Жизнь Церкви

Психология поста

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Но, как живет человек часто в мире ради самой этой своей жизни, жить, как живется, а если можно, то и получше жить (не понимая, что жизнь эта его не есть цель, но лишь путь к цели), так и пост обычно переживается человеком вне его цели, а лишь как нечто в себе самом имеющее смысл, как исполнение известного обряда. Оттого встречались и теперь часто встречаются среди христиан такие постящиеся, которые сочтут великим грехом для себя вкусить в посту даже молочное (не говоря уже о мясе), но остаются в своем бесчеловечном и жестокосердном окаменении сердца в отношении к своему ближнему. Толкают в самом храме без зазрения совести своих соседей, обижаются на некланяющихся им и зеленеют, узнавая о благополучии и счастии других; говоря в обществе, выставляют себя, свои достоинства, свои знакомства. Невозможно понять постящегося и остающегося среди своих мелких интересов, злословий и острословий. Это какое-то уродство духа. Невозможно понять механического пощения, как и механической молитвы. Люди механически, по обычаю лишь не сознательно постящиеся и молящиеся, обманывают не только самих себя, но и Господа. Пост не обряд и не магическое действие. Пост есть целостное миросозерцание евангельское.

Подробнее
СВЯТОСТЬ НЕ В СОВЕРШЕНСТВЕ

Харалампос Пападопулос, свящ.

Как не отчаиваться от того, что не достигаешь совершенства? Святость, однако, не находится в совершенстве. Святой не совершенен. Совершенен только Бог, Един Свят, Един Господь, Иисус Христос. Единственный. Все остальные несчастны, немощны, с нуждами, проблемами, трудностями, испуганы, с тревогами, страстями, скорбями, пробуем, боремся за то, чтобы сохранять надежду, смелость, не падать духом. Таковы мы, люди – трагичны. Боремся со смертью и пытаемся найти надежду – единственную надежду, которая есть Христос, Который побеждает и отменяет смерть. Мы не совершенны, но красота жизни не скрывается в совершенстве – красив не тот, кто совершенен, а тот, кто искренен, истинен, тот, кто не лицемерен, смиренен. Смирение делает человека благим. Подлинность возвышает человека и смирение спасает человека. Таковы святые – подлинные, истинные, смиренные, а не совершенные. Не мучайте себя напрасно, не будьте тиранами по отношению к себе, а относитесь к себе с добром, спокойно, красиво, как говорит преп. Порфирий. Обнимите свое Я, чтобы иметь возможность обнять других людей после этого.

Подробнее
Валентин Вайгель

Игумен Петр Мещеринов


Творчество Вайгеля сегодня становится неожиданно актуальным. Дело в том, что именно в наше время, когда очевидным образом переформатировался традиционный уклад жизни, в прежние времена охранявший церковные устои, многие христиане в своей внутренней жизни столкнулись с проблемой расцерковления — когда человек в процессе своего духовного роста доходит до границ внешней наличной церковности и исчерпывает её. Поскольку нынешняя церковная педагогика не предлагает таким христианам дальнейшей «методологии возрастания», многие христиане отходят от Церкви. Через 500 лет после того, как эта проблема встала перед Западной Церковью, она начинает выявляться и у нас. И здесь Вайгель оказывается очень важен. Расцерковление — это когда внешняя церковность перестаёт «питать» повзрослевшего христианина. Вайгель решает эту проблему совсем иначе, чем Лютер и другие реформаторы — без каких бы то ни было внешних революций и реформаций, без разрушения наличного церковного уклада, без институциализации внутреннего опыта и т. п. Вайгель предлагает христианину начать смотреть на всё собственными глазами, слышать собственными ушами, то есть осознать своё «повзросление», стать честным перед самим собою, полностью принять на себя свою церковную за себя ответственность пред Богом и обратиться вовнутрь. «Нашей душе предлежит долгий путь — от плоти к внутреннему человеку, от буквы — к духу» — это, можно сказать, девиз «всего Вайгеля». И тогда «расцерковление» приводит к подлинной церковности: Церковь с этого только начинается. Именно здесь, после отчаяния своего «расцерковления», христианин приходит к постижению, что есть подлинная вера — всецелая жизнь во Христе, всецелое последование Христу. И в свете вхождения человека верою во внутренней своей жизни в небесную Церковь Божию выстраивается для него и вся внешняя, институциональная церковность. Истинная вера не требует перехода из деноминации в деноминацию в поисках «лучшей», «более правильной» Церкви. Не нуждается она в реформах и сломе внешнего уклада наличной церковной жизни. Ей не нужно выпячивание себя, какое-то особое выявление себя вовне. Она не гонится за сторонниками и последователями. В этой небесной Церкви, она же вера, она же внутренняя жизнь во Христе, человек Святым Духом познаёт Божию истину, Господа нашего Иисуса Христа, и эта истина делает его свободным — в рамках той внешней церковности, которая есть. И это необыкновенно ценно и практически очень важно для наших дней.


