Главная » Культура » О Детском театре «Тимур» и детском духовном центре
 

О Детском театре «Тимур» и детском духовном центре

Из книги С.Б. Шоломовой: «Харьковская хроника трудов, событий и дел, посвященных памяти отца Александра Меня. Составитель С.Б. Шоломова. Выпуск 1. Разделы 1-5. Изд. 2-е, исправленное. – Харьков, 2009. – 213 с.

Раздел 5

Обзор по харьковским газетам

1 ноября 1994 года в газете «Время» появилась заметка журналиста А. Левоненко под названием «Когда «Подайте Христа Ради!» звучит буквально…», в которой речь шла о режиссере детского театра «Тимур» Василии Евгеньевиче Сидине, который «наладил деловые связи с известным христианским театром, возглавляемым Олегом Степурко из прихода Александра Меня и заказал сценарий для Рождественского спектакля в Харькове.

В интервью журналисту он сказал: «Убежден, чтобы спасти детей, нужно приобщить их к вере, к Богу. Вспомним слова Спасителя: «Не препятствуйте им приходить ко мне». За что же страдают наши дети? За наши грехи... Многие живут так, словно Бога нет. Мы не видим выхода? Но в минуты беды, у постели больного ребенка или не дай Бог, теряя его, мы всё же спрашиваем – за что? Почему Всевышний несправедлив? А достойны ли мы снисхождения перед Богом?».

Для осуществления намеченного ему, конечно же,  нужна была поддержка духовная и материальная. Вот почему и называлась заметка так призывно. Четыре года он пробивал стену равнодушия.

А 31 декабря 1994 года в другой харьковской газете «Событие» появился репортаж под названием «Деток приобщают к Христу».

В ДК строителей состоялся спектакль детского театра «Тимур» под названием «Свет рождественской звезды». Спектакль был посвящен 60-летию со дня рождения отца Александра Меня. Заметка заканчивалась оптимистично: «Попытки нести ребятам духовность, говорить с ними о чём-то не меркантильном не проходят всуе…» Недаром священник Благовещенского собора отец Николай, побывав на спектакле, назвал его «своеобразной проповедью».

В другом отклике на спектакль мы находим интересные подробности. Так, после спектакля Василий Евгеньевич рассказал корреспонденту следующие  интересные подробности: «К идее создания такого спектакля мы с ребятами шли многие годы. Ведь традиции нашего театра. Сама суть тимуровского движения – помощь слабому и обездоленному, настоящая дружба и взаимовыручка – подготовили нас к восприятию вечных ценностей, проповедываемых отцом Александром Менем. После знакомства с учеником Меня. Священником Александром Борисовым, посещения могилы А. Меня, текст сценария родился как бы сам по себе... Осуществляя этот замысел, мы встретили столько друзей и помощников, что поняли: это не случайно, мы на верном пути... нас искренно поддержал Владыка Никодим…» И еще: «мы убедились в том, что наша задача – не развлекать, а нести людям слово Христово, но делать это красочным языком театра. Ведь слабый младенец Иисус Христос бросает вызов миру насилия и ненависти…»

Спектакль стал заметным явлением в культурной жизни города. Зал ДК был постоянно переполнен юными зрителями со всех концов Харькова. Успех превзошел все ожидания.

6 января 1995 года  на спектакль откликнулась и газета «Время» заметкой под названием «Да коснется нас свет Вифлеемской звезды»!

В ней было высказано неожиданное пожелание: «Детская аудитория приняла его благожелательно. Но хотелось чтобы премьеру непременно посмотрели и взрослые. У детей впереди жизнь. У них есть шанс выбрать правильный путь. Взрослому поколению трудней. Оно находится во власти стереотипов, зажато бытом и мелкими каждодневными проблемами. Большинству кажется, что и Христос им уже не поможет…» Свет Рождественской звезды «тронет даже зачерствевшие сердца. Растопит лёд злобы и агрессивности…»

А 4 февраля 1995 года в газете «Вечерний Харьков» было помещено интервью с Василием Сидиным, который свой спектакль посвятил 60-летию со дня рождения отца Александра. Он отмечал: «Такого еще не было на Украине со времен провозглашения официального атеизма, чтобы легально, да еще и силами детей, был сыгран спектакль на евангельский сюжет». Непосредственно вдохновил его опыт приходской общины, которая была у отца Александра Меня в Новой Деревне. Нельзя забывать, что эта община находилась всё время под «колпаком» у сотрудников КГБ, но, тем не менее, старалась сеять зерно веры не только в душах взрослых, но и детей.

