Главная » Философия » Мировоззрение инженера Часть 2
 

Мировоззрение инженера Часть 2

Евгений Силаев

СОДЕРЖАНИЕ

4. Творчество

5. Личность

6. Время

4. Творчество

«Все, что вызывает переход

из небытия в бытие, — творчество».

Платон

Если познание это процесс осознания смысла окружающего мира, то творчество это осмысленная деятельность, направленная на преобразование этого мира (и в первую очередь самого себя).

Творческая работа над самим собой требует от меня значительных усилий. «12От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.» Мф.11.12. На много проще, и как бы естественнее, плыть по течению, без труда. Сплавляясь, моя душа спит, ленится и постепенно умирает. Исчезают мои желания, потребности и стремления, кроме самых обыденных (физиологических) и прозаических запросов. В душе нет роста, нет изменений, нет преодоления процессов деградации, а есть накопления мелочного хлама обид, претензий и страхов. Поэтому работа над собой — это гигиена души. Такая работа не может быть рутинной и механической. Как только в ней исчезает творческое начало, сразу теряется ее смысл. Вроде и работаешь и выполняешь то, что от тебя требуется, и устаешь, а на самом деле «толчешь воду в ступе» и «плывешь по течению». Творчество должно быть обязательно просветлено Смыслом. Такая работа должна быть ЖИВОЙ и привносить ЖИЗНЬ. Но на такое я способен если во мне действует Дух Животворящий. Моя задача заключается в том, чтобы расчистить от грязных чувств и помыслов в душе чистое место для Бога. Пока в моей душе грех, там нет места для Бога. 21«…ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Мф. 6.21. Вот в этом евангельском стихе я чувствую, как открывается еще один аспект Божьей помощи в борьбе с моими грехами. Дарованные нам таланты позволяют совершенно искренне, всею своею крепостью, всем сердцем стремится к их реализации в нашей жизни.

Окружающие меня люди помогают мне яснее понять наиболее важные для меня направления творческой деятельности. Среди самых близких людей, у меня возникают самые острые и сложные вопросы, требующие неординарного творческого решения. Решение находится с помощью молитвы и значительных усилий, причем, как правило, оно оказываются самым неожиданным. Реальные проблемы, возникающие ежедневно, связаны именно с теми, кто меня окружает, именно они создают условия, в которых необходим творческий подход.

Каждого из нас Господь поместил именно сегодня и в это конкретное место не случайно. Сегодня и только здесь я могу максимально реализовать свои возможности, и состоятся как личность. Иногда кажется, что все это мелочи, вот возникнет Настоящая Проблема, вот тогда и покажу, на что я способен! Но это иллюзии! Получить практический навык творческого решения проблем можно только на этих самых «мелочах». Такие ежедневные задачи мне по силам. Когда моих духовных сил будет побольше, вот тогда и задачи будут посложнее, но все равно, они будут по моим силам. Для успешного решения стоящих передо мною задач Бог дает таланты, а распорядиться ими я могу во Славу Божью или во славу свою.

Практически все признают реальность таких понятий, как «Вдохновение», «Озарение», «Интуиция», которые, безусловно, можно отнести к инструментам иррационального познания. Необходимо отметить очевидную связь указанных понятий с понятием «Талант». Воспринимать талант человека как Дар Божий является самым понятным способом его восприятия. Уж очень разумно соответствует весь комплекс уникальных и выдающихся способностей талантливого человека тем целям и задачам, которые он призван решать. В данном случае речь идет, конечно, о выдающихся личностях. Для решения примитивных проблем естественного развития природы любое явление талантливой личности совершенно не целесообразно. Даже просто выжить талантливому человеку значительно сложнее, чем обычному человеку, не реализующему свои таланты.

Нам хорошо известны имена и жизнь многих талантливых ученых, художников, артистов и мыслителей. Но кто замечает талантливую мать, добрейшего дедушку, супружескую пару, которая пронесла свою любовь через тернии длинной совместной жизни? Это все примеры талантов, которые требуют не меньшей самоотдачи, целеустремленности, а иногда и жертвенности. Эти таланты не менее важны, чем таланты самых знаменитых из людей. Особо необходимо отметить, что, на самом деле, талантлив каждый человек. Метко написал Сергей Довлатов: «В любой работе есть место творчеству». Некоторые из нас зарывают свой талант, не развивая его (не умножая), а самовольно определяют цели и задачи своей жизни. Человек напролом движется к несвойственным для него целям, растрачивает свое время, здоровье и силы, чтобы, в конце концов, понять: «Жизнь прожита напрасно!». Таков типичный итог использования своих талантов «во славу свою». Использование своего таланта во славу Божью это всегда Творчество-Служение. Очень часто такое служение проявляется в любви к людям (детям), к искусству или к науке. Удивительным является процесс зарождения в душе творческой личности идеи из любви к человеку или к природе и передачи духа этой любви в творческом акте. Мы прекрасно ощущаем эту любовь, например в произведениях искусства. И в нас самих, рождается любовь к этим произведения и к их творцам — художникам, поэтам, композиторам или артистам. В душе оживают светлые чувства, рождаются новые мысли, изменяется восприятие окружающей действительности. Любовь к людям и к их творчеству объединяет нас. В основе любого творчества лежит любовь. Любовь к женщине (мужчине) рождает творческое живое построение семейных отношений и правильное воспитания детей. Любовь к Красоте рождает художника-творца, а любовь к Истине — ученого. А вот любовь к Богу рождает творческую жизнь человека, всю в целом и его самого как личность. В этом процессе и состоит суть умножения талантов – это уже творчество. Стать творцом я могу только сам, без какого либо принуждения, даже от Бога. Не может быть творчества ни по внешней, для меня, необходимости, ни по внешней потребности. Творчество имеет природу похожую на жизнь. Творчество тоже зарождается, развивается и может умереть. Причина творчества в Любви. Мир сотворен Богом из Любви, для реализации которой нужен Другой. «Творение мира есть творческое развитие в Боге, выход Его из одиночества, зов божьей любви» Из кн. Н.А.Бердяева «Смысл творчества».