Подробнее
На первую годовщину смерти Галины Сторож

Юрий Юрченко


Год назад семья, община и друзья потеряли очень жизнерадостного, доброжелательного и самого активного, из всех кого я знаю, человека — пани Галину. Она была тем человеком, рядом с которым сразу становилось тепло и радостно. Она сразу заражала всех окружающих своей неземной любовью. От этого невозможно было укрыться, ты попадал в какой-то поток необыкновенной энергии. В этом была вся Галя – неудержимая и стремительная.


Подробнее
Моё паломничество

Юрий Юрченко


Вспоминая о Галине Сторож год назад ушедшей от нас ко Господу, я вспомнил и о своих впечатлениях от поездки во Львов, когда мы с ней впервые познакомились. Вспомнил я и том, что тогда я записал свои впечатления по горячим следам и мы разместили их в нашей приходской газете. Мне подумалось, что будет вполне уместно разместить их и теперь на страницах нашего сайта, как память о необыкновенном человеке, которого нам подарил Господь и который оставил такой яркий след в жизни.

 


Подробнее
НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Часть первая

Юрий Сальтевский

Мы все разные по рождению, все принадлежим разным культурам и живем в разных народах, имеем разные таланты и на разных языках говорим, – и все же у нас есть нечто общее, что нас навечно объединяет и духовно роднит: мы – дети Божии по благодати, и потому друг другу братья. Мы все дети Богородицы, и потому, живя в Ее сердце, мы доставляем Ей и радость, и боль. Радость – нашим следованием Христу, а боль – отступлением от Него, отпадением от веры, надежды, любви – в область, манящую нас бездной и мраком. Она лучше всех знает, что грех заводит нас в смерть, и потому молит Бога о нас, чтобы Он сохранил нас от зла.  Она закрывает нас от зла, чтобы оно не причинило нам боли, и смягчает нам боль, если зло проникает в нас. Она страдает оттого, что грех увлекает нас, и молит Бога о нас, чтобы Он простил нам грехи наши. На самого падшего из нас Она смотрит с надеждой, прощая ему грехи и слезно о нем молясь; и самого падшего Она любит щедро, и твердо верит в каждого из нас. Всем сердцем Она сострадает грешнику, и всем сердцем радуется о праведнике, и потому так тесно Она связана с нами, и так сильно зависит от нас. Нам следует это помнить, особенно в часы искушений, когда грех влечет нас к себе и зло искушает нас. Помнить о том, что Она нам верит, Она нас любит, и молится о каждом из нас; и что о каждом скорбит Она сердцем, когда грех похищает нас.


