НА ДЕНЬ ПАМЯТИ ОТЦА АЛЕКСАНДРА

Юрий Сальтевский

 «Если говорить очень обобщенно, то надо сказать, что отец Александр – это учитель жизни. Мало того, он пророк, святой и апостол нашего времени, апостол 20-го века. Это ответственные слова, я понимаю, поэтому напоминаю вам их значение. Святой – тот, кто безраздельно посвятил себя Богу, служению Богу и людям. Пророк – тот, кто возвещает Божественную волю, Божественную истину, кто учит о тайне исторического процесса, кто разрушает языческое отношение к религии. Апостол – тот, кто послан в мир для исполнения определенной миссии. Миссией отца Александра было – евангелизировать полуязыческую страну, какой является Россия, вернуть ее к Христианству – не к мертвому ритуалу, а к живому духу Христианства. Именно за это – за веру, за чистоту и святость своей жизни, за проповедь Христа – он был убит» (Владимир Илюшенко).

«Он приносил радость. Он создавал вокруг себя мощное силовое поле. Видеть его хотелось всегда, и невозможно было наговориться. Свет, который от него исходил, был ощутим почти физически. Он явил нам Христа и во многом повторил Его земной путь. Вот почему он был обречен: наш мир не прощает святости» (Владимир Илюшенко).

Мы собрались в помещении театра «Тимур» в день памяти отца Александра, чтобы вспомнить о нем, о его деятельности в новую переходную эпоху человеческой истории. Среди собравшихся – старые друзья – меневцы, духовные дети отца Александра, родители и дети театра «Тимур». Тихая, светлая атмосфера, располагающая к глубокому духовному переживанию отмечаемого события: 25 лет со дня смерти великого исповедника Божия. Начинает вечер Елена Алексеевна Сидина воспоминаниями об отце Александре, о первом знакомстве с ним по его книгам, одна из которых «Сын Человеческий» сыграла поворотную роль в ея жизни, фактически, открыв ей Христа. Через эту книгу многие люди обратились к Богу, познакомившись в ней с реальным воплощением Его в человеке, навсегда ставшем мерою каждому, приходящему к вере.

Книга «Сын Человеческий» возвращает нас к истокам и цели каждого человека, приходящего в мир: кто он? Откуда? Зачем пришел? И куда идет? Эти вопросы всегда возникают накануне глобальных исторических перемен. Отец Александр своей проповедью вернул нас к этим вопросам и дал на них ответ: Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, чтобы человек пришел к Нему путем познания добра и зла, добровольно осуществив свой выбор. Пути его к Богу – не просты: человек часто изменяет своей цели, но не может оставить ее, ибо без Бога его ждет смерть. Без Бога человек не может осуществиться, не может стать самим собой, не раскрыв в себе образ, по которому он создан. И, пока образ в нем не проявится в полной мере, человек не может быть счастлив, ибо быть счастливым – это и есть быть самим собой, раскрыв все заложенные в себе возможности и свойства, исправив покаянием последствия отпадения своего от Бога.

Таким образом, путь человека к Богу составляют две ключевые парадигмы: аскетическая и Евангельская. С одной стороны мы – грешники, вечно кающиеся в грехах плоти, и освобождающиеся от них покаянием; с другой – дети Божии, царственное священство, люди, взятые в удел, становящиеся в Духе – в меру нашего призвания. Духовная жизнь не может быть полной без одной из двух парадигм, и потому полнота ея складывается из покаяния и Богоуподобления. Нельзя останавливаться только на грехах, забывая о своем призвании, как и нельзя осуществить призвания, забывая о своих грехах. Поэтому вера наша ведет нас путем раскрытия двух парадигм: покаяния как очищения и подготовки для принятия жизни Божией – с одной стороны; и становления, укрепления себя в Духе Божием путем Богообщения и Богопознания – с другой.

При ослаблении духовной жизни в последние века истории Христианства о второй парадигме было забыто. Евангелизация не проводилась повсеместно; человек не всматривался в Христа, не вчитывался в Него, не питал себя Его Духом и Образом, а потому не раскрыл те чудеса и свойства, которые заложены в нас Богом. Богоподобие его оставалось слишком отдаленным и слишком слабым, не получив непосредственно силы от Бога. Люди каялись, получали прощение грехов – и ничего в их жизни не менялось: они не вырастали духовно. В человека не проникал Свет Христов, чтобы он сам становился светом, ибо человек был повернут к своим грехам, а не к Богу. Человек удалился от Бога и завяз в своих грехах, ибо избавиться от них без чувства Богоподобия и помощи Божией невозможно. Само покаяние перестает иметь смысл, если человек не растет второй парадигмой. Для чего мне каяться, и в чем, если я образа Божия не знаю? Как можно каяться в грехах, искажающих в человеке образ Божий, если понятия об образе – нет? Аскетической парадигме должна предшествовать Евангельская парадигма и тесно быть увязана с ней.

