Главная » Жизнь Церкви » НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Часть первая
 

НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Часть первая

 


С Днем Рождения, Матерь Божия! 

«Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей Вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш. Он снял проклятие и дал благословение; Он уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь» (Тропарь Рождества Богородицы, глас 4).

«Рождение Божией Матери преодолело то разделение, которое существовало между Богом и человеком со времени его  падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, Дверью, раскрывающейся на Небо» (митрополит Антоний Сурожский).

«Когда мы от Бога получаем милость, ликует наше сердце. Но иногда делается тоскливо: чем, чем воздать за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью, такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо, и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это – ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню» (митрополит Антоний Сурожский).

  

 «Она – Величайшее Сокровище міра» (о. Анатолий Жураковский)

В этот пресветлый День Рождества родилась лучшая из женщин – Пречистая Дева Мария, Которую избрал Бог, чтобы осенить Ее Духом Своим и воплотиться через Нее в человека. Он избрал лучшее, что есть на земле – самое драгоценное и самое светлое из того, что Он создал. От Нее пришло спасение міру. О Ней вещали пророки, Ее восхваляли апостолы, Ее воспевали поэты, вдохновленные святостью и красотой Богородицы. Ее прославляет Церковь и все народы земли за рождение в мір Света, навсегда победившего тьму. «Церковь обращает наши взоры к Великой Утешительнице рода человеческого, подводит нас к Ее спасительному образу, ибо нет образа более горнего, более совершенного и более возносящегося над міром, чем Ее образ. И в то же время, нет образа более близкого нам и более откровенно связанного с нашей жизнью, чем Она. Когда маленького человека, ребенка, при первых проблесках зарождающегося сознания подносят к иконе Божией Матери, образ этой Женщины с Младенцем сливается в его душе с образом его матери, которая потом преобразуется в таинственную благодатную связь с Матерью Света, изливающую в мір Свою Божественную любовь» (о. Анатолий Жураковский). И потому, зная Ея любовь к нам, мы не можем не отвечать на любовь Богородицы взаимностью, хотя в нашей любви и нет той искренней простоты, природной глубины и духовной свободы, чтобы излиться всеми ее чувствами: верности, нежности и благодарности, с которыми мы хотели бы обратиться к Богородице . Мы благодарим Матерь Божию за Ее любовь к нам – всем людям и всем Христианам, и хотим пожелать Ей исполнения всех Ее надежд, связанных с нашим рождением и нашим призванием. Мы хотим пожелать, чтобы через Ее любовь, пробудившую и воскресившую нас к жизни, она увидала ожидаемые Ею плоды братства, мужества, любви и благородства – плоды Ее веры в нас и Ее любви к нам. Благодаря Ее святой любви, в этом міре нет пустоты, нет ада, – и есть надежда. Благодаря Ее любви и я в этом міре не есть дикий и безумный, а с образом Божиим внутри; и, хотя я и падший, но верою Богородицы воскресший, и, бывши погибающий, верою Божией жив.  

Мы – дети Божии и дети Богородицы

Мы все разные по рождению, все принадлежим разным культурам и живем в разных народах, имеем разные таланты и на разных языках говорим, – и все же у нас есть нечто общее, что нас навечно объединяет и духовно роднит: мы – дети Божии по благодати, и потому друг другу братья. Мы все дети Богородицы, и потому, живя в Ее сердце, мы доставляем Ей и радость, и боль. Радость – нашим следованием Христу, а боль – отступлением от Него, отпадением от веры, надежды, любви – в область, манящую нас бездной и мраком. Она лучше всех знает, что грех заводит нас в смерть, и потому молит Бога о нас, чтобы Он сохранил нас от зла.  Она закрывает нас от зла, чтобы оно не причинило нам боли, и смягчает нам боль, если зло проникает в нас. Она страдает оттого, что грех увлекает нас, и молит Бога о нас, чтобы Он простил нам грехи наши. На самого падшего из нас Она смотрит с надеждой, прощая ему грехи и слезно о нем молясь; и самого падшего Она любит щедро, и твердо верит в каждого из нас. Всем сердцем Она сострадает грешнику, и всем сердцем радуется о праведнике, и потому так тесно Она связана с нами, и так сильно зависит от нас. Нам следует это помнить, особенно в часы искушений, когда грех влечет нас к себе и зло искушает нас. Помнить о том, что Она нам верит, Она нас любит, и молится о каждом из нас; и что о каждом скорбит Она сердцем, когда грех похищает нас.