Подробнее
НА ДЕНЬ ПАМЯТИ ОТЦА АЛЕКСАНДРА

Юрий Сальтевский

Мы собрались в помещении театра «Тимур» в день памяти отца Александра, чтобы вспомнить о нем, о его деятельности в новую переходную эпоху человеческой истории. Среди собравшихся – старые друзья – меневцы, духовные дети отца Александра, родители и дети театра «Тимур». Тихая, светлая атмосфера, располагающая к глубокому духовному переживанию отмечаемого события: 25 лет со дня смерти великого исповедника Божия. Начинает вечер Елена Алексеевна Сидина воспоминаниями об отце Александре, о первом знакомстве с ним по его книгам, одна из которых «Сын Человеческий» сыграла поворотную роль в ея жизни, фактически, открыв ей Христа. Через эту книгу многие люди обратились к Богу, познакомившись в ней с реальным воплощением Его в человеке, навсегда ставшем мерою каждому, приходящему к вере. 


Подробнее
У Церкви нет цели борьбы со злом

Протоиерей Алексий Уминский

Но у Церкви нет исторической миссии. Она не должна бороться ни с крепостным правом, ни с политической системой. У Церкви нет цели исторической и политической борьбы. Даже больше: у Церкви нет цели борьбы со злом. Задачи, которую ставит перед собой все прогрессивное человечество. Потому, как если она поставит главной своей целью борьбу со злом, то ей всегда будет недоставать зла.

Скажу, может быть, странные вещи. У Церкви нет цели борьбы с абортами, преступностью, наркоманией, гомосексуальными браками. По одной простой причине. Церковь не борется со злом, она злу — противостоит. Самой своей сутью.

Христос говорит в Евангелии, что мы не должны противиться злу. Эти слова можно воспринимать как стопроцентный пацифизм, но, если в них углубиться, поймешь, что христианин не может противиться злу, используя методы самого зла. Не можешь противиться лжи, используя ложь, агрессии — используя агрессию, оскорблению —  используя оскорбление. Противление злу не может происходить на территории зла. Борьба со злом способами зла невозможна. Что возможно в политике, то невозможно в Церкви. Вот поэтому, когда две эти стихии смешиваются между собой, люди сами себя понять не могут. Не могут понять, что вокруг творится…

Целью Церкви является — сам Христос и его Небесное Царствие. Поэтому мы молимся о христианах такими словами: «Даруй им вместо земного — небесное, вместо временного — вечное, вместо тленного — нетленное»… И главная наша борьба со злом — свидетельство чистой жизни, свидетельство, что Бог есть любовь и свет, и в нем нет никакой тьмы. Церковь являет эту истину, и эта истина делает людей свободными от зла.


Подробнее
Валентин Вайгель – о Церкви

игумен Петр Мещеринов

Всякий раз, когда я пишу что-то о ранних протестантах, ко мне приходят мои ревностно-благочестивые православные собратья и с той или иной долей ехидства вопрошают меня – "а почему это я не перехожу в столь любезное мне раннее протестантство".

Вот как бы ответил на этот вопрос Валентин Вайгель (1533 – 1588). Краткое содержание: резон переходить из деноминации в деноминацию, из юрисдикции в юрисдикцию может быть только сугубо практический – "если гонят тебя в одном городе, беги в другой". А если не гонят, то в переходе туда или сюда нет ни малейшего смысла, ибо – 

...впрочем, читайте сами.


Подробнее
Протоиерей Алексий Уминский о вычитывании молитв и формальной исповеди

Человек вот уже много лет в Церкви. Регулярно на богослужениях, участвует в таинствах, молится, постится. Но однажды понимает, что что-то идет не так, что он не молится, а «вычитывает» молитвенное правило, на исповедь приносит один и тот же список грехов, который осталось только отксерить… А самое главное – из его церковной жизни исчезло главное: в ней нет Христа. Можно ли встряхнуться, вспомнить, ради чего когда-то этот человек пришел в Церковь? Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы (Москва).

Подробнее
Ми всі по-новому повинні зрозуміти місце України у світовому контексті

Верховний архієпископ Української греко-католицької церкви Святослав Шевчук

Цього — Страсного — тижня наша країна знову дихала війною. Можна було би сказати, що війна наблизилася  на крок, якби вона не була посеред нас, не просочувала нас останні кілька місяців. Великий піст приніс не умиротворення, як то буває, але відчуття руків'я меча в долоні. Кажуть, війни на мають кінця — вони тільки віддаляються, зникають за обрієм, а коли настає час, повертаються в наше життя. І нам знову доводиться обирати, до якого боку пристати, і битися, навіть коли немає ніякої надії на перемогу. Втім, надія на перемогу є завжди. Про це наша великодня розмова з Верховним архієпископом Української греко-католицької церкви Святославом Шевчуком. 

