рождения. Традиционная передача и восприятие знаний и образа мышления от одного человека другому. от учителя к ученику осуществляется по обычным схемам: "от простого к сложному", от знающего к незнающему", "от знаний к пониманию этих знаний". Очевидно, что для понимания на основании знаний сложного необходимо знать о составляющих его частях, как об более простых цельностях. Такое начало знаний и образа мышления оставляет неизгладимое впечатление в его понятиях и способе рассуждений на всю дальнейшую жизнь человека. Поэтому, совершенно естественно для каждого из нас иметь убеждение, что может существовать человек (или книга), который знает ответ на практически любой конкретный вопрос и может понятно ответить на него. Об этом говорится и в высказываниях: "ни что не ново под Луной" и "новое – хорошо забытое старое", в которых нет различия между небывшим и неизвестным. Такое убеждение я называю "школьным подходом к пониманию".

2.1. Философский гносеологический аспект школьного подхода заключается в убеждении, что вне вопрошающего существуют ответы на практически все вопросы, а ему требуется только найти и понять этот ответ вне себя у знающего учителя, в литературе, в опыте или в наблюдениях и экспериментах, в познании уже существующего, общего для всех людей, так называемого "объективного".

2.2. Совершенно естественными для школьного подхода являются пути познания: "от простых составляющих к сложной цельности", "от абстрактного к конкретному", "от интерсубъективных знаний к индивидуальному пониманию этих знаний", как о единственных путях познания.

2.3. Школьный подход предполагает существование всего вне себя и парадигму "субъект - объект". 

2.4. Школьный подход формирует и определённый образ мышления основанный на авторитете учителя, традициях в обучении, обобщении, классификации и систематизации полученных знаний, практическом отношении к знаниям, историзме их восприятия и психологизме личного понимания этих знаний.

2.5. Школьный подход формирует условия для лучшего взаимопониманию между людьми, но унифицирует индивидуальное восприятие и понимание действительности и самого себя, как одного из многих людей.

2.6. Школьный подход к пониманию является начальным диалектическим этапом в познании каждого человека, а в некоторых аспектах, для освоения уже существующих знаний, присущ человеку в течении всей его жизни, но только в непосредственном или опосредованном общении с другими людьми.

2.7. Талантливый человек может и в школьном подходе проявить творчество, как в роли ученика, так и в роли учителя.

2.8. Большое значение в школьном подходе к пониманию для жизни людей имеют новые способы передачи и восприятия знаний и методики преподавания и объяснения неизвестного и непонятного. В связи с этим, широкое распространение получили ясные и содержательные систематизации и классификации на пути обобщения, запоминающиеся яркие схемы и другие формы визуализации, логизации и математизации знаний, особенно с использованием компьютеров, формальными техническими методами представления и обработки информации.

2.9. Всё, что связано со школьным подходом к пониманию становится более актуально в условиях быстрого накопления и распространения уже существующих знаний, с учётом простоты доступа к ним в современной жизни.

2.10. К сожалению, школьный подход в раздельности субъекта и объекта бессилен порождать новые знания, а может существовать только в среде уже существующих знаний.

3. Научным подходом можно назвать процесс формирования личного понимания путем познания, размышлений о непонятном на основании уже имеющихся индивидуальных знаний ученого в его свободном стремлении к Истине, в желании получить новое понимание действительности и самого себя. Философ стремится к ясному и чёткому пониманию всеобщего и необходимого, начал и оснований, к индивидуальному познанию абсолютной Истины.

3.1. Философский гносеологический аспект научного подхода заключается в убеждении, что вопрошающий сам может найти ответы на многие вопросы, но для этого требуется дополнительно получить необходимые знания от учителя, в литературе или в опыте, в наблюдениях, и экспериментах, в творческом познании уже существующего, в принятии всего существенного в себя. Поэтому, для философа важно много знать, ясно и чётко понимать то, что он знает и что хочет и может понять в свободном необусловленном познании неизвестного цельного.

3.2. Научный подход предполагает существование всего познанного  во мне, но и  потенциальную возможность существования чего-то  неизвестного  вне меня.

3.3. В научном подходе осуществляется творчество новых небывших интерсубъективных знаний, уникальное индивидуальное умножение бытия отдельной личностью. Именно поэтому, например, кто-то сказал, что настоящий философ всегда одинок в своём творчестве.

3.4. Совершенно естественными для научных подходов являются пути познания: "от интуитивного осознания сложного к простому", "от идеи цельного к составляющим его частям", "от конкретного понимания сущности и существования сущего к формированию новых абстрактных знаний о нём", как о возможных самостоятельных путях познания цельного.

3.5. Суть научного познания в стремлении к истине, как к интуитивному восприятию идеи цельного в обоснованной связи с уже имеющимися индивидуальными знаниями и их творческого понимания. Э. Левинас пишет: "Интуиция есть акт, притязающий на способность привести нас в соприкосновение с бытием; только в ней обнаруживается место истины".

3.6. Новое индивидуальное понимание ученым конкретного смысла цельного в действительности может быть оформлено и выражено в виде абстрактных интерсубъективных научных знаний.