Несмотря на то, что деятельность Сидина проходит в качественно другое время, трудностей у него хватает. По этому поводу Василий Сидин признался: «И в ряде школ, и как это неудивительно, в епархии саму идею такой постановки встретили в штыки. Ну, со школами ясно. Священнослужители же утверждали, что нельзя на сцене играть Деву Марию... но я молился, чтобы спектакль состоялся... я интуитивно чувствовал, что если искренне хочешь делать доброе дело, то в самый трудный момент неожиданно откуда-то приходит помощь. Книга отца Александра Меня «Сын Человеческий» помогла мне понять, что душа должна быть открыта Господу, и с верой в Него легко идти по жизни не озлобляясь, отметая всю ту грязь, все мерзости, которые есть вокруг».

Характерно, что, когда митрополит Никодим пришел на премьеру, то он благословил участников такими словами: «Пусть же дети пьют из чистого, родникового источника, а не сточные воды  или из лужи».

28 марта 1995 года «Вечерний Харьков» поместил репортаж о международном фестивале детских молодежных театров, который проходил в Горловке под названием «Театральные игры-95». На этот фестиваль получил приглашение и харьковский театр «Тимур». В рамках конкурсной программы было показано музыкальное действо «Свет Рождественской звезды». Спектакль был сделан, по мнению обозревателя, «с большим тактом к евангельской первооснове. В нем звучат прекрасные стихи Иосифа Бродского, трогательные мелодии О. Степурко, Н. Сараева и С. Бычкова». Но самое главное – это «радость, которая светилась в глазах исполнителей». И это не могло никого оставить равнодушным. Особо отмечалась режиссерская работа В. Сидина. Читаем: «Сидин делает большое дело, когда именно через игру воспитывает своих ребят в духе того, что приход Христа в мир был радостным событием, вызовом темным силам и царству насилия... Режиссер использует прием «живых картин», в которых главные герои обретают эпичность, а сами образы кажутся величественными  возвышенными».

В.Е. Сидин, как отмечалось в репортаже, «в определенной степени режиссирует жизнь своих подопечных, оберегает их от пошлятины, бездуховности, дает нравственные ориентиры».

По глубокому убеждению народного артиста Украины Владимира Антонова, «захватывающим и увлекательным» оказалось в спектакле включение фрагментов проповедей отца Александра Меня, светлой памяти которого был посвящен весь спектакль.

В харьковском еженедельнике «Круг» весной 1995 года появился еще один отклик на спектакль «Свет рождественской звезды, в частности, в нём отмечалось, что спектакль «выходит далеко за рамки эстетического художественного явления».... И заканчивался отклик примечательными словами: «если ребята поймут и запомнят только то, что сила духовная выше и мощней силы физической – это уже будет много в наше непростое время».

Весной 1996 года театр «Тимур» вынес на суд зрителей духовно-поэтическую проповедь-спектакль «Возврати себе храм». В основу спектакля положена духовная русская поэзия, которая много лет старательно скрывалась при тоталитарном режиме. Дети с удовольствием читали  вдохновенные строки разных авторов.

Летом 1996 года детский театр «Тимур» десять дней провел в гастролях по Галичине. К этому времени театр был уже официально признан образцовым и неоднократно принимал участие в разных фестивалях и конкурсах.

Этическая позиция театра была неотделима от христианской нравственности, и это находило благодарный отзыв в самых разных аудиториях. Поездка состоялась благодаря хлопотам священника отца Онуфрия (Репецкого). Он много времени уделяет театру и активно помогает духовному росту детей.

Театр познакомил зрителя Закарпатья с новым своим  спектаклем, имеющим символическое название: «Возврати себе храм». По своему жанру – это, скорей всего, поэтическая проповедь. Дети выступили в разных селах семь раз, и везде их выступления находили живой отклик, причем русский язык, звучавший со сцены, нисколько не смущал зрителей. Спектакли происходили преимущественно в отдаленных горных районах Карпат.

Интересно, что глава районной администрации города Жолква В.П. Герич передал на имя мэра города Харькова благодарность «за просветительскую работу среди населения района детского театра».