Я думаю , что научиться любить Бога можно, если сначала научиться, по-настоящему, любить свою собственную душу, а потом и душу окружающих меня людей. Свою душу, я способен полюбить, когда узнаю как она талантлива и прекрасна в те моменты, когда эти таланты реализуются в моей жизни. Научившись ценить свою душу, появляется шанс увидеть красоту души и таланты рядом стоящего человека.

Библейская притча о талантах натолкнула меня на мысль, что главное, верно почувствовать, где мой талант и не зарыть его. Например, я знаю, что для меня легко, всей душой, откликнуться на просьбу от ближнего. В такой ситуации я готов, не жалея сил и времени, помогать ему. Это мой талант и я обязан его умножать. На этом пути изменяется в лучшую сторону самооценка, и появляются силы для борьбы со своими грехами. Тогда, я могу полюбить свою душу. Мудрые люди давно заметили парадоксальную особенность наших чувств: мы больше любим тех, кому помогаем, чем тех, кто помогает нам! Значит, помогая другим, я могу полюбить их.

Думаю, что другие, но аналогичные рассуждения вполне применимы для любого, самого «наименьшего» (как мне кажется) таланта, дарованного человеку. К слову, как писал Антон Павлович Чехов: — «Я верю, что ничто не проходит бесследно, и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни». Творческое отношение к каждому моменту жизни позволяет ощутить Бога. К большому сожалению в современном мире в сознании многих людей произошла трансформация понятия «творчество». Исторически сложившееся представление о творчестве, как о чем-то ценном, редко встречающемся, оригинальном и поэтому интересном, превратило результаты творческой деятельности в модный дорогостоящий товар. Правда, остатки совести не позволяли прямо называть это «творческим товаром», язык не поворачивался. Поэтому родился модный термин «креативный», что в переводе на русский язык означает «творческий». И все, что надо продать, вдруг стало креативным. Появились «креативные услуги», «креативные юбки», «креативные котлеты» и «креативные прически» и т.д. Я повторяю, что творческой может быть любая деятельность человека, а результаты этой деятельности должны быть замечательными, но не «креативные котлеты». В этих «котлетах» содержится совершенно другой смысл, не имеющий ничего общего с творчеством. Именно, «смысл» должен руководить нашими рассуждениями, а не формальное перечисление или определение. В большинстве случаев «креативная прическа» - это абсурдное словосочетание. Но наша жизнь значительно интересней любых дифиниций. Приведу пример. В Харьковском театре «Тимур» Василия Сидина в гримерной делали прическу маленькому актеру, который, первый раз в жизни, должен был выйти на сцену. Прическа получилась великолепной! Маленький актер взглянув в зеркало и увидев себя в новом красивом костюме, да еще с такой прической полностью соответствующим, той роли, которую он должен будет сыграть на сцене. Он вспомнил ободряющий голос Василия Евгеньевича на репетициях и несмотря на легкую нервную дрожь, в душе появилась уверенность, что все будет хорошо… Сидящие в зале ребята-шалопаи, вертящиеся и шушукавшие, вдруг затихли стали серьезными, а у некоторых в уголках глаз блеснула слеза. Через несколько минут под аплодисменты зала, счастливый маленький актер ушел со сцены за кулисы. Хорошо, а теперь подумайте - этот маленький актер болен ДЦП, и до прихода в театр «Тимур» с большим трудом, невнятно мог произнести несколько фраз. И только Бог знает, может вот эта самая «креативная прическа» позволила Маленькому актеру так настроиться на роль. Искусство начинается с чуть-чуть. Если результаты творчества рождают Счастье, Красоту, Истину и Жизнь, то это уж точно — настоящее Творчество.

По моему восприятию, творческий акт начинается от внутренней потребности проявить свою любовь, которая, в процессе труда и «творческих мук» порождает во мне, таинственным образом, идею. Творческая идея рождает вдохновение — состояние души, направленное на реализацию идеи. Про вдохновение высказано очень много. Особое мистическое мировосприятие, свойственное гениальному религиозному философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву позволило ему написать: «Действие на нас идеальных существ, производящее в нас умосозерцательное познание (и творчество) их идеальных форм или идей, называется вдохновением». //Философские начала цельного знания.// Вдохновение стимулирует в душе процессы построения творческих планов и дает силы на их реализацию. В таком душевном состоянии человек способен на сверхъестественные, для него свершения, преодоление непреодолимых преград, находить выходы из безвыходных ситуаций. Творческий процесс сопровождается приподнятым радостным настроением, абсолютной, ничем не оправданной, уверенностью в успехе начатого дела. Человек получает большое удовлетворение от самого творческого труда, несмотря на все его тяготы, причем это состояние может длиться годами. Вызывают удивление необыкновенно удачные стечения обстоятельств, как будто все вокруг помогают тебе. В отдельные моменты складывается ощущение, что твоя душа уже находится в Царстве Небесном! И, как правило, результаты творческого труда намного превосходят все самые оптимистические надежды самого творца. Истинное творчество порождает творения одухотворенное, имеющее удивительную способность продолжать свою жизнь, уже независимо от творца. Одухотворенная, в процессе творчества, человеком мертвая материя может приобретать некоторые свойства, характерные для живой. Творческие произведения могут даровать радость, ощущение счастья, могут «сказать» и натолкнуть на мысль, могут успокоить и вселить уверенность. К примеру, результаты творческого труда инженеров могут наделить неживую материю свойством уменьшать энтропию. Так, техника (организуя упорядоченное движение материи и энергии) и производство (создавая из бесформенных заготовок стандартизированную продукцию) оформляют и организуют материю, уменьшая энтропию. Иногда это может происходить и без участия в производстве человека, например, в автоматическом производстве. Осмысленная и сконструированная человеком организация материи в виде автоматических систем с обратной связью позволяет системе «реагировать» на внешние возмущения, а переходной процесс в системе, иногда, воспринимается, как ее «поведение». Именно такие, искусственные формы организации и движения материи, особенно в области электроники и вычислительной техники, привели к чисто формальным бессмысленным предположениям о возможности создания искусственного интеллекта.