Подробнее
Від Слобожанщини до Поділля й Буковини

Зоя Сілаєва


Присвячується 20-річчю служіння

Отця Онуфрія Репецького на Слобожанщині

«Пиши заметки, я их называю «мельки»...» –

 з розмови з письменницею С.Шоломовою

Ідея поїхати до о.Онуфрія в Кам'янець-Подільський виникла раптово, але, видно, була влучною і благословенною. Зараз пригадую, як все добре склалося!

Подробнее
Блаженніший Святослав: «Агресивні кроки «русского мира» і є реакцією на будівництво українського світу, яке відбувається дуже успішно»
П'ятниця, 28 березня 2014, 14:16
 
 
Сьогодні Церква перебуває в епіцентрі подій. Люди шукають церковної присутності. Вони її потребують. Чи відповідає Церква на цей суспільний запит? Про це Юрій Чорноморець розмовляє з Главою Української Греко-Католицької Церкви Блаженнішим Святославом.
Подробнее
Глава УГКЦ закликав усіх припинити кровопролиття

Блаженніший Святослав звернувся до всіх представників українського народу припинити ескалацію насильства та кровопролиття.

 «З великою тривогою і сумом спостерігаємо за подіями, які відбуваються в ці хвилини в місті Києві. Події, які розпочалися в надвечір’я свята Собору Івана Хрестителя, - події, які є нічим іншим, як ескалацією насильства та кровопролиттям. У зв’язку з цими надзвичайними обставинами хочу звернутися до всіх вірних нашої Церкви, до всього українського народу і всіх людей доброї волі: в ім’я Боже, зупиніть кровопролиття!» – закликає Предстоятель УГКЦ. 

Подробнее
Звернення Блаженнішого Святослава до вірних УГКЦ та всіх людей доброї волі з нагоди Дня Соборності України

Соборність сучасної незалежної України – це соборність її суспільства, здатність пошанувати гідність кожної людини, яка живе сьогодні в нашій державі. Молимося, щоб ниніщнє свято Соборності відкрило дороги до єднання, діалогу та порозуміння між владою і народом, різними політичними силами та громадськими організаціями.

Соборність у релігійному житті України – це ісповідування єдиного Бога і даного Ним морального закону. Лише Його закон є соборним фундаментом усякої законності в нашій державі. Сотворивши людину вільною особою на свій образ і подобу, сам Творець наділив її невід’ємними та універсальними правами і свободами, що їх ніхто не має права відібрати чи заперечити. Державні закони повинні їх поважати та служити їх здійсненню.

Подробнее
«ВСЯКАЯ ВЛАСТЬ ОТ БОГА»? ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА СМЫСЛА

Чистяков Георгий, свящ.

Вниманию читателей предлагаем отрывок из беседы приснопамятного отца Георгия Чистякова, в которой анализируется известное выражение апостола Павла «нет власти не от Бога».


Подробнее
О МЕСТЕ ЦЕРКВИ И ХРИСТИАНСКОМ ПРИЗВАНИИ В ПОСТСЕКУЛЯРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Черенков Михаил

Церковь может влиять через свою паству на общество, напоминая о фундаментальных ценностях человеческого достоинства и свободы, о примате духовного и общего блага, о милосердии и жертвенной любви, о солидарности и благодати. При этом Церковь не диктует людям правильный гражданский выбор, Церковь защищает возможность и условия этого выбора. Церковь не может агитировать за Евросоюз или Таможенный союз, Церковь может лишь подчеркнуть важность свободного и ответственного выбора. Но Церковь не может не осуждать применение силы против беззащитных, коррупцию, избирательное правосудие, политические репрессии.