После гастролей Василий Евгеньевич Сидин обобщил свои впечатления. В интервью газете «Вечерний Харьков» сказал: «Мы познакомились с настоящей Украиной, щедрой, открытой, душевной. Лично я воочию убедился, что никакого противостояния между востоком и западом быть не может. И не может быть никакой конфессиональной вражды. Никто не спрашивал там, в церковь какой юрисдикции мы ходим... Во взаимных контактах детей я вижу залог будущего единства и крепости Украины... мы встретились там с удивительными людьми. Живут они бедно, но какие это душевно-щедрые люди. Когда мы уезжали домой, они плакали и просили побыть еще. А накануне перед отъездом всю ночь готовили нашим ребятам еду на дорогу. Это незабываемо…»

Весной 1997 года был проведен фестиваль детских творческих коллективов, продолживший традицию «Дней духовного восхождения». На фестиваль приехали духовные дети отца Александра из Москвы.

В приветствии фестивалю священник Александр Борисов, настоятель московского храма Космы и Дамиана, отмечал:  «Часто атмосфера целого города может меняться от того, что совсем немного людей идут к Свету и несут  Свет другим».

Летом 1997 года на базе театра «Тимур» начал работу детский христианский лагерь. Это было абсолютно новое дело и В.Е. Сидин, как руководитель, в этой работе стал своеобразным «первопроходцем». Его не испугали многие организационные трудности. Лагерь расположился на базе отдыха «Верхняя Писаревка» на берегу Печенежского водоранилища. Мемориальный фонд «Возрождение» оказал материальную поддержку В. Сидину, и это позволило оздоровить двадцать ребят в течение трех недель. Летний лагерь представлялся Сидину естественным продолжением жизни театра, но в новых условиях. Воспитание в духе христианских нравственных принципов, начатое спектаклем «Свет Рождественской звезды», продолжалось в виде изучения начальных основ православия. Немалое значение имел личный пример и поведение тех ребят, которые более других были уже приобщены к церковной жизни.

Отец Онуфрий открывал им радость осмысленного участия в Божественной литургии. Он советовал молиться прежде всего за тех, кто тебе по каким-то причинам неприятен и те, кто следовал этому совету, с удивлением вскоре замечали, как исчезали былые конфликты в отношениях. Ежедневное обращение в Священному Писанию помогало увидеть в нём не историко-литературный труд давно минувших дней, а живое слово Божие, подсказывающее и сегодня правильный выбор в любой ситуации.

В гости к «тимуровцам» приезжал Юрий Чернышев, «посланец прихожан храма Космы и Дамиана». В этом храме собирается много духовных детей отца Александра Меня.

Ю. Чернышев привез с собой книги отца Александра и другую духовную литературу. От общения с детьми он сделал неожиданный вывод: «Они дали мне больше, чем я им».

В 1997 году был юридически оформлен городской  благотворительный фонд «Тимур». Одной из задач фонда было  создание детского духовно-воспитательного  центра.

По этому поводу в своем открытом письме «Им нужна наша любовь» Василий Евгеньевич Сидин писал: «Он задуман как принципиально новая воспитательно-образовательная структура, в основе которой лежит православная система, предполагающая формирование особой атмосферы любви, способствующей раскрытию Образа Божия в человеке. В Евангелии сказано, что дерево познается по плодам. Плодом Духа апостолом Павлом названы: Любовь, Мир, Радость, Вера. Взращивание этих «плодов» и является смыслом деятельности духовно-воспитательного центра.

Городское власти выделили под него закрывшийся детский сад по ул. Героев труда (д. 19 «А»).

В специальном «Описании проекта» было написано: «Харьковский городской благотворительный фонд «Тимур», созданный как структура, призванная способствовать всестороннему развитию детского духовного творчества, благотворительной помощи незащищенным слоям населения, социальной помощи детства, культурно-просветительской деятельности, как среди детей, так и среди взрослых…» Людей, которые сгруппировались вокруг этого проекта, объединило общее стремление к возрождению отечественной православной культуры, к приобщению к сокровищнице мировой духовной культуры, к осознанию значимости в жизни общества абсолютных христианских этических принципов, особенно в области воспитания, образования и творчества детей». Об идее создания Детского духовного центра и его задачах в проекте сказано так: «Детский духовный центр призван будет объединить в себе, прежде всего, уже реально и практически существующие направления работы с детьми и подростками, которые входили бы в русло заявленных ценностей и задач фонда и детского центра и которых объединило бы духовное родство...»