Интересно свойство свободы в творчестве. В отличии от свободы выбора — творческая свобода не может быть нарушена ни моим грехом, ни страстью, ни чем другим. Человек может быть, например, алкоголиком, или страстным картежником или психически больным, и при этом быть выдающейся творческой личностью. Можно вспомнить Владимира Высоцкого, Михаила Врубеля или Модеста Мусоргского — творчество, которых всемирно признано. Безусловно, все человеческие грехи и недостатки таких личностей сказываются на том, в какой степени, будет реализован в жизни их творческий потенциал. Грех в моей душе постепенно убивает жизнь и мрак заполняет ее. Пропадает интерес и потребность к творческой деятельности, нет энергии необходимой на преодоление проблем, нет желания вообще что-либо делать. Для творчества у меня должна быть живой душа. В творчестве она изменяется, растет и расцветает, формируя меня как личность. Очень ярко написал об этом Константин Георгиевич Паустовский: — «...Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце». И я понимаю, что это касается каждого из нас.

Творчество всегда реализуется для людей и среди людей. Особенно интересно участвовать в деятельности творческого коллектива единомышленников. Работая в таком коллективе, получаешь удовлетворение и от самой работы и от ее результатов. Появляется уверенность в правильности выбранного пути и в безусловно-успешном результате этой работы. С настроением идешь на работу, даже в самые тяжелые этапы, когда от тебя требуется полная самоотдача. Вызывает восхищение яркое проявление индивидуальных способностей и замечательное проявление лучших человеческих качеств моих товарищей. Но и в этой бочке меда не без ложки дегтя! Каждый из нас не без греха, а чужие грехи особенно заметны. Прости Господи! Наиболее четко это видно когда распределяются заработанные деньги. Тот считает себя самым главным, этот больше всех сделал, а другой все это придумал! Каждый из нас не без греха. С годами эту простую истину начинаешь понимать глубже. Больше ценишь в человеке хорошее, прощаешь его недостатки. Наша память устроена правильно. Мы быстро забываем плохое, а вот годы жизни и работы в большом творческом коллективе останутся в памяти, как самые лучшие в жизни. Особенно ценишь, свойственные для таких коллективов, взаимопонимание, доброе и внимательное отношение друг к другу. В общем-то, это те христианские добродетели, которые воспитывает в людях Церковь. По-видимому, идеальный творческий коллектив должен состоять из членов Церкви и быть в Духе Истины. Тогда каждый помогает и ощущает помощь, прощает и чувствует любовь к себе, готов сделать даже невозможное и видит, как другие творят чудеса. Только в таких условиях, возможна полная реализация любой творческой личности.

5. Личность

«Личность – "самое благородное

во всей разумной природе».

Фома Аквинский

В то время, когда я пытался разобраться как эстетика и философия искусства трактуют понятие «Красота», меня интересовало и все связанное с творцом Красоты — личностью художника. Поражало разнообразие всех, какие только можно придумать особенностей, характеризующих этих людей. Сравните, как отличаются друг от друга Боттичелли, Рубенс, Хокусай, Эль Греко, Пикассо и Суриков — перечислять можно долго. Однако, ни у кого не возникает ни малейшего сомнения в том, что эти художники личности. Причем их творческая индивидуальность настолько характерна, что очень многие люди, не имеющие ни какого особого интереса к изобразительному искусству, прекрасно узнают их произведения. Что же их объединяет, как личностей? Тогда, для меня этот вопрос остался открытым.

Несколько позже, занимаясь составлением исторических схем, я задумался о феномене — «историческая личность». И вновь давайте вспомним, что в памяти Человечества остались имена многих тысяч самых разных людей. Среди них мужчины и женщины, старики и юноши, пророки и мудрецы, цари и полководцы, художники и ученые, святые и негодяи, но все — личности. Будем рассуждать логически… Что же такое «личность»?, которая умеет объединять такое разнообразие сущностей, что трудно себе представить, можно–ли еще найти множество с такими разными элементами? И как описать, то, что является общим для всех элементов этого множества, т.е. как понятно описать это множество? Но с другой стороны, практически любой человек сразу понимает, что Чарли Чаплин или Иван Грозный — это личность. Вопросы, вопросы, вопросы!

Трактовке понятия «личность» посвящено огромное количество книг, написанных философами, психологами, педагогами, историками, писателями и т.д. В Интернете сотни тысяч сайтов содержат диссертации и статьи, книги, словари, энциклопедии и отдельные определения, рассуждения, характеристики понятия «личность». Из того, что я прочитал и понял, складывается впечатление, что разнообразие взглядов и подходов, трактовок и определений, так велико, что: «Нельзя объять необъятное!». Наиболее важными, для моего понимания личности стали работы В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого и С.Л.Франка. Когда началось формирование моего нового, христианского мировоззрения, тогда, постепенно оформилось и мое понимание термина «личность».

По-видимому, одним из смыслов воплощения Бога не в природе, даже не в богоизбранном народе, а именно в личности Иисуса Христа, было Его желание обратить внимание Человечества в целом и каждого из нас в отдельности на значимости в Божьем промысле конкретной личности. "Наконец времена исполнились, и над миром засияла христианская истина, признавшая духовную личность, ее назначение и ее внутреннюю жизнь за самое святое, высокое и ценное в бытии" Страхов, 1906. Главное предназначение личности это активное участие в Божьем творении мира. Все таланты, дарованные Богом каждому человеку, имеют особый смысл для реализации каждого человека как личность в данное время и именно в этом месте. Мой долг исполнить свое предназначение вопреки всем трудностям жизни и соблазнам сконцентрироваться на решении своих материальных проблем. Подтверждение этой мысли находим у Канта.

«Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон... Где же твой достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения, гордо отвергающего всякое родство со склонностями, и откуда возникают необходимые условия того достоинства, которое только люди могут дать себе?».

Итак, уникальность личности заключается в ее конкретном предназначении. Ни кто другой не имеет возможности выполнить все, что должен сделать именно я в своей жизни. Завтра ситуация в мире изменится, будут другие обстоятельства и родится другой человек, который должен стать личностью и творчески решить в новых условиях возложенные на него задачи. Если я не полностью выполняю свое предназначение, то жизнь пойдет немного другим путем, и уже кто-то другой должен будет находить решения этих задач. Такой взгляд позволяет понять вселенскую значимость и бесконечность смысла заложенного в сущности личности.