Своей работой «Сын Человеческий» Отец Александр обратил внимание на главное, что есть в нашей вере – на нашего Господа Иисуса Христа, ибо суть Христианства – Христос. Благодаря Его Имени вера наша называется Христианской, а мы по Имени Христа называемся Христианами. Мы – Христовы, а значит, должны быть подобными Ему; и раскрывать в себе это подобие, всматриваясь и вслушиваясь в Христа, – наша сыновья обязанность. Но как уподобиться Тому, Кого не знаем? Как узнать Того, о Ком не слышали? И как услышать без проповедующего? Бог дал нам проповедника: им стал протоиерей Александр Мень, отец Александр. Он организовал встречу с Христом для тысяч и миллионов нуждающихся в ней, потерявшихся в суете и забывших себя людей, не находивших места в жизни из-за потемненного в них образа Божия.  Через проповедь Христа он вернул их к собственному человеческому образу; ибо, только открывая для себя Бога, человек открывает в себе образ Божий, воистину становясь человеком. Через познание Бога мы уподобляемся Христу, каждый вырастая в меру полного возраста Христова.

Мы все – званные на пир, добрые и злые, и нельзя прийти на него, не надев белых одежд – духовности, которую дает Бог, принявшим Слово Его. Примите Духа от Бога, который омоет, очистит и приготовит вас для Царства. Снимите ветхие одежды, и облачитесь в новые. Станьте Христианами не по плоти только, но и по духу. И это – главное, что нужно человеку для входа в Новую жизнь, в Ноосферу. Нельзя войти в духовность, не приняв в себя духовности, и нельзя познать Христа, не приняв в себя Духа Христова. Привлечь народы к Христу, вернуть их к живому духу Христианства, Евангелизировать полуязыческую Россию – в этом главная задача книги «Сын Человеческий» и миссия апостольского служения отца Александра. Он истинный ученик Божий, явивший разделенному миру Христа и положивший душу свою за друзей своих. Отец Александр – одна из ключевых фигур 20-го века, духовный лидер России и всех Христиан. Накануне вхождения в Новую эру, эру духовности, Он дал новое основание для объединения людей разных национальностей, культур и конфессий, обратившись к их сути – образу Божию в человеке. Старые узы, объединявшие народы, одряхлели, и не в силах более удерживать их в той системе ценностей, время которых ушло. Гуманизм без Бога не есть  достаточным основанием для жизни народов в огромной стране на огромной территории. Нужно было искать новые, более глубокие и крепкие связи для ее продолжения. Как наверху, так и на глубине живет дух свободной жизни, не подверженный изменениям извне: социальным, политическим или культурным. Он вечен, и те формы, которые не несут его свободы или становятся тесными для него, он разрушает. Форма, которая не несет содержания, потому что перестает ему соответствовать, – рушится. Содержание нашей жизни – слово Божие, ибо «не хлебом единым живет человек». Если человек его в себе не несет, или постоянно попирает в себе Дух Божий и образ Божий, Дух и образ отбираются у него, и тогда человек перестает существовать как Богоподобная личность, и становится сухой ветвью, которые собирают и бросают в огонь. Рушатся и человеческие сообщества, отвергшие Камень, который Бог положил во главу угла. Ни одно человеческое сообщество не построит Храм, не имея содержанием своей жизни Христа, а значит, нужно возродить в нас веру, чтобы и вера возродила нас. В противном случае народы ожидают катастрофы, расколы и войны, ибо без Бога не может быть мира. Убийство отца Александра во многом стало причиной распада Союза, ибо Россия не приняла Христа, как основание и цель ея жизни, не смотря на то, что по призванию она – Святая Русь, и потому вектор ея истории опять блуждает в экономических и политических распрях как следствие отсутствия прямого пути к своему призванию. Отец Александр открыл людям небо, он открыл небо России, Украине – всем; осталось только поднять голову и увидеть в нем Бога.