В ноябре 1997 года состоялось открытие Центра. Все взрослые, работающие в центре, приходят сюда исключительно по зову сердца, потребности души, не помышляя ни о каком материальном вознаграждении. Верующие люди знают, что один день в неделю надлежит посвятить Господу. Коллектив Центра  с самого начала относился к  своей работе как к Служению.

В связи с работой Центра В.Е. Сидин в интервью газете «Вечерний Харьков» отмечал: «Не надо считать наш центр религиозным. Нередко путают религиозность и духовность. Здесь никто никому никакой религии не навязывает. Просто мы помогаем детям повернуться в сторону Света. При этом неразумно не учитывать опыт, накопленный за два тысячелетия существования христианства…» Но, конечно, ребятам рассказывается  о сути основных христианских праздников, ведь школа этих знаний не дает.

В буклете харьковского городского благотворительного фонда «Тимур» было написано: «Идея духовно-воспитательного центра возникла ради главного: «Какой образ жизни мы желаем своим детям? Что в их жизни будет стоять на первом месте? В связи с этим сформирована главная цель – помочь раскрыться всему светлому и чистому, что есть в душе ребенка. Наше слово «Образование» происходит от слова «Образ», т.е. «Образ Божий»... Для нас очень важно в центре создание совершенно особой атмосферы – атмосферы служения ближнему своему в духе любви отдающей, когда каждый приходит сюда отдать, а не искать своего, когда есть возможность узнавать друг друга по «плодам» его деятельности….»

В приветственном письме по поводу открытия Центра Н.Ф. Григоренко-Мень и Павел Мень писали: «Пусть ваше начинание поможет осознать людям свою веру, как говорил отец Александр Мень, «Бог живет в душе каждого человека»...»

Детский христианский журнал «С нами Бог» (Москва)  также откликнулся добрыми приветствиями: «Мы желаем Детскому духовно-воспитательному центру нести Слово Божие и духовное просвещение детям города Харькова, ибо побелели нивы, и настало время жатвы!».

За время существования фонда и Центра в 1997–1998 годы было организовано два детских летних христианских лагеря,  а также сыграны десятки благотворительных спектаклей в Рождественские и Пасхальные дни. Прошли гастроли в Западной Украине и Москве.

В январе 1998 года состоялась первая поездка театра в Москву на вечер,  посвященный памяти отца Александра Меня.

25 марта 1998 года состоялось открытие «Дней духовного восхождения».

Была проведена встреча с духовным наставником подростков, с руководителем христианского лагеря Андреем Черняком. Тема встречи: «Вера и молодежь».

27 марта был показан моноспектакль в исполнении Ариадны Ардашниковой по духовным стихам М. Цветаевой «Перед ликом Господним».

28 марта состоялась творческая встреча с композиторами Ю. Пастернаком и В. Шишкаревым, а также искусствоведом Ириной Языковой  и  ансамблем духовной песни «Маранафа».

В июле 1998 года на базе отдыха Коробовы хутора был открыт христианский лагерь для детей театра «Тимур» и детского духовно-воспитательного центра. Лагерь дали символичное название «Ковчег». В нем отдыхало уже 60 детей (!)

«Главное, чтобы в них после пребывания в лагере, сохранилась хоть маленькая искорка чистоты и порядочности», – так определил главную задачу Василий Евгеньевич Сидин двадцати взрослым, которые помогали ему в оздоровлении детей.

В гости приезжала из Москвы актриса, духовная дочь отца Александра, Ариадна Ардашникова. Многим запомнилось, как она говорила о том, что «каждый из нас является промежуточным звеном в огромной жизненной цепи». Дети были искренне этим поражены и впервые серьёзно задумались о своем месте в этом мире.

Весной 1999 года в дни школьных каникул прошел фестиваль «Дух дышит, где хочет». По уже сложившейся традиции на фестиваль приехали гости из Москвы, представители интеллигенции, духовные дети отца Александра Меня, озабоченные нравственным состоянием общества. Каждый раз Фестиваль становился важным этапом формирования личности, как юных артистов, так и тех, кто их в дни школьных каникул посетил.

2000 год

23 марта состоялось открытие второго духовного фестиваля «Дух дышит, где хочет». Девизом фестиваля на этот раз была строчка А.С. Пушкина «Чувства добрые я лирой пробуждал». Детский театр «Тимур» познакомил зрителей  с новой своей работой – спектаклем Э. Портера «Поллиана».