Подробнее
О ВОПЛОЩЕНИИ И МИФЕ НЕЙТРАЛЬНОСТИ

Черенков Михаил

Воплощение показало, на чьей стороне Бог, — уверен Михаил Черенков, русско-украинский религиозный деятель и философ религии, доктор философских наук, член редакционного совета портала «Религия в Украине».

Нейтральность - это выражение теплохладности, это нежелание делать выбор между добром и злом. Этому нет места ни в христианстве ни в Евангелии. Автор абсолютно прав, Христос всегда делал свой выбор и навсегда сделал его. Дело за нами, если мы хотим быть Его учениками, а если нет, то тихо сидим у камина и «мурлыкаем о нейтральности».

Подробнее
Святые революционеры

Влад Головин

Подобно тому как события на Майдане разделяют общество, они разделяют и церковь. Часть верующих и даже священников активно участвует в акциях протеста, другая часть – считает грехом бунт против власти. Или видит все эти акции протеста как некую большую манипуляцию иностранных политтехнологов и считает, что участвуют в Майдане только недалекие люди, не замечающие, как ими управляют.

Подробнее
БОГОСЛОВИЕ МАЙДАНА

Кирилл (Говорун), архим.

Писать аналитику, а тем более богословские рефлексии по поводу того, что происходит на киевском Майдане, рано. Во-первых, все быстро меняется, и за одну ночь Майдан может стать другим или его может не стать вообще. Во-вторых, для качественной рефлексии на событие, тем более такое, как Майдан, надо, чтобы прошло какое-то время. Но уже сейчас можно сказать, что независимо от дальнейшего развития событий Майдан изменил страну, общество, и изменил отношения украинских церквей и украинского общества.

Подробнее
Твоя перевага у моральній вищості над суперником

Владыка Борис (Гудзяк)

Очень важно христианину в моменты ярких эмоциональных переживаний, социальных или политических потрясений не заразиться духом противостояния, не наполнить душу негативом и ненавистью. Христианин призван вносить мир и любовь в любую ситуацию и жизненную проблему, в которую его ставит Господь. Как это реализовать, как остаться учеником Христовым в этом переменчивом и бурлящем мире, как сохранить мир в душе и постараться внести этот мир в окружающую нас жизнь? На эти очень важные, особенно в настоящий момент, вопросы отвечает и дает рецепт практического их решения президент Украинского Католического Университета, епископ УГКЦ, владыка Борис (Гудзяк) 

Подробнее
О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ПРАКТИКЕ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ АНАФОРЫ

Лучиан Фаркашиу, свящ. / Pr. Lucian Farcaşiu

Публикуем отрывок из статьи священника Лучиана Фаркашиу, посвященной богословским и литургическим аспектам чтения евхаристической анафоры.

Подробнее
Зшестя Святого Духа – життя в любові

Прот. Михайло Мельник

У своєму листі до коринтян св. Павло пише про духовні дари – харизми Святого Духа. Вони різні, але всі одинаково важливі та необхідні для добра Церкви, яка є містичним тілом Ісуса Христа. Як в людському тілі, так і в Церкві, всі члени однаково важливі та необхідні, незалежно від їхніх функцій, бо ж усі діють заради однієї спільної мети. Тому ніхто не може бути без почуттів, байдужим до інших, а всі взаємно щиро вболівають і переживають один за одного. Господь сам вибрав і поставив одних апостолами, інших – пророками, ще інших учителями, даючи їм різні дари: чудес, зцілень, управлінь, говорити різними мовами. Та є ще інші, більші, важливіші і найцінніші дари, про які закликає великий Вчитель народів пильно дбати. І це – важливіша дорога – дорога любові. Вона вища за ангельську красномовність, за неперевершений дар прозорливості, за володіння всіма знаннями і відання всіма тайнами, за найбільшу віру і жертовність. Ось як про це написав у вищезгаданому листі великий Апостол: «Якби я говорив мовами людськими й ангельськими, але не мав любові, я був би немов мідь бреняча або кимвал звучний. Якби я мав дар пророцтва і відав усі тайни й усе знання, і якби я мав усю віру, щоб і гори переставляти, але не мав любові, я був би – ніщо. І якби я роздав бідним усе, що маю, та якби віддав моє тіло на спалення, але не мав любові, то я не мав би жодної користі».