Благодарим Тебя, Богородице, за любовь!

Богородица любит всех своих детей: и добрых, и злых. Ей жалко всех: идущих прямым путем вверх, или скатывающихся с прямого пути вниз – грешных и праведных. Она всем дарит мир, и всех покрывает любовью. Никто как Она не умеет любить, и никто как Она не умеет прощать, ибо всегда отделяет грех от грешника, жалея грешника и ненавидя грех; никакой грех не скроет от Нее образ Божий в человеке, в которого она верит и за которого молится. Она никого не бросает, и ни о ком не забывает, и всем сострадает в любви: страждущим и обремененным, нуждающимся и богатым, просящим и отдающим. Она все время с нами – всю нашу жизнь: «Она молится о нас, когда мы рождаемся, Она смягчает наши испытания в жизни, Она с миром закрывает нам глаза, Она просит для нас места упокоения на небе, Она молится о нас на Суде» (1). Воистину, Ея любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не раздражается; не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь Ее никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Она будет жить всегда, а с нею и мы – Ее дети по благодати, потому что и в нас живет любовь Божия. И хотя мы и падшие, но верою Божией воскресшие, ибо Бог дал нам Духа Своего, Которым мы исцелены. По любви Божией мы едины, и любовь Его признали высшей ценностью в отношениях между братьями, ибо: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).

 

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»   

Счастье Ее детей, их следование Христу, их любовь друг к другу и Богородице – самая большая награда за Ее любовь к нам. Ее любовь неизменно помогает нам в наших странствиях путями міра, напоминая о чистоте, о совести, о вере и о судьбе. И когда жизненные обстоятельства нас утесняют, когда уходит почва из-под ног, Она к Себе нас тихо призывает и говорит: «Не бойтесь, с нами Бог». «Приди ко Мне, скорбящих всех Я Радость, Я жизни Новой вечная Заря: Я рая дверь, Я клятвы искупленье, Чертог Пресветлый Дивнаго Царя! И пред Великим и Святым Престолом возлюбленного Сына Моего Я крепкая, могучая Защита народа Христианского всего» (Иеромонах Роман). С верой и надеждой Она смотрит на каждого из нас, на то, как мы меняемся, как мы растем, как учимся жить вместе. Она обращает наши взоры к Сыну Своему, чтобы мы, познавая Его, становились подобными Ему; и чтобы верою в Иисуса Христа вновь обрели ту славу, которую потеряли в міре, отказавшись от Бога и свободы Его. Она дает нам наставления, вдохновляет любовью – быть сильными, смелыми, но и мудрыми; готовыми отстаивать свою веру и правду, нераздельно живущие в нас. Она хочет, чтобы мы вырастали в вере, познавали веру, любили ее и укреплялись в ней; и чтобы вера наша сделала нас свободными, возродила в Боге, преобразила в Нем, и дала нам власть быть чадами Божиими.

 