27 марта 2001 года открылся третий фестиваль детского духовного творчества, посвященный 2000-летию Рождества Христова. На этот раз он отлчался особой насыщенностью и разнообразием мероприятий. В программу были включены спектакли различных театров, встречи и семинары, концерты и рок-постановки. Участники фестиваля радовались оттого, что делали  реальные добрые дела.

В рецензии на фестиваль, которую Ю. Хомайко назвал знаменитой цветаевской строкой «Если душа родилась крылатой», (эта же строка была и девизом фестиваля на этот раз), он отмечал, что «В.Е. Сидин относится к каждому спектаклю, как к проповеди, в смысле серьезности подхода и представления о последствиях».

На этом фестивале театр «Тимур» показал два спектакля – сказку Спири «Хайди» и «Маленький принц» Сент-Экзюпери.

Помимо спектакля «Маленький принц», был также проведен вечер памяти поэта Бориса Чичибабина, на котором выступили московский переводчик поэта Анна Курт, а также редактор христианского журнала Алла Калмыкова и фотомастер Сергей Бессмертный. Их выступления оставили заметный след в душах всех присутствующих.

В рамках фестиваля прошла также встреча – беседа с сотрудником московского Дома-музея Марины Цветаевой Людмилой Максимовной Шейн.

Весной 2001 года театр «Тимур» со спектаклем «Маленький принц» посетил женскую колонию под Харьковом. Дети интуитивно почувствовали, что к заключенным нужно относиться по христианской традиции, как к заблудшим и несчастным. Они  также посетили и детский приемник-распределитель для несовершеннолетних преступников. Дали они спектакль и в детском туберкулезном санатории.

А в начале мая театр получил приглашение приехать со своими спектаклями  в Москву. Это событие стало заметной и незабываемой вехой в истории  детского театра «Тимур».

Приведем отклик на один из спектаклей театра. Вот как писалось в рецензии, опубликованной в журнале «Музыка в школе»: «Спектакль «Хайди» поразил внимание искушенного московского зрителя талантливой игрой юных харьковчан и стал заметным событием в нашей детской музыкально-театральной жизни. Оригинальная инсценировка народного артиста Украины Владимира Антонова, яркое художественное руководство и режиссерская работа Василия Сидина, костюмы и хореография спектакля не оставили равнодушными никого из зрителей, присутствующих в один из майских вечеров в клубе им. Серафимовича. Спектакль поставлен по повести известной швейцарской писательницы Иоханны Спири. В честь героев ее произведений там открыт целый музей. А любят их, в особенности образ девочки Хайди, за то, что они несут в себе свет Христа. Этот свет светит во тьме, изменяет мир и людей. Музыку к спектаклю написал московский композитор Владимир Шишкарев, инициатор ряда детских музыкально-театральных постановок, автор многих известных христианских песен для детей. Романтически одухотворенная «песенка о зимней сказке» стала одним из ярких эпизодов этого незабываемого спектакля. В момент сказочных грез девочки наплывают старинные музыкальные мотивы, и на сцене в плавных танцевальных движениях показываются персонажи сна и цветов... Зрители долго не отпускали артистов, и взволнованные столь горячим приемом, гости согласились приехать в следующий раз на гастроли уже не с одним, а несколькими своими «коронными» спектаклями... с большим нетерпением ждем новой встречи с этим уникальным творческим коллективом и приглашаем всех посетить замечательный праздник молодости, таланта, красоты и Истины…»

С 1995 по 1998 год подготовлено пять духовных спектаклей:

«Свет Рождественской звезды».

«Пробуждение» по сказке А. Суздальцева.

«Тайна платяного шкафа». По книге «Хроники Нарнии» К. Льюиса.

«Возврати себе храм». Поэтическая проповедь по книгам отца Александра Меня и русской духовной поэзии.

«Счастливый принц» по О. Уальду.

В 1999–2001 годы были созданы еще спектакли:

«Поллиана». Э. Портер.

«Хайди». И. Спири.

«Маленький принц». Сент-Экзюпери.

В 1998 году в Духовном центре при поддержке УкрСиббанка начала выходить газета под названием «Пробуждение».

В статье Анны Силаевой «Благодарность за благой Дар» подробно рассказывается, как прошло празднование первой годовщины  Детского духовно-воспитательного центра.