Очень важно понимать принципиальную разницу понятий «личность» и «индивидуум». Индивидуальность это элемент разнообразия, что хорошо по своей сути. Отличия индивидуума от других не могут быть квалифицированны ни как хорошие, ни как плохие. Индивидуальность человека в каждый момент времени характеризуется внешностью, полом, возрастом, родовым и семейным статусом, типом психики и манерой поведении, которые сформировались в течении его прошедшей жизни. Индивидуальность изменяется со временем. Большинство характеристик индивидуума свойственны любому живому существу. И как любое животное я постоянно озабочен решением свих насущных проблем, связанных с пропитанием, продолжением рода, поддержанием комфортных условий существования, борьбе с конкурентами и болезнями. Эта моя повседневная деятельность хорошо видна, описуема и понятна. Общаясь с другим человеком я воспринимаю его, как правило, именно индивидуумом т.е. чисто внешне, поверхностно. Например, в первое время после знакомства с близнецами, они для меня были практически не различимы (как индивидуумы). Однако, через некоторое время, узнав их глубже, с удивлением понимаешь насколько это разные люди. Заметьте, что индивидуальные характеристики близнецов, за это время, остались прежними, но я стал воспринимать, в каждом из них, что-то глубинно-личностное. То, что и через десятки лет остается в человеке узнаваемым, хотя всё внешнее и индивидуальное сильно изменилось. Важно отметить, что как раз личность человека, с годами, формирует его индивидуальность и поэтому, во многом отражается в его внешности. Личность формирует не только индивидуальность человека, но и образ его жизнь. Моя жизнь проходит среди людей и моя личность формируется, в том числе ими, их жизнью, их отношением ко мне и моим отношением к ним. Меня не устраивает только личное благополучие в этой жизни. Я, как минимум, хотел бы, чтобы мои родные и близкие тоже жили хорошо. Потом, если вспомнить о друзьях и их родных, в моей душе возникает искреннее пожелание добра и всего хорошего им. Встречая на улице несчастного или больного человека, возникает чувство жалости и желание помочь ему. В отличии от меня многие люди не только думают и сочувствуют, как я, но и многое делают для других. Естественно стремление большинства людей, не только быть счастливыми, но и жить в счастливом мире. Почти каждый человек в глубине души мечтает жить в этаком «Городе Солнца» или в «Коммунизме», а точнее в Раю. Само понятие «РАЙ», в нашем мире, приобрело искаженное значение такого места, где все будут бесконечно удовлетворять свои возрастающие потребности. Место, специально созданное, для блага каждого из нас. Однако, почему-то не заметили, что человеческое «я» не может насытиться ничем материальным и конечным. Поиски Рая и заключаются в желании дать всем и всё безо всяких ограничений, т.е. в масштабах потенциальной бесконечности. Вся история человечества свидетельствует о невозможности построения Рая на Земле.

Братья Стругацкие в своей книге «Понедельник начинается в субботу» пророчески описали процесс искусственного создания «идеального человека». Их герой — профессор Выбегайло в проекте «Человек полностью удовлетворенный» создал человека, как оценили коллеги профессора, не «идеального человека», а — «идеального потребителя». Наша современная цивилизация, по-моему, реализует «проект профессора Выбегайло» во всемирном масштабе. Сегодня задача создания из каждого человека «идеального потребителя» решается в грандиозных масштабах средствами массовой информацией и всей мощью производства продукции массового потребления. Для решения такой глобальной задачи используются самые изуверские методы влияния на человеческую душу. Обратите внимание на изменения в «цивилизованном» обществе существенных свойств человеческой души. В наше время такие грехи, как: праздность, чревоугодие, похоть, празднословие, лень и другие называются «маленькими человеческими слабостями». А бесцеремонность, повышенная сексуальность, властолюбие, нахальство и карьеризм вообще перешли в ранг «человеческих достоинств». Нынче, совершенно вышли из употребления понятия честь, совесть, скромность и порядочность. Грех, завладев душой человека, делает его рабом, который отдает все свои сила и способности, всю свою жизнь на алтарь языческого бога потребления и превращается в «человека полностью удовлетворенного», как понимал это профессор Выбегайло!

Со временем, потребности каждого индивидуума и общие для Человечества проблемы принимают все более глобальный характер. Четко вырисовывается закономерность: казалось бы, успешно решенные одни проблемы, со временем, порождают новые и более серьёзные. И как следствие, рост энергетических и экологических проблем. Сосредоточенность людей на материальных вопросах отвлекает их внимание от проблем духовных. Не решенные сегодня, духовные проблемы воспринимаются завтра уже не так остро, а со временем, вообще перестают восприниматься как проблемы. Ведь живем же мы с ними (проблемами) уже сколько лет и ничего страшного не случилось. В таком случае, не моя личность, а окружающий меня материальный мир и грех постепенно формируют мою индивидуальность и мою жизнь, а я плыву вниз по течению к естественному исходу. Я, как индивидуум превращаюсь в бессмысленную форму жизни лишенную всякого содержания.

В.С. Соловьёв писал, что человеческая личность, и, следовательно, каждый единичный человек, есть возможность для осуществления неограниченной действительности, или особая форма бесконечного содержания.

Личность это, то, что постоянно в человеке и одновременно, то, что непрерывно изменяется, т.е. живое. Изменение, до неузнаваемости, постоянной составляющей, определяющей лицо в личности это «измена», а прекращение изменений и роста над самим собой — постепенная смерть личности. Личность неповторима, в отличии от индивидуума. Среди индивидуумов бывают близнецы и двойники, но среди личностей нет. Отличия жизни личности от ее предназначения, приводят к искажению в ней образа Божия и проявлению греховности, которая присуща каждому человеку. За две тысячи лет христианство накопило громадный опыт выявления греховной сущности в моей душе, а методы духовной борьбы, изложены в трудах отцов Церкви, описаны в Житиях Святых и даны в церковном опыте религиозной жизни. Наиболее полная реализация Божьего замысла о Человеке возможно только в лоне Христианской Церкви, где каждый человек является уникальным и совершенно необходимым членом Тела Христова. В Церкви все и каждый должны быть объединены Духом Святым. Такие христиане — личности предано и бескорыстно готовы совместно трудиться ради общей цели. Объединенные Духом Святым в общину эти люди, понимая друг друга с полуслова, наиболее полно могут использовать знания и таланты каждого ради общего дела, ради Бога. Такая община имеет грандиозные возможности для творческого преобразования самих себя и окружающего мира в соответствии с Замыслом Божьим. По-видимому, это и есть Путь Спасения. Путь подготовки к Жизни в Царстве Божьем, реальный опыт жизни в Царстве Небесном уже на Земле.