Путь воскресения из мертвых

Верой мы вырастаем в Бога, верой мы обустраиваем жизнь, верой мы утверждаем высшие ценности жизни как на земле так и на небе. Вера открывает нам зрение видеть в ближнем брата, а не врага; верой мы осуществляем надежды, живущие в образах нашей любви. Верой мы становимся самими собой, ибо в ней раскрывается то, что мы есть: образ и подобие Божие. И, чтобы образ Божий раскрылся в нас, нам следует жить по вере: жить ценностями веры, которыми живет Бог, живет Богородица, живут все святые и праведные Церкви Христовой. Идеалы веры: мир, праведность, братство, любовь – мы призваны осуществлять в міре, исполняя заветы Христа и надежды на нас Богородицы. И эту жизнь: по вере – следует начинать здесь и сейчас, если мы действительно дети Божии, действительно Христиане, действительно наследники жизни Божией и Царства Его. И если мы ею до сих пор не живем, не являем идеалы Царства міру – это вовсе не значит, что их у нас нет, или мы о них забыли; это значит, что мы еще не проснулись, что мы медленно просыпаемся, или проснулись не все. Для этого мы должны пробудиться, подняться от ложа сна, омыться холодной водой покаяния – и явить міру жизнь, которую завещал нам Бог. Этого ждет от нас Богородица, этого ожидает Церковь, этого ожидает мір и вся тварь, чающая откровения сынов Божиих. Явить міру идеалы Царства – наш священный и исторический долг. И начинать пробуждение следует с самих себя, с суда над собой, с правды – перед собой и Богом, ибо время суду начаться с детей Божиих: не искать сучок в глазе брата своего, а вынимать бревно из собственного глаза, – ибо с суда над собой начинается путь воскресения из мертвых. Встать перед зеркалом правды Божией, и внимательно всмотреться в него: кто я в масштабах любви Божией, и кто я в масштабах правды Его? К чему призвал меня Господь, и как далек я от призвания Его? Какова вера моя в Христа, и что я сделал, чтобы оправдать Его веру? 

Научиться прощать ближнего

И если честно посмотреть на свою жизнь, мы увидим, как много допустили в ней ошибок; как многое хотелось бы исправить, изменить – и как это оказывается невозможным. Мы не можем вернуться назад и прожить жизнь или ситуацию заново. Время запечатлело то, что мы сделали, и то, чего мы не сделали – за что нам сегодня горько и стыдно, – и ничего нельзя изменить. И все то, что нельзя изменить, тяжелым грузом ложится на сердце. Дело даже не в том, что я не могу исправить свои ошибки: ту неправду, которую я допустил, те поступки, которыми огорчил своих ближних, но я не могу и себя исправить, я не могу сам себя изменить, – и это намного трудней пережить. Что же мне смотреть на грехи брата своего, когда я со своими грехами не справляюсь? Мне приходится нести Крест своего недовольства собой, принимать себя таким, какой я есть: с позором, ошибками, грехами, с сознанием безнадежности что-либо изменить. И при этом я не могу себя ненавидеть, хотя такие чувства и возникают во мне. Я себя понимаю, и потому принимаю себя и смиряюсь с собой, не теряя любви к себе и Богу. Жизнь заставляет меня смиряться, ибо бунт против себя бессмысленен. Наверное, он так же бессмысленен и против кого-нибудь еще, и, вообще, против любого человека, захваченного грехом. Смириться – значит, научиться понимать себя и ближних, и, поняв, научиться прощать. Если я не могу победить в себе себя, то и другой человек, возможно, также не может. За что же мне тогда ненавидеть и осуждать его? И если Бог прощает мне грехи, то как мне осуждать за грехи ближнего? Если Бог понес мои грехи, чтобы спасти меня от смерти, то и мне нужно понести грехи ближнего, чтобы, возможно, спасти и его.

Молитва

«Господи! Прости нас за алчность, за жадность, за то, что мы так мало отдаем в жизни! научи нас следовать по Твоему пути, когда Ты говоришь нам: «Блаженнее давать, нежели брать». Прости нас за равнодушие нашего сердца к чужой беде, за нежелание помочь, за нежелание поддержать, утешить, ободрить! Прости, что не можем даже просто потерпеть другого человека, его слабости, его несимпатичные, неудобные стороны. Прости, что с ропотом, а не с благодарностью мы несем бремя по отношению к больным, детям, престарелым, к нуждающимся в нашей помощи. Прости за то, что возвращаясь из храма, приносим в семью не тишину, радость и свет, а ворчание и недовольство. Прости нас, Господи, за грехи против собственных детей, против мужа, против жены, против матери и отца, которым мы доставляли много обид и огорчений. Прости, Господи за вину перед родными и близкими, которые делят с нами наши грехи» (отец Александр Мень).

