Вера, знания и убеждения

Бог есть Истина.

Истина есть Благо.

(Метафизические утверждения об именах)

Предлагаю рассмотреть понятия «знание» и «убеждение» с точки зрения веры.

Человек рождается с верой, когда нет у него еще ни навыков, ни знаний. У младенца нет собственного «я», а неосознанная вера уже есть.

С верой он становится человеком среди людей, учится говорить, ходить, думать, а недоверие возникает потом, при встрече со злом и неправдой, в отсутствии любви.

Каждый человек верит в истинность окружающего мира, даже если какие-то знания убеждают его в обратном.

Каждый человек с некоторого возраста знает, что он непременно умрет, но, иногда неосознанно, верит в свое бессмертие.

На основании веры человек учится общаться с людьми, обретает своим трудом навыки и знания, а вера, которая получена даром, остается в тени его сознания, на уровне неосознанных ощущений и не ценится.

***

1. Вера проявляется в безусловном иррациональном признании чего-то, как истинного.

Исходя из этого определения, следует, что неверие есть или непризнание истинности этого безусловного «чего-то», или непризнание его безусловности, а значит признание его обусловленности чем-то другим.

Признание «чего-то», как истинного возможно только если во мне уже есть, уже дано мне тождественное тому, что я признаю как истинное.

Именно общность изначальной данности объединяет людей в их понимании друг друга и понимании окружающего мира.

Вера у всех одна, но проявляется по-разному в различных событиях жизни каждого человека и далеко не всегда осознается. Младенец верит, что это его мама, я уверен, что истинно воспринимаю реальный мир и все это – одна вера в Бога, которая объединяет нас между собой и с окружающим нас миром.

Говоря о вере в Бога, очень часто имеют ввиду религию.

Религия – это внешняя форма проявления веры, форма поклонения, обряд, выражение понимания веры в архитектурных, художественных, словесных, музыкальных и других формах, которые определяют облик культуры.

Верю, потому, что это очевидная Истина и мне не требуются обоснования.

***

2. Знаю, потому, что это логически следует из другого знания, или из моих убеждений, или из моей веры.

Знание есть рациональное признание, которое зафиксировано в понимании, памяти, навыках, опыте, истинности одного, как обусловленного другим в их отношениях.

Знания, в отличии от мнений, как говорили древни философы, должны иметь достаточное основание, как правило в других знаниях, убеждениях или в вере.

Поэтому вера – абсолютна, а знание всегда относительно, и в пределе требует обоснования в вере.

Вера определяется истинностью, как своим основанием и не требует оправдания, а знание определяется верой в истинность того, что необходимо для обоснования этого знания. Таким образом, в вере истинность первична, а в знании истинность определяется редукцией самого знания.

В вере истинность вне меня, а уверенность в истинности этой веры внутри моей души.

***

3. Убеждение есть рациональное признание чего-то, как истинного основания для знания, исходя из других знаний. Убеждение может затмить веру, но не может ее уничтожить, особенно, если вера неосознанна. Если знание имеет основание в вере или в другом знании, то вера основывается только на Истине и дается, как дар от Бога.

Рассуждать о вере можно только осознавая ее проявления в своей жизни, так как сама вера – это тайна.

Надо различать свою веру и свои убеждения, как основания знаний.

Убежден, потому что знаю, но знания могут быть относительными, преходящими, а не только верным и абсолютными, а значит – истинными.

По вере внутри человека он воспринимает мир, а знания и убеждения человек обретает в окружающем его мире, а также из информации.

***

4. В знании истинность внутри наших знаний, а уверенность в их истинности вне нас, например – в опыте, в доказательстве и пр.

В знании считается, что истинность объективна, и у меня нет свободы признавать ее таковой или нет, в вере же, я всегда свободен считать свою веру истинной или усомниться в этом.

Знания часто убеждают авторитетом других людей, вера основана на честном, нелицемерном признании истины, которая есть во мне.

В жизни человека проявляется его вера, убеждения, знания и, при этом, даже ему самому трудно понять и осознать свою веру и отличить ее от своих убеждений.

***

С рождением в душе человека, как дар, посеяно зерно веры – вера Бога в человека, которая произрастает и формируется только в доверии человека Богу.

Когда человек обращается в своей вере к Богу, только тогда возникают живые отношения человека с Богом.

На основании практического опыта веры человека в Бога может возникнуть ясное понимание, полное доверие и искренняя любовь к Богу.

Именно любовь к Богу оплодотворяет веру человека и приносит плоды этой веры, которые приближают человека к Богу, делая его богоподобным новым человеком, сверхчеловеком, угодным Богу, став живым членом Его Церкви.