Настало время перейти от общих вопросов к моим внутренним ощущениям. Мне, как и большинству людей, свойственен внутренний протест любому проявлению насилия. В том числе и насилию над самим собой, над своим собственным «я». Значит, во мне есть «некто», Кто может судить и приказывать моему «я» — моей душе. У этого «некто» имеется собственное представление о том, какой должна быть моя душа и что она должна делать, чтобы стать такой, т.е. стать личностью. И еще, получается, что у меня есть свобода выполнять эти внутренние приказы или нет. Оказывается тот, Кто судит мое «я» имеет свое (мое) собственное представление обо мне то, что называется — самооценка. В зависимости от этой самооценки изменяется и мое отношение к самому себе. Если этому «некто» не нравится, что-то в моем «я», то получается я не люблю самого себя, не ценю, и могу относиться к нему (т.е. к себе), как к недостойной уважения личности. Вот тут наступает интересный диалектический переход от «нелюбви к себе» к «себялюбию». Итак, если я не люблю свое «я» (т.е. себя) значит, для этого есть серьезные основания. Кто-то во мне, постоянно, замечает разницу между тем, как я должен был поступить и как я поступил. Между тем — как я думаю, как я хочу и что делаю. Я не могу скрыть от этого «некто» греховного рабства моего «я». А какой истинный раб заслуживает уважение у истинно свободного! Получается мне стыдно быть самим собой, а духовных сил бороться со внутренним рабством пока нет. Вот и начинаешь камуфлировать свое «я» во что-то более или менее приличное. Вместо своей личности представляешь личину — маску и соответствующую ей манеру поведения. Постепенно формируется индивидуальная «видимость меня», и растворяется в небытии моя личность. Но, как все искусственное, а значит неестественное, эта «моя индивидуальная видимость» постоянно вступает в противоречие и с моей совестью и с окружающим миром. Для разрешения этих противоречий мне необходимо постоянно заниматься самим собой, приспосабливать свой образ к условиям моей реальной жизни. Ни на что другое времени у меня уже не хватает. Кроме рабства греха я стал и рабом своего собственного искусственного «я». Рабство своему искусственному «я» и называется «себялюбием». Но этого мало, растворение в небытии моей личности постепенно заглушает в душе голос совести, обесценивается, для меня самого, значение чести, а значит ценности моей души. Страшно то, что складывается впечатление, что невозможно очистить замаранную грехом мою душу. Причем это впечатление совершенно верное. Без Бога очистить мою душу мне невозможно, а вот с Богом возможно все.

Мое себялюбивое «я» сосредоточенное на себе, естественно воспринимает тело, как основную и важнейшую часть. Если телу хорошо, то и мне, как правило, хорошо, а от этого я получаю удовольствие. Правда к хорошему я быстро привыкаю, воспринимаю это «хорошее», как «само собой разумеющееся», т.е. — нормальное (заметьте, уже не «хорошее») и перестаю обращать на него внимание. А ведь моя плоть все время очень хочет не нормального, которое уже не замечает, а чего-либо хорошенького, все больше и больше хочет получать удовольствия! Мое «я» обязано снова и снова, как раб, искать возможности удовлетворить возрастающие потребности плоти — моего «хозяина». Но как написано в Евангелии: «… слуга не выше господина своего» Мф.10.24., значит получается мое «я» не выше, не ценнее моего тленного материального тела. В свою очередь, мое тело находится в полной зависимости от внешнего мира. От этого материального мира тело получает и удовольствия и неприятности. Тело в рабстве у мира. Особенно, если телу плохо, тогда уж и мне плохо — это однозначно. Тогда, мое «я» полностью сосредоточено на проблемах тела. Что же определяет хорошо ли плохо моему материальному телу? Ответ прост — весь окружающий мое тело материальный мир и все, что в нем происходит так или иначе оказывает на него влияние. А человек, в отличии от животных, имеет творческую способность приспосабливать окружающий мир к своим потребностям. И если самое главное, удовлетворить запросы моей плоти, то и мое творчество будет направлении на решение этих проблем. Обратите внимание, что творчество ради самого себя это уже не свободное творчество, а рабское, обусловленное необходимостью удовлетворить потребности моего греховного «я». Следовательно, можно натворить такое…, что трудно назвать плодами творчества. Освобождение же моего «я» от рабства телу одновременно решает задачу освобождения тела от рабства миру. Все становится на свои, задуманные Богом, места в иерархии Дух — Душа — Тело. Иоанн Дамаскин пишет: «Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением. Это мы и называем образом Божиим, ибо выражение "по образу" указывает на умственную способность и свободную волю, тогда как выражение "по подобию" означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека».

Становится понятным важность христианской практики контролировать состояние своего «я». Что я сейчас делаю, о чем думаю, что чувствую? То, что мне хочется или то, что я должен. Обычно, потребности плоти примитивны, и их легко распознать и понять, а значит и контролировать. Приучить, самого себя, управлять своим телом, а не подчиняться его указаниям не просто, но возможно каждому, если упорно идти к цели, сосредоточить на этом свое внимание и просить Бога о помощи. Это первый шаг на пути освобождения от рабства греху. Грех сущность духовная, но часто входит в человека и выходит из него через его плоть. Поэтому подчинение плоти есть подчинение и греху.

Процесс внутреннего осознания понятия «личность» традиционно, для меня, основан на структурировании и моделировании отношений между элементами структуры. Я хорошо понимаю все преимущества и недостатки этого метода. Такие рассуждения несколько искусственны и упрощены, но позволяют сделать более понятными, для меня, духовные сущности.