 

Обрести живого Христа

Сколько тяжелых последствий несет с собой грех. Сколько бед он причиняет самому грешнику и тем, кто его любит. Сколько бед приносит он милым, родным, близким и дорогим людям: разрушается дружба, разрушается любовь, разрушаются семьи и народы. Грех всегда встает между людьми: между человеком и человеком, между человеком и миром, между человеком и Богом. Пока на земле существует грех,  на ней нет, и не может быть счастья, кто бы и как его себе ни представлял; не будет добра, не будет мира, не будет правды и свободы. Все идеалы нашей веры унижены в нас грехом, и нужно сделать так, чтобы вера в нас вновь обрела силу, вновь обрела живого Христа, Который верою побеждает мір и пленным возвращает свободу. Только Бог может избавить мір от зла, которое грехом входит в мір. Только верой мы можем вернуть в мір то, что нас из греха выводит, что возвышает нашу жизнь над міром и делает ее достойной. Только верой мы можем вернуть в мір любовь, правду и свободу; вернуть в него надежду и ту жизнь, ради которой Господь нас создал.

Молитва

Господи! Прости мне грехи мои, мои немощи, мое неумение любить брата, мое неумение прощать, мое неумение со всеми ладить. Прости мне неумение понимать ближнего, хранить от обид его чувства, быть с ним заботливым, быть с ним добрым, быть ему братом. Господи! Прости мне мою глупость, мою язвительность, ядовитость, желание ущипнуть, кольнуть, ранить брата. Помоги мне избавиться от гордыни, от желания быть первым, от желания побеждать. Дай мне силы быть уступчивым, кротким, быть смиренным и мудрым с теми, кого я люблю. Сделай меня светом, Господи, и образуй от меня поле любви, дабы я никого не оскорбил, никого не разрушил, и не нарушил мира ни в чьей душе. Научи меня беречь ближнего, его чувства, настроение, его дух, его ум. Дай мне мудрости принимать брата, если он думает и мыслит иначе. Научи меня держаться в спорном общего: того, что меня с ним роднит. Не дай мне разругаться с ближним из-за моих убеждений и взглядов, не дай мне стремиться быть понятым им и желания доказать свое. Научи меня слушать ближнего, понимать и прощать его. Дай мне мудрости во всем уповать на Тебя, дай мне силы терпеть и прощать. Дай мне мудрости не грешить. Ты был кроток, а я строптив, Господи, – прости мне мою строптивость. Ты был тверд, а я не сдержан, – прости мне мою несдержанность. Ты милостив, Боже, а я жесток, – прости мне мою жестокость. Ты Свет, Господи, а я тьма, – прости мне мою потемненность. Ты Солнце, а я не вижу Тебя, – прости мне мою ослепленность. Ты – Правда, а я не слышу Тебя, – прости мне мою греховность.

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Молитва

Прости нас, Господи, за наших любимых, за нашу брошенную первую любовь, за боль, что принесли родным и милым, за все растраченные понапрасну силы, за скупость чувств, за нищету даров. Мы молим Богородицу в смиренье простить грехи, что унижают нас, и что грехами мы делаем Ей больно, и что порою стыдно Ей за нас. Мы устремились к призрачной «свободе», от Бога и свободы удалясь, и промотали все свое наследство, которое Бог дал нам, не скупясь. Мы промотали все, что отличает детей Господних от чужих детей, и от «свободы» ничего не взяли, наоборот, рабами стали в ней. Мы растеряли то, что не ценили, считая неизбывным наш запас, и, оказавшись нищими, узнали: что делало бесценными всех нас. Мы жили словом Божиим, свободой, Его любовью, силами Его; в любви и дружбе были мы друг с другом, и мир для нас – дороже был всего. Мы зла не ведали, мы тешились богатством, которым в Боге каждый обладал, и солнцем каждый день нам улыбался, и каждый день я с радостью встречал... И вот теперь я к Богу обращаюсь, чтобы Он взял в наемники меня. О жизни и грехах своих я каюсь, и недостойным чувствую себя. Во мне осталось лишь на Бога упованье: Он может нищего и блудного принять, – и боль придаст пусть силы покаянью, которое поможет мне восстать. Я Богородицу зову в молитвах, чтобы Она смягчила боль мою, и все грехи мои с любовью удалила от образа, который я люблю. Я Ей всю свою душу открываю, всю свою жизнь в руках Ей отдаю, – и слышу, говорит Она: «Прощаю», – и слышу, говорит Она: «Люблю».