Читаем: «Для воспитанников и сотрудников – это большой праздник, к которому они долго и старательно готовились, чтобы было действительно радостно всем. Радостно, оттого, что в нашем городе есть место, где до детей доносят слово Божие и учат жить по Божьим законам... финансовые затруднения вовсе не мешают детям создавать вместе со своими наставниками свой внутренний мир, иной мир, который они стараются наполнить любовью, светом, теплом, покоем, радостью – Божьим Духом». И эта атмосфера действительно царила на вечере. Вечер стал одной из попыток донести до зрителя простую истину: от Бога исходит всё лучшее в нашем мире. К нему обращено всё прекрасное в человеке». Тимуровцы показали гостям отрывки из своих спектаклей «Свет Рождественской звезды», «Возврати себе храм», «Счастливый принц» и духовное откровение «Дети говорят с Богом».

Анна Силаева отмечает, что эти спектакли не театрализованные представления в исполнении детского коллектива. Это – действа – серьёзные и сложные. Они способствуют изменению внутреннего мира и образа жизни человека, указывают путь и затрагивают невидимые ниточки в душе человека, которые его связывают с Богом.

На празднике состоялась церемония вручения благодарственных грамот и почетных знаков, которые были учреждены детьми и педагогами центра. Ими награждались те харьковчане, которые конкретным делом помогали Детскому центру. Дети и взрослые «Тимура» очень высоко ценят любую помощь, независимо от её формы и размера, поддержку, заботу, любой знак внимания или одобрения.

Показательна заключительная фраза: «На своем празднике дети показали, что всё лучшее, что есть в человеке – сосредоточено в детях, что у них свое понимание Бога и оно неразрывно связано с Добром и Любовью».

В этом номере были напечатаны также «Размышления о педагогике» отца Александра Меня. Так газета приобщала к слову отца Александра своих читателей.

Нельзя не упомянуть и о духовных свидетельствах ребят, связанных с их первой поездкой в Москву.

Так, Галина Дудченко в заметке «Три дня для души» признавалась: «Прошел уже целый год после гастролей театра «Тимур» в Москве, а я до сих пор помню эти незабываемые гастроли. Сколько впечатлений было, сколько удивительных мест мы посетили, сколько добрых людей повстречали. А сколько было разных чудес!.. Мы побывали в Новой Деревне на могиле отца Александра, стояли в тишине, и каждому казалось, что отец Александр рядом. А его кабинет – это место, наполненное Светом, и Дух его присутствовал всюду. Мы побывали в строящейся воскресной школе и крестильне. Никогда не забуду добрые глаза и улыбку отца Владимира, этого удивительного человека, несущего людям слово Божье. После тяжелой травмы он чудом остался жив, благодаря молитвам прихожан церкви... а спектакль, который мы отыграли на вечере памяти отца Александра? Мы ждали всё первое отделение, и начали играть лишь в девять часов вечера. После спектакля нам аплодировали стоя, а у нас текли слезы... а моим маленьким чудом было то, что я нашла потерянные ранее четки, побывавшие на могиле отца Александра и в Лавре...»

Евгений Алымов продолжил тему «Три дня для души» своими потаенными  мыслями: «За всё время пребывания в Москве я не ощущал отрицательного воздействия большого города. Знал, что это – город соблазнов, и провести в нем день, да и всю поездку впустую, без пользы для себя, для своей души, ничего не стоит... Было ощущение чуда: мы в Москве, нас пригласили выступить на вечере памяти отца Александра Меня. Я чувствовал себя защищенным от всего суетного какой-то аурой, может быть, пониманием происходящего чуда не предпринимал никаких усилий, чтобы быть собранным для стяжания духа. Во всех святых местах оставалось без труда вбирать в себя благодать, а таких мест было много, и казалось бы, просто невозможно их все посетить за какую-то неполную неделю. Самые яркие впечатления у меня остались от посещения церкви и комнатки, где служил и работал отец Александр. Тишина и покой, всё нарастающее чувство Любви, мир, благодать и благоговение – это всего лишь попытка описать словами то, что я там прочувствовал, ощутил, принял. Мы приехали к церкви уставшие, а уходили с ощущением внутреннего счастья: будто бы отец Александр был там с нами, и в каждого буквально влил силу и зарядил Духом. И, может быть, что-то очень похожее на то чувство, которое испытали люди после распятия Христа и осознания содеянного, испытал и я перед крестом на могиле отца Александра Меня: горечь за свои грехи, ощущение собственного несовершенства. И чуть позже – счастье оттого, что Христос всё равно ведь с нами,  что он нас не оставляет».

Весной 1999 года вышел следующий номер газеты «Пробуждение» (№ 3).