Подробнее
СПАСЕННА НАГОРОДА

Прот. Михайло Мельник

На іконах його часто зображають в митрі, якої він ніколи не бачив і не носив, бо як церковної нагороди священиків і головного убору єпископів на той час її просто не існувало. Про неї не мали жодної уяви і не знали апостоли. Та й сам Господь наш Ісус Христос, Творець і Спаситель світу, як вдячність і нагороду від свого ж творіння – людини – якій, з безмежної своєї любові до неї, заради її ж спасіння, пожертвував своє життя і в страшних муках помер на хресті, відчинивши двері у щасливу вічність, – отримав терновий вінець. Ось істинна найбільша нагорода за добро, милосердя і любов.

Подробнее
Великий святий вчитель

Прот. Михайло Мельник

 Вчити – це просто на словах передавати те, що добре знаєш і розумієш. А в плані духовності – це щиро, ревно, жертовно, з вболіванням, переживанням і великою любов'ю, наставляти у тому, чим самим живеш і до чого прагнеш. Якщо духовний вчитель не святий, то як він може навчити святості і направити на спасенну дорогу інших?! А щоб навчити інших цієї виключно єдиної найважливішої для всіх науки, це обов’язково самому необхідно бути взірцем і прикладом для наслідування. Згідно з наукою Небесного Вчителя – істинний пастир у святості повинен бути першим! 

Подробнее
Миколай - Великий Святитель і Чудотворець

 

Прот. Михайло Мельник

Великий не за титулом, чином, посадою чи владою, а за праведним і святим життям. А це для нас, християн, згідно з наукою Святого Письма і є єдиний правильний критерій визначення правдивої та дійсної величі людини перед Богом. Бо чого варте найбільше багатство, найвища посада, титул, чин, влада і навіть світове визнання та слава смертної людини перед вічністю?

Подробнее
ДУХОВНОСТЬ ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ: ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Вопросы и ответы. На вопрос читателя отвечает редактор сайта "Киевская Русь" (http://www.kiev-orthodox.org) протоиерей Андрей Дудченко.

Подробнее
Дорога до Вифлеєму

Прот. Михайло Мельник

Приходить Різдвяний піст. Це ніби 40-денний шлях до Вифлеємських ясел, який нам, християнам, необхідно здолати. В дорогу до Вифлеєму вже вирушили троє східних мудреців. Тільки вони і кілька простих пастухів удостоїлися побачити і поклонитися Спасителеві світу… 

Подробнее
Чому люди радіють з упадків священиків?

Прот. Михайло Мельник

В наш час можна дуже часто зустріти насмішки, кепкування та яскраве висвітлення упадків чи гріхів духовенства. Звісно, залишила свій гіркий слід на свідомості людей радянська епоха, яка воднораз не дала змоги належно підготувати Церкві кілька поколінь духовенства, проте помітно, що бажання злорадствувати над упадком свого ближнього, а ще більше - духовного наставника у багатьох людей сидить ніби в крові. У цій статті протоієрей Михайло Мельник розповість, чому трапляється так, що люди радіють з упадків духовенства.

Подробнее
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПОРА ВЫНОСИТЬ СОР ИЗ ИЗБЫ

Митрофанов Георгий, прот.

Почему РПЦ стала средоточием громких скандалов и чем это грозит обществу, рассуждает петербургский православный историк, философ, публицист, преподаватель петербургской православной Духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов.


Подробнее
В ЦЕРКВИ — ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ БЕСЧУВСТВИЕ К СУДЬБАМ КОНКРЕТНЫХ ЛЮДЕЙ

Митрофанов Георгий, прот.