Вглядываясь внутрь себя и ощущая «некто», контролирующего мое «я», можно структурировать «механизм» самоосознания. С.Л.Франк видит устройство и подлинную основу нашей «самости» в двойственности состава «я», различая в нем простое «я» и «сверх-я» или идеальное «я». В связи с этим будем называть простое «я» — душой, идеальное «я» — духом. Я ощущаю, что идеальное «я» является моим Ангелом Хранителем. Та форма, в которую формируется моя душа, которая отражается в моей индивидуальности и воспринимается «Другим», как «Ты» и есть моя личность. Идеальное «я» имеет четкое представление о той идеальной форме в которую должна оформиться моя душа в процессе жизни. Ценность моей личности для меня самого, это — «честь». Ощущение в душе необходимости поступать по указаниям идеального «я» — чувство долга, которое еще можно назвать внутренним законом чести. Закон чести стоит на страже непорочности моей души. Внутренний голос моего идеального «я», это — «голос совести», указывающий на ошибки и грехи во всех движениях души. А.И. Герцен в статье "Несколько замечаний об историческом развитии чести", 1848 г., глубинную сущность личности различает как основу чести, то сокровенное личное богоподобие — своеобразие, которое как главное богатство необходимо освоить, осознать, уберечь от повреждений во всех испытаниях.

Душа и тело — живые развивающиеся взаимосвязанные и взаимовлияющие сущности, в целом составляющие человека. Причем, только душе дарована Богом свобода выбора. Дух оказывает влияние на душу не нарушая ее свободы выбора. Душа имеет дар свободного творчества и развиваясь оформляет свою личность. Душа управляет телом и ощущает состояние тела, а через тело и состояние внешнего мира. Внешний материальный мир оказывает воздействие на душу часто через тело. До тех пор пока простое "я" и идеальное "я" составляют одно целое в человеке и находятся во взаимной любви — человек является цельным и живет с Богом. Взаимная любовь простого и идеального "я" — прототип идеальных семейных отношений. Как только моя душа поступает по своему усмотрению, не согласуясь с Духом во мне, происходит искажение личности, разрушение цельности образа, возникает потребность в исцелении. Измена Духу есть прелюбодеяние души с телом. Именно Дух оживотворяет мою душу, как душа тело. Поэтому внутренний разрыв между душой и Духом приводит к отрыву души от источника ее жизни. В таком состоянии душа медленно умирает, иссякают творческие силы, нет никаких желаний и стремлений, душа останавливается в своем развитии, дряхлеет и деградирует. Умирающая душа ищет подпитки от тела и становится его рабыней. В этой ситуации открываются широкие ворота для греха через тело в мою душу. Грех уродует мою душу и разрушает, деформирует мою личность. Единственным спасением для меня остается прислушаться ко все слабеющему голосу совести и понять глубину страдания моего Ангела Хранителя. Как уже отмечалось, все происходящее в моей душе постепенно отражается в моей жизни, а значит и в моей индивидуальности. Определенное представление об отражении личности в индивидуальной форме складывается при чтении художественной литературы, а для некоторых из нас в реальном жизненном опыте. Когда видишь человека, может быть, с обыкновенным, даже некрасивым лицом, но при этом ощущаешь в нем особую привлекательность, это всегда вызывает к нему интерес. Удивительно внимательный к окружающим взгляд, особое, спокойное и доброе выражение его глаз, не могут оставить равнодушным никого. А если пришлось быть свидетелем его достойного поведения в острых или даже драматических жизненных ситуациях, то память о нем остается в душе на всю жизнь. Удивительно, но такого человека, даже совершенно неверующие люди, называют «святым», и говорят о нем, как о светлой личности. Причем, в слово «святой» эти неверующие люди вкладывают абсолютно точное христианское понимание. Тогда вспоминаешь: Бог — это Свет, а идеальная Личность — это человек Иисус Христос Сын Божий. Прекрасно говорит святитель Григорий Нисский: «Божественная красота не во внешних чертах, не в приятном окладе лица и не какой-либо доброцветностью сияет, но усматривается в невыразимом блаженстве добродетели...».

Безусловно, далеко не все личности достойны нашего уважения, но об этом будет судить Бог. Наша память о «знаменитых людях» и «исторических личностях» конечно не случайна. Я понимаю, что вспоминая их, каждый может задуматься о возвышенности и благородстве понятия «Личность». И о себе лично. Проходят тысячелетия, но Личность жива, если о ней помнят. Время над Личностями не властно!

6. Время

«Величие человека заключается в том, что он –

единственное из всех творений, способное

превратить мгновение в вечность.»

Иоганн Вольфганг Гете

Сколько времени мне надо, чтобы понять «время»? Тридцать лет — явно мало. При составлении хронологических схем мне представился случай впервые серьезно задуматься о смысле понятия «Время». Идея этих схем заключалась в следующем: я считал, что короткие интервалы времени мы мыслим в абсолютном времени (через минуту, два часа назад, в течении трех лет и т.д.), а длительные интервалы в относительном времени (через месяц после свадьбы, за год до войны и др.). В связи с этим, для ориентации в историческом времени предлагалось на схеме отображать запоминающиеся события, что бы с ними ассоциировался определенный период времени. Сегодня я понимаю, что так называемое «абсолютное время» мы также мыслим в связи с определенными событиями — относительно показаний стрелок часов или дат календаря! Получается, что абсолютное время мы вообще не способны мыслить. Простой пример. Попробуйте закрыть глаза и мысленно «проехать свой ежедневный маршрут на автобусе», предварительно посмотрите на часы и запомните время. Вот вы «поехали, проехали мимо магазина … и т.д. Наконец, приехали на свою остановку, и вышли из автобуса». Снова смотрим на часы! Времени прошло … — сколько угодно! И больше, и меньше обычного, за которое мы проезжаем маршрут. Вы сразу поняли, как только начали представлять поездку, что у вас есть возможность ехать, в мыслях «быстрее» и «медленнее», представляя одну и ту же скорость движения автобуса — 50 км./час. Вообще-то, за одну минуту, я могу совершить даже полет на Луну!

 Одно дело мыслить время, а совсем другое ощущать его. Внутри нас существуют «биологические часы», для синхронизации всех биологических процессов нашего организма с ритмами внешнего мира. Мы ощущаем сколько времени прошло, иногда очень точно. Даже во сне, можно заранее дать себе внутреннюю установку проснуться через полтора часа и иногда, приблизительно через это время, просыпаешься. Многочисленные ритмы внутри нашего организма (частота дыхания, пульса, ритм ходьбы и др.) естественным образом связаны с циклическими процессами окружающего нас мира (суточный цикл, фазы луны, годовой цикл и др.). Хорошо известны эксперименты с людьми, помещенными в специальные помещения экранированные от внешних звуковых, световых и электромагнитных сигналов. Через несколько дней человек, в таком помещении, совершенно терял внутреннюю ориентацию во времени.