На первой странице приведен текст матери Терезы Калькутской как своеобразное духовное завещание ко всем христианам:

«Да, люди неразумны, непоследовательны и эгоистичны. И всё же люби их!

Если ты делаешь добро, люди обвинят тебя в затаенной корысти и в себялюбии. И всё же твори добро!

Если тебе сопутствует успех, ты наживешь мнимых и действительных врагов. И всё же преуспевай!

Добро, сделанное тобой, будет завтра же позабыто. И всё же твори добро!

Искренность и открытость сделают тебя уязвимым. И всё же будь искренен и открыт!

То, что ты годами строил, может разрушиться в одно мгновение. И  всё же строй!

Люди нуждаются в помощи, но они же станут упрекать тебя за неё. И всё же помогай людям!

Отдай миру всё самое лучшее, что имеешь, и получишь жестокий удар. И всё же отдавай миру всё самое лучшее, что у тебя есть!».

В этом номере рассказано о посещении Детского центра мэром города Михаилом Дмитриевичем Пилипчуком и получении им почётного знака «Пробуждение» за поддержку и помощь.

Помимо этого, в номере были напечатаны статья А. Солженицына «Исчерпание культуры» и фрагмент статьи отца Александра Меня «Истоки мировой духовной культуры».

Публикация слово отца Александра из номера в номер  становилась уже традицией газеты.

Традицией становилась также и публикация духовных свидетельств веры. На этот раз напечатаны краткие ответы разных членов коллектива на вопрос: – Что же такое духовность в понимании каждого? Ответы, право, заслуживают того, чтобы их воспроизвести в единой хронике других событий:

Максим Синельников: – Духовность – это преобладание духа над материальными ценностями.

Татьяна Рудая: – Это душевная чистота, чистота помыслов. Это дух, который хочет делиться, это Бог в душе человека.

Евгений Алымов: – Духовность – это жизнь с Богом.

Вован Ковальчук: – Это то, чего человеку не хватает, но к этому стремится каждый верующий человек.

Василий Новиков: – Духовность – это состояние, которое подвигает творить благие дела.

Ольга Черная: – Это такое внутреннее  чувство. Оно дается каждому, но не всем в равной мере.

Светлана Пушкарь: – Духовность – это ежеминутное, ежесекундное стремление к единению с Богом».

Осенью 1999 года вышел следующий номер газеты (№ 4), в котором была, прежде всего, отражена программа празднования Дня рождения театра «Тимур» и Детского духовно-воспитательного центра (11 ноября).

Помимо этого, в номер вошли «осенние воспоминания о лете», в которых отразились впечатления о работе уже во второй раз в детском летнем христианском лагере на базе отдыха «Автомобилист» в Коробовых хуторах. Игры, праздники, вечера, беседы – всё было предназначено не столько для заполнения свободного времени, сколько для духовного и интеллектуального роста 60-ти детей и 20-ти взрослых... Это было в полном смысле слова душеполезное времяпровождение.

 «Здесь с нами рядом – Небо и звезды, лес и река. Здесь можно поглубже заглянуть в себя, послушать тишину, задуматься о вечных понятиях - о Любви, Добре, Вере. Здесь осторожно и ненавязчиво старались направить ребят на путь доброты и сострадания их гости и воспитатели – духовенство, литераторы, хореографы и спортсмены, артисты и музыканты. Они пытались показать детям мир, где понятия – Честь, Совесть и Долг имеют свое единственное, неискаженное значение. Если в ребенка с детства заложить понятие об истинных ценностях, то он проживет полноценную и интересную жизнь. А делается это любовью к детям, не показной любовью, а настоящей – высокой и чистой... это очень трудно, и не всё получается сразу... Но терпение, знание и любовь к своему делу, режим делают отдых детей интересным и полезным. И на всё хватало времени: и на молитву, и на дискотеки, и на встречи – беседы с интересными людьми, которые откликались на приглашение посетить лагерь, и на купание и спортивные игры, и на размышления над страницами вечной книги – Библии, и на задушевные беседы у костра, и на многое другое, важное и необходимое», – так написал о своих впечатлениях давний друг детского театра артист Владимир Антонов.