Церковный историк, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов рассуждает в передаче «Уроки истории» радиостанции «Град Петров» о заключении под стражу участниц панк-группы «Пусси райот». Предлагаем вниманию читателей расшифровку фрагмента передачи.

Подробнее
Я ХОЧУ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, БЫТЬ ЧЕСТНЫМ

Митрофанов Георгий, прот.

Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России журнал «Нескучный сад» поговорил с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием Митрофановым.

Подробнее
Молодежь, включайте голову!

Протоиерей Димитрий Смирнов

Лекцию «Современная молодежь и церковь», которая прошла 25 августа в православном клубе «Живой уголок» при Донском монастыре, протоиерей Димитрий Смирнов начал с того, что полностью изменил формат встречи: «Не знаю, что тут сказать. Для Церкви все равно — младенец ты или старец». Вместо чтения лекции («Не угадали вы с лектором», – заметил отец Димитрий) гость предложил ответить на вопросы собравшихся.

Подробнее
Кожен з нас має дуже важливе завдання: немале, не велике, але важливе

“Я ЦІЛКОВИТО ПЕРЕКОНАНИЙ, ЩО ЗАВДАННЯ, ЯКЕ ГОСПОДЬ ПОКЛАВ НА НАШУ ГРЕКО-КАТОЛИЦЬКУ ЦЕРКВУ – ЦЕ СВІДЧИТИ ПРО ЄДНІСТЬ”

Інтерв’ю з єпископом ВЕНЕДИКТОМ (Алексійчуком), протосинкелом Львівської Архиєпархії УГКЦ, про місце УГКЦ у Вселенській Церкві, українське християнство, роль мирян та специфіку Львова як місця зустрічі різних релігійних традицій

Подробнее
“Держава бажає контролювати Церкву, тому що боїться її”

Блаженніший Любомир Гузар, глава УГКЦ

Слово на Круглому столі «Релігія і влада в Україні: проблеми взаємовідносин» (Київ, 8 лютого 2011 року Божого)

Церква є спільнотою, що складається із людей та існує для людей. Вона відрізняється від інших встановлених Богом форм людської спільноти – сім’ї, родини, громади, народу, держави – своєю особливою релігійною місією. Церква побудована на Божому Слові, має надприродні засоби для досягнення власних цілей і діє на підставі Божого об’явлення. Церква, як Богом встановлена установа, має пророчий характер. У популярному розумінні пророк – це Божий слуга, який передбачає майбутнє. У такому поясненні є якась частка правди, однак, насправді, пророк – це той, хто нагадує народові Божу Істину. Пророче служіння сьогодні виконує Церква, яка має завдання нагадувати Божий Закон, – нагадувати про Боже благословення, без якого ми не можемо жити, та про Божий гнів, що від нього не зможемо втекти. Отже, Церква є сумлінням народу.

Подробнее
Украина познала и полюбила стиль Любомира Гузара

Патриарх Украинской греко-католической церкви Блаженнейший Любомир Гузар через десять лет своего патриаршества решил оставить престол главы УГКЦ.

Невозможно даже перечислить все глубокие, поразительные моменты, надежды, свершения, возможно, и разочарования, которые были в этом десятилетии. Блаженнейшему Любомиру пришлось пережить много всего вместе со своей паствой. (Отец Борис Гудзяк, ректор Украинского католического университета).

Смотреть также: "Для мене Патріарх Любомир є прикладом того, хто, незважаючи на свою людську обмеженість, дозволяє Богові діяти в собі", розмова з владикою Венедиктом (Алексійчуком), єпископом-помічником Львівської Архиєпархії УГКЦ. http://risu.org.ua/ua/index/expert_thought/interview/40635/

Прес-конференція Блаженнішого Любомира Гузара 10 лютого 2011 р.