Тысячелетия человек жил используя исключительно свои «биологические часы». Это был естественный глубоко гармоничный человеку ритм жизни. Тогда время, как и вся природа, служили человеку. Обратите внимание: «время служило человеку», а не продолжительность времени. Время, как последовательность осмысленных событий. Решая задачу использования природы для удовлетворения своих потребностей, грешный человек нарушал и нарушает работу сложнейшего, сотворенного Богом «механизма». Потеряв связь с Богом, не рассчитывая на его помощь, Человек вынужден искать решение своих проблем в окружающей природе. Для использования природы потребовалось ее познание. Не имея живой связи с Богом человек в своем познании природы пошел ложным путем «от простого к сложному», в надежде неосознанным образом прийти к истине. Человеческая жизнь превратилась в животную борьбу за существование, а происходящие непонятные события стали называться случайными. Утратив способность понимать смысл событий, человек сконцентрировал внимание на механистичной длительности интервалов времени. Ведь не зря, мы осознаем последовательность происходящих событий, а длительность интервалов времени ощущаем неосознанно. И как всё, это не случайно. Слово «время» в Библии, как правило, относится к определенному историческому событию, которое и обозначает это время. Значит, если я с Богом длительность времени для меня не существенна. Время подчинено смыслу моей жизни. А вот попробуйте прожить без времени в нашем грешном мире, хотя бы недолго. Очень сложная задача. А почему? Время подчиняет современного человека — когда он спешит, когда ему не хватает одной минутки. Каждый из нас прекрасно знает, как часто «Время» подгоняет нас и заставляет торопиться. Многие имеют опыт ошибочных, и даже греховных поступков, которые совершены исключительно из-за спешки. Иногда, именно Время не дает нам возможность подумать и совершить осмысленный поступок. Получается, что «мгновение» для меня уже ничего не значит, а в спешке мне, вообще, некогда жить! Прожитое нами время зафиксировано в нашей памяти. Удивительная особенность нашей памяти заключается в том, что мы помним не только прошлые события, но и наши ощущения прошлого времени! Например, музыка. Музыка — особое искусство, которое полностью основано на времени. Высота музыкального тона определяется частотой колебаний струны скрипки. Мелодия формируется в такте из звучания нот различной высоты и длительности, само музыкальное произведение воспринимается нами во время его исполнения. Говорят, что музыка это — звучание вечности во времени. Однако, мы в данный момент можем вспомнить нашу любимую музыку. Так же, широко известны факты, когда в одно мгновение человек вспоминает всю свою жизнь. Возможно, эти примеры иллюстрируют представление о нашем времени с точки зрения вечности. Моя память напоминает мне книгу моей жизни. Правда, я не умею прочитать все, что в ней записано, но думаю, что там хранится вся необходимая информация для моего оправдания и осуждения. Доступно же в моей памяти только то, что необходимо помнить сейчас. Хотя то, что было в нашем прошлом сильно отличается от представления о нем, которое сохранила наша память, а тем более, чем то представление, которое со временем формируется в написанной Человеком истории.

Если рассматривать время, как ритм жизни, то нам часы вообще-то и не нужны. И вопрос о том, как понимать время решается более или менее просто — совмещая астрономические циклы и события происходящей жизни. Слово «Время» — образовано от основы vert-, что и вертеть (др.-инд. vartama — путь, колея); первоначальное значение — "нечто вращающееся" или "нечто возвращающееся в прежнее положение». Циклическое время бессмысленно, а линейное время (стрела времени) устремлено к определенной цели. Осознавая цикличность времени, буддистский мудрец изрек: Люди говорят - «Проходит время», а Время говорит: - «Проходят люди». Действительно, мудрец прав, если речь идет о людях ничего не оставивших после себя для вечности, где время уже не властно. Но бывают мгновения: — последний мазок кисти Рафаэля и «Сикстинская Мадонна» обрела вечность.

В жизни выдающейся личности, наполненной содержанием, большое значение имеет каждая минута. Талантливый человек старается осмысленно использовать каждый час своей жизни. Организованные люди понимают, что они должны делать сегодня, завтра и каждый день. Обыкновенный человек планирует, что он сделает в выходные дни. Пьяница ждет момента, когда можно будет выпить. Получается, что мы действительно живем, только в те моменты, которые имеют смысл. Значит, выдающийся человек живет в 10000 раз дольше, чем обыкновенный. Понятно, за такую «длинную» жизнь можно успеть многое НАТВОРИТЬ. А что мне не позволяет так жить? – душевная лень.

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!» Николай Заболоцкий, 1958г.

Отвергая помощь Бога, удаляясь о него, человек вынужден самостоятельно познавать окружающий мир. Для изучения закономерностей природных явлений человеку потребовались инструменты для измерения интервалов времени. Первыми гигантскими приборами для астрономических измерений времени были мегалитические «обсерватории» типа Стоунхенджа. Несколько позже появились солнечные, огненные, песочные и водяные часы. А в ХIII веке изобрели механические часы. Интересно отметить, что, как наука и искусство, часы первоначально использовались для нужд религиозных культов, и только значительно позже они нашли применение в мирской жизни. Но от той эпохи, когда люди научились измерять время, до осознания понятия «время», «утекло много воды».

В эпоху возрождения Человечество осознало значение Личности, ценность человеческой жизни, и может в связи с этим, возник вопрос о смысле понятия «время». Блаженный Августин Аврелий (354 г. — 430 г.) в своей знаменитой «Исповеди» писал: «Что же такое время? Кто смог бы объяснить это просто и кратко? Кто смог бы постичь мысленно, чтобы ясно об этом рассказать? О чем, однако, упоминаем мы в разговоре, как о совсем привычном и знакомом, как не о времени? И когда мы говоримо нем, мы, конечно, понимаем, что это такое, и когда о нем говорит кто-то другой, мы тоже понимаем его слова. Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени. А как могут быть эти два времени, прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? и если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое. Как же мы говорим, что оно есть, если причина его возникновения в том, что его не будет! Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?».