Автор огромного количества детских песен Николай Николаевич Шуть о своем кратком пребывании в лагере написал восторженно: «Здесь у вас царит атмосфера покоя и уравновешенности. Это ваше состояние сразу бросается в глаза. И еще – свет в ваших глазах. В глазах детей и взрослых. И пожалуй. главное в вас – это умение радоваться, радоваться откровенно и искренне, вам только кажется, что это так легко, а на самом деле это очень ценный дар. Вам в жизни помогает ваш общий стержень – стержень духовности. Это так важно, потому что вы несёте в мир добро…»

К Рождеству 2000 года вышел следующий номер (№ 5) и открывался он фрагментом из звукового Рождественского письма отца Александра Меня. Примечательно, что, как одна из форм детского творчества, был напечатан небольшой материал «Из истории праздника Рождества Христова», подготовленный Анной Зиминой (11 лет!).

Весной 2000 года вышел очередной выпуск журнала. На этот раз он был совсем небольшим. И в нем, в первую очередь, рассказывалось о премьере-спектакле по повести шведской писательниц И. Спири «Хайди», который был впервые показан на Рождественских каникулах. Спектакль многие зрители назвали «праздником души». Двадцать рождественских ёлок в ДК строителей посетило несколько тысяч детей, посмотрев этот спектакль.

Эта постановка необычна тем, что вместе с юными актерами театра на сцене выступил и народный артист Украины Владимир Антонов в роли «горного дяди». Он создал неповторимый образ одинокого человека-изгоя, ушедшего от людей и их дрязг в горы, чтобы быть вместе с природой и Богом. Им же был написан и сценарий всей постановки. Он избран «почетным тимуровцем» и творческим наставником. Он проводит в детском духовно-воспитательном центре занятия актерского мастерства. Им также были написаны и другие сценарии для театра – «Счастливый принц» и « Полианна».

По поводу нового спектакля он высказал следующее мнение: «На мой взгляд, главное, что могли понять зрители в нашем спектакле, заключается в словах: «Быть в мире с Богом, быть в мире с людьми – это всегда красит человека».

Харьковская пресса о детском театре «Тимур» и Детском духовном центре:

А. Левоненко. Когда «Подайте Христа ради» звучит буквально». – Время, 1994, 1 ноября.

Д. Коробов. Деток приобщают к Христу. – Событие. 1994, 31 декабря.

В. Сидин. Я увидел полную неспособность власти решать какие-то вопросы. – Событие. 1995, 4 января.

А. Левоненко. Да коснется нас свет Вифлеемской звезды. – Время. 1995, 6 января.

В. Сидин. К 60-летию со дня рождения отца Александра Меня. – Вечерний Харьков. 1995, 4 февраля.

Людмила Филипенко. Рождественский звезда. – Круг. 1995. № 2.

Ю. Хомайко. От Тимуровской звезды до Рождественской. – Вечерний Харьков. 1995, 28 марта.

А. Львов. Играем для Богородицы. (О гастролях детского театра «Тимур»  во Львов). – Время. 1996, 30 июля.

 (Б.А.). «Отче наш» вместо «будь готов». – Вечерний Харьков. 1997, 2 августа.

 (Б.А.). Детская дипломатия. (О гастролях в Западную Украину детского театра «Тимур»). – Вечерний Харьков. 1996, 6 августа.

Р. Логачева. Им нужна наша любовь. – Вечерний Харьков. 1998, 9 июня.

Р. Логачева. Пробуждая в сердце доброту. – Вечерний Харьков. 1998, 10 ноября.

Е. Никитченко. «Тимур» и его команда. – Метро-пресс, 1999, 25 января.

Ю. Хомайко. Спешите делать добро. – Вечерний Харьков, 1999, 12 января.

Ю. Хомайко. Хорошо тому, кто умеет радоваться. (О спектакле «Поллиана». – Вечерний Харьков. 1999, 27 февраля.

Ю.Хомайко. Депутат, запишись в «тимуровцы» (О посещении С. Потимковым Детского Духовного центра). – Вечерний Харьков. 1999, 16 марта.

 (Б.А.). Детский духовный фестиваль. – Христианский мир. – Х. 1999, апрель, № 7.

М. Казбаш. Встреча с рассветом. – Панорама. – Х., 1999, 7 августа.

Н. Таллай. Отдых в  «Ковчеге». – Работа и жизнь. – Х., 1999, 2–15 августа. № 25.

М. Власюк. Неразменные ценности. – Работа и жизнь. – Х., 2000, 3–9 апреля, № 12.

 (Б.А.). О спектакле «Хайди» в ДК им. Серафимовича. – На Пресне, – М., 2000, 6 мая.

Е.О. «Спектакль «Хайди» в Москве». Музыка в школе. – М., 2000. .№ 2.