Место метафизики среди наук

Евгений Силаев

Три науки: теология, метафизика  и онтология призваны  дать  знания  для формирования цельного  научного мировоззрения, определить начала, первоосновы  и послужить  фундаментом  понимания  философии, естественных наук и искусства.

Теология предназначена тематизировать  религиозное понимание Бога, основанное на вере.

Метафизика как наука о началах,  основополагающих категориях и принципах утверждается на именах, догматах, научных  утверждениях и категориях определенной теологии.

Онтология предназначена тематизировать  научное понимание тварного Бытия в его основных принципах, законах и категориях. Онтологические   рассуждения опираются на  понятия и знания определенной  метафизики иногда — в неявном виде.

Очевидно, что такое деление основополагающих наук цельного знания всегда будет в некоторых смыслах условным и относительным.  Однако, любая наука определяется своим предметом, как то:

—  взгляд  теологии  направлен на научное  познание определенной религиозной   веры в  Творца;

—  взгляд метафизики направлен на познание  проявлений Творца в твари, в их всеобщих началах, принципах, утверждениях и категориях;

—  взгляд  онтологии направлен на познание тварного Бытия в его основных принципах его построения, законах существования и категориях.

Разные философские  задачи решают онтология и  метафизика. Метафизика в первую очередь ищет начало всего, а онтология  — многочисленные основания. Понятие "основание" всегда относительное, понятие "начало" —  абсолютное, а значит, мистическое. Поэтому познание начала, как суть познание Бога  — вечный  процесс, а познание оснований — процесс преходящий. Этим объясняется факт возникновения онтологии на заре научно-технической революции в начале 17-го века,  через две тысячи лет после  зарождения метафизики.

***

Ученый всегда стремится к познанию Истины, уже имея определенное представление  о цели, к которой он стремится.

Знание в отличие от мнения характеризуется как истинное,  а Истина — имя Бога, поэтому знание  может быть объектом веры, и на подсознательном уровне очень часто знание  превращается в языческое божество, в предмет  поклонения для многих ученых (Знание — сила!).

      Научные методы направлены на   поиск общего в разнообразных проявлениях окружающего мира как основания их сущности и обобщения  этих сущностей до сущности бытия. Этот путь познания — конечный, как ограниченный мир явлений тварного бытия, но совершенно необходимый, так как другого пути  нет.

***

Теология — наука о вере в  Бога, помогающая   осознать эту веру. Теология —  систематическая тематизация фундаментльной религиозной  веры.       

Метафизика —  наука  о понимании  смысла идеи Бога о Бытии, как его Начала. Метафизика формирует  осознанное  мировоззрение. Метафизика — систематическая тематизация фундаментального понимания начала Бытия.

Онтология —  наука об основаниях   знаний о Бытии, как таковом, на  фундаменте   понимания метафизических знаний.     Онтология может быть  построена только  на базе  определенного метафизического понимания. Онтология  — систематическая  тематизация фундаментальных философских знаний.

То, что в философии  не может  обосновать   онтология, должно быть обосновано метафизикой или  теологией. Например, категория "Бытие".

То, что не могут обосновать онтология и  метафизика, должна  обосновать теология.  Например, категория "Истина".

То, что не может  быть обосновано  онтологией,  метафизикой и   теологией, является очевидным и не требует никакого  обоснования! Например, понятие  "есть".

Научные утверждения формируются в соответствии с «Законом достаточного основания».  Смысл каждого  достаточного основания может быть в смысле основания более высокого порядка, либо это достаточное  основание понимается как знание, и мы верим, что  его истинность может быть доказана.  Один может доказать теорему Пифагора, а многие, зная формулу, могут вычислить гипотенузу по двум катетам. Нет необходимости говорить о важности и ценности знаний, но  также важно понимать, что знания  могут быть истинными,  бывают временными, относительными, а  иногда и ложными. Обратим внимание, что «истинное знание»  — это, нечто одно, а его отрицание   — всегда множественно! Именно поэтому,  все истинные знания в своем основании ведут к Единому, к абсолютной Истине.

Истинность знаний имеет огромное  значение  в жизни каждого человека, иногда это вопрос жизни и смерти.  Очевидно, что решить проблему «Истинности знаний»  только личными усилиями  — невозможно!  Каждый из нас зачастую решает поступать «как все»  или  искать однодумцев  в совместном стремлении к пониманию «Что есть Истина?». Путь к  Истине — путь творческий, а научное  творчество порождает знания. Круг замкнулся!  Таким образом, каждый человек обречен быть потребителем  знаний «как все»,  понимая, что они могут быть   не только истинными, или ему самому предстоит принять участие в творческом процессе поиска истины.  Тут важно отметить, что для передачи знаний достаточно информации, так, даже животные умеют передавать знания в виде информации. Научное же   творчество требует понимания смысла.

Мы говорим о теологии, метафизике и онтологии, как о науках, как об интеллектуальном  продукте  совместного творчества  многих поколений людей, который передавался от поколения к поколению в виде знаний. Но вера, понимание и творчество сугубо личностные проявления  человеческого сознания. Даже совместное научное творчество остается  исключительно личностным. Только веря в другого, понимая его, ощущая его веру и понимание, имея общую цель своих стремлений, исходя из одного начала, и опираясь на одно основание и общие принципы в абсолютной свободе выбора возможно  совместное научное творчество.

«Вавилонскую башню» науки  построить невозможно, если  разделить языки ее строителей-ученых.  Каждый ученый должен знать и понимать свое место и предназначение в науке и  стремиться реализовать его.

Каждая наука должна  иметь  свое место и предназначение среди других наук как  осмысленный  результат человеческого творчества.