Любопытно рассмотреть процитированные вопросы и рассуждения о времени бл. Августина. Если в начале приведенной цитаты выражена просьба «объяснить это просто и кратко», то дальнейшие вопросы, углубляя смысл понимания времени требуют уже развернутого изложения сущности этого понятия. Они и сегодня весьма актуальны.

Современные ученые много рассуждают о времени. «Невещественное – тайна, находящаяся за пределами чувств, — не имеет ни пространственного, ни временного характера. Похоже, это дает нам изящную краткую триадическую классификацию: физическое — это пространственно-временное, психологическое — это непространственное, но временное, а метафизическое — это ни пространственное, ни временное.» Рорти Р. «Философия и зеркало природы». 1991.

Время и пространство объективно существуют, в том числе и для осознания человеком своей сущности, беспомощной как твари, но и всемогущей как образ и подобие Бога. Таким образом, это среда, в которой есть возможность для формирования каждой человеческой личности, чтобы стать достойным членом Церкви Христовой уже в настоящее время. Только личностное творение вечного сегодня, наполняя свое время смыслом, а жизнь содержанием, не будет вызывать моего сожаления в будущем о уходящих в прошлое мгновениях жизни.

Обратите внимание на наше восприятие этой длительности времени. Разве я могу считать одинаковыми интервалы времени в одну минуту, в тот день когда первый раз стартовала ракета «Энергия», успешно реализовав труд десятков тысяч специалистов, сделавших ее, и совсем другое восприятие, когда сидишь в длиной неподвижной очереди к врачу, и целую минуту тупо смотришь на противоположную стену? Но часы и в одном и в другом случае отсчитали ровно одну минуту. Смысл происходящего в жизни определяет длительность нашей одной минуты. «Время имеет онтологическое значение, через него раскрывается Смысл.» Из кн. Николая Бердяева. «Я и мир объектов». Длительность времени в интервалах между происходящими событиями, необходима нам для осознания себя как творца, и как грешника. Моя жизнь разумна, когда события в ней определяются моими разумными поступками, а неразумная жизнь определяется внешними событиями. Сравнение «крутишься, как белка в колесе» очень метко объясняет бессмыслицу отдельных периодов в моей жизни. Но и спокойная установившаяся жизнь, может быть бессмысленной. Ритмичная жизнь механистична, в ней, как правило, нет творчества, она приучает нас жить не думая, на «подсознательном уровне», т.е. на уровне бездумного и безответственного животного поведения. Своего рода стремление к «легкой» жизни. Это стремление основано на генетической памяти «до человеческого существования», когда на душе еще не было ощущения нравственной ответственности за происходящие в моей жизни события. У всех животных жизнь протекает естественным образом, как бы сама собой. Поэтому, пытаясь снять со своей души чувство вины за сложившуюся ситуацию, мы говорим: — «А, что я теперь могу сделать?». Осознание неразумности моей сегодняшней жизни — вот где открывается для меня причина, такого распространенного среди нас ощущения жизни во времени, что сегодня я еще готовлюсь жить по настоящему, а вот завтра или лучше с понедельника… «Victuros agimus semper, nec vivimus nunquam» (Мы всегда собираемся жить, но не живем никогда).

Все грешное и бессмысленное, раньше или позже, но умирает в прошлом. Все мои ошибки и грехи Время уничтожит, и только результаты моей творческой деятельности сохранит для Вечности. Время — неподкупный объективный судья. Мы все творим ежечасно наше общее будущее время. Время отражается в нашей личности. А личность отражает в вечности наше время.

«…Время - кожа, а не платье.

Глубока его печать.

Словно с пальцев отпечатки,

С нас черты его и складки

Приглядевшись, можно снять …» Сергей Никитин.

Для всего в мире, кроме человека, время не имеет значения. Камень «живет» и может быть разрушен или видоизменен во времени, но для него время не имеет смысла, хотя влияет на него. Мертвая материя подчиняется закону всеобщего разрушения во времени, т.е. подчиняется времени. А вот растение зарождается, растет и погибает во времени, но преодолевает свою гибель, не как продолжение индивидуального существования, а как вид. Живая материя в акте зарождения новой жизни не подчиняется времени в попытке его преодолеть. И только человек, как живой организм, созданный по образу и подобию Бога, способен победить время.

Смысл жизни человека реализуется в событиях, которые зависят от его выбора. События нашей жизни определяют будущее. Во времени, для человека происходят два встречных процесса.

Первый процесс перенос всего вечного из прошлого в настоящее и далее в будущее вплоть до Вечности. Для первого процесса длительность времени не важна, а важен смысл каждого происходящего события. Этот процесс может происходить только в осознанной человеческой жизни с Богом.

Второй процесс извлекает из настоящего, все грешное и уничтожает его в прошлом. Во втором процессе очень важна, для нашего осознания происходящего, длительность времени, как еще один шанс к нашему покаянию и спасению. Это способ обратить наше внимание на смысл жизни, на его причину.

Разумная жизнь определяет первый процесс спасения человека. Человек движется из прошлого в свое будущее, вопреки времени. Любой грешный поступок в настоящем влияет на будущее и питает второй погибельный для человека, процесс в рабстве у времени. В грешной жизни время необходимо для различения причины и следствия. Грешная часть человеческой жизни протекает без будущего, сразу в прошлое и оставляет только сожаления в нашей памяти, как воспоминания о светлом времени ушедших навсегда больших возможностях. И вот когда, Время уничтожит в прошлом все мое грешное — моя жизнь закончится. А все, что я сумел реализовать, из задуманного обо мне Богом, перейдет со мной в Вечность. «В действительности в прошлом было вечное, была частичная приобщенность к вечности, и это вечное входит в настоящее и в будущее.» Из кн. Николая Бердяева «Я и мир объектов». Время необходимо для формирования личности. Личность формируется мной только в Духе и одновременно деформируется моим грехом. Когда творческие силы для формирования личности иссякнут — жизнь души закончится, хотя в теле еще долго может продолжаться ее существование в этом мире. Значит Бог еще на что-то в человеке надеется и дает время. Стрела времени пущена Богом сквозь пространство материального мира точно в цель. Зло будет уничтожено и восторжествует ВЕЧНОСТЬ!