Блаженнейший Любомир Гузар: «Мы должны себя снова открыть — как люди, у которых много общего», «Зеркало недели. Украина» №5, 11 февраля 2011, интервью Екатерины Щеткиной

Подробнее
Чтобы исповедовать веру, надо нести радость

Беседа со священником московского подворья Троице-Сергиевой лавры Сергием Фейзулиным

Прежде всего – исповедание веры, а потом уже проповедание. А исповедание – это значит, нести в себе радость. Когда радости в тебе будет больше, чем принуждения, то тогда, может быть, если обстоятельства будут этому благоприятствовать, можно и что-то сказать людям о своей вере, но очень осторожно. И желательно, чтобы было вопрошание, жажда в окружающих. А когда мы не чувствуем этой жажды и, не проявляя внимание к людям, начинаем миссионерствовать, то это очень опасно. Это – гордыня.

Подробнее
Немолчащая Церковь

Протоиерей Алексий Уминский

...мне кажется, что пришло такое время, когда Церковь, как защитница интересов народа, как защитница семьи, как защитница детей, обязана ставить перед государством очень жесткие вопросы и требовать от государства ясности. Наша социальная концепция, в общем-то, сформирована, но не озвучена. А сейчас достаточно ясно слышны возгласы о некой слишком тесной сцепке Церкви и государства. Государство действительно сделало для Церкви достаточно много: возвратило имущество, стало внедрять ОПК в школах. Такое ощущение, что это плата Церкви за ее молчание и ее невмешательство в то, что творится вокруг. Так вот, такого невмешательства уже быть не должно. Мне кажется, что сейчас настал очень активный период в жизни Церкви, когда она обязана вмешиваться, обязана возвышать свой голос, обязана требовать от государства конкретных решений по разным вопросам. Церковь должна заявить себя перед всем народом, что она — защитница народа, который сейчас находится в совершенно ужасном состоянии — духовном, нравственном упадке, засилии криминальных понятий, которые воспитываются в детях с самого первого класса.

Подробнее
Жизнь православного христианина в современно мире (на примере митрополита Антония Сурожского)

Игумен Петр (Мещеринов)

Митрополит Сурожский Антоний — великий пастырь Православной Церкви ХХ века. Значение его для современного христианства невозможно переоценить. Немногие имели счастье общаться с ним «лицом к лицу»; в основном люди читали его, слушали радиопередачи и аудиозаписи; в последние два десятилетия стали доступны и видеозаписи бесед Владыки. Отсутствие личного контакта нисколько не являлось помехой к тому, чтобы образ митрополита Антония привлекал к себе сердца; жизнь его становилась образцом для подражания, а слово — руководством к действию. Я хотел бы сегодня порассуждать о том, какие именно характеристические признаки духовного делания митр. Антония позволяет его пастырству продолжаться в полную силу и после преселения Владыки в небесные обители.

Подробнее
Может ли пост быть во вред?

Игумен Петр (Мещеринов)

Господь раз и навсегда определил нам правильный подход ко всем внешним законам и положениям, к которым относится и пост: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). Следовательно, пост должен проходить не в формальном буквализме, а в том, чтобы была польза для души; а эту пользу и определяет наша совесть.

Критерии здесь можно предложить следующие. Первый — чтобы во время поста (как, впрочем, и во всякое время) думать о Боге и ближнем, а не о еде, ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). Если пост не приносит нам радости и мира, возрастания в любви к Богу и ближнему, то спрашивается, какой смысл в нашем пощении? 

...Дальше мы должны внимательно смотреть внутрь себя и видеть: если во время поста мы начинаем лучше и тоньше понимать, что такое благодарность Богу, если в нас возрастает желание поучаться в Священном Писании, если в нашу жизнь начинает привноситься та ровность, о которой я уже не раз сказал, причём ровность эта сопровождается некоей тихостью, если — вот, пожалуй, главный признак — мы начинаем видеть себя чуть-чуть «со стороны», с некоторой долей иронии, причём со стороны именно ближних и наших отношений с ними — то мы на верном пути, и пост приносит свои плоды. Если же плодом постного времяпровождения является уныние, слабость, раздражительность, ожесточение — значит, что-то не то с нашим постом.

Подробнее