Главная » Мое мировоззрение » Размышления о том, что значит быть человеком (К вопросу о смысле жизни)
 

Размышления о том, что значит быть человеком (К вопросу о смысле жизни)

«Человека столько, сколько в нем любви»

Абу Турхан

Мой друг Саша попросил меня написать как я понимаю что значит быть человеком.

1 .И вот, глядя на чёрную кошку Нюшу , я подумал, что так же как и она я с удовольствием ем то, что мне нравится, лезу под плед когда холодно и мне, как и ей ,   приятно ощущать тёплый пол на балконе  прохладным летним вечером, когда  он нагрет солнцем и  с любопытством  выходить  в прихожую когда к нам кто-то пришёл. А если нет ничего интересного, то кошка  может  спокойно спать. Как и кошка я естественным для живых существ  образом  хочу получать удовольствие, ощущать комфорт и чувствовать себя в безопасности. При этом для каждого  совершенно ясно различие кошки и человека, также, как все  мы, обычно,  легко различаем живое и косное.

Да, это действительно просто и  понятно. Но чувствую, что не всё тут для меня так уж очевидно  и не так однозначно соответствует моему пониманию человека среди людей, моим представлениям о том,  что значит быть человеком.

2. Вот бегущий человек вдруг споткнулся и падает. В момент падения он движется как обычное материальное тело под действием силы тяжести. Вот ещё, мы знаем, что человек иногда может вести себя как животное, скотина или даже как зверь, но во всём этом нет ничего человеческого и даже наоборот. В материальности и животности нет сути человеческого. homo sapiens является видом животных, но этот термин не  символизирует  человека, потому, что  человек принципиально не животное, а животное никак не может быть человеком, как например дети-маугли, которые тоже относятся к виду homo sapiens.Как и косное  и живое являются материальными телами, но живое существенно отлично от косного, как организм существенно отличен от механизма любой степени сложности и совершенства. Очевидно, что части любого механизма естественным образом могут существовать и в составе любого другого аналогичного механизма или даже вне его, а вот части организма вне его  разлагаются естественным образом, как правило, достаточно  быстро, до окончательной гибели всего живого  этой  органической части.

3. Живой организм рождается только от живого, формируется и развивается в благоприятных условиях. Из зерна пшеницы может вырасти только пшеница, а из котёнка вырастит только кошка, независимо от других обстоятельств, а вот из ребёнка может и не вырасти человек, при том, что он может и полностью сформироваться как индивид homo sapiens, стать взрослой особью. Человек же  может стать человеком,  в отличии от всех других живых существ,  только среди людей и это принципиальное его отличие от всех животных.

4. Однако, как уже отмечалось выше, даже живя среди людей человек может поступать как животное и это никогда не проходит бесследно для формирования его личности в любом возрасте. Человеческая жизнь формирует человека, а от человека, от его  желаний и поступков во многом зависит то, какова  его разумная жизнь, а также какая  жизнь  многих других людей.

5. Каждый из нас людей имеет возможность подняться выше самого себя и быть человеком среди людей, но может и опуститься ниже себя самого и тогда станет хуже животного. Именно стремление к высокому определяет суть человека, а подчинение, рабство более низкому, естественному и даже полезному можно назвать угодничеством, недостойным разумности свободного человека. Великий греческий философ Платон (429 – 347 до Р. Х.) об этом рассуждал так: – «угодничество, проведав об этом — не узнав, говорю я, а только догадавшись! — разделяет само себя на четверти, укрывается за каждым из четырех искусств и прикидывается тем искусством, за которым укрылось, но о высшем благе нисколько не думает, а охотится за безрассудством, приманивая его всякий раз самым желанным наслаждением, и до такой степени его одурачивает, что уже кажется преисполненным высочайших достоинств. За врачебным искусством укрылось поварское дело и прикидывается, будто знает лучшие для тела кушанья, так что если бы пришлось повару и врачу спорить, кто из них двоих знает толк в полезных и вредных кушаньях, а спор бы их решали дети или столь же безрассудные взрослые, то врач умер бы с голоду.

Вот что я называю угодничеством, и считаю его безобразным …». (диалог «Горгий»)

6. Попробуем немного пофантазировать.

Тут   я вспомнил сюжет трагедии  «Фауст».

Проведём мысленный эксперимент в его  абсолютных  значениях. Пусть некая инфернальная сила предложит мне исполнять все мои желания до самой моей естественной смерти, исполнять  абсолютно всё что я пожелаю, в обмен на мою душу.  Исполнение всех моих желаний может меня привлекать в настоящее время, здесь и сейчас. Но, даже мой личный опыт самой обыкновенной человеческой  жизни даёт многочисленные примеры, когда исполнение даже самых  заветных желаний (сбылась  мечта идиота!) вызывало бурную эмоциональную реакцию, кратковременный взрыв  положительных, радостных ощущений, а затем всегда неизбежный спад, какое-то пресыщение, апатия от  наступления привычной обыденности. Так уж мы все устроены.

Да и сами наши желания очень своенравны, их бывает трудно контролировать, они захватывают, порабощают душу, отвлекают от разумного осознания всего действительно  происходящего в жизни, незаметно  заменяют настоящую  жизнь на  приятные мечтания, красивые фантазии и увлекательные грёзы о будущем  исполнении всех желаний. Вот тут зарыта суть человеческого понимания моих  собственных желаний, исполнение которых возможно только в каком-то будущем, но никогда не в настоящем этих желаний..  Некоторые наши желания напоминают морковку перед мордой  ослика, к которой он не может никак прибежать.

Существует очень большая разница между идеальным желанием и конкретным действительным его исполнением, но ещё более важное значение имеют последствия такого осуществления желаний, в котором может не быть предполагаемого удовольствия, ничего хорошего  а  даже наоборот, вполне могут возникнуть негативные последствия и   самые неприятные ощущения, которые трудно предположить заранее, например,  элементарную скуку. Немецкий мыслитель,  поэт и драматург  Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832), размышляя  о сути человека и  смысле жизни, создал  трагедию «Фауст», а Пушкин по одному из сюжетов этой трагедии написал про скуку так:

«Фауст.  Мне скучно, бес.

Мефистофель.  Что делать, Фауст?

Таков  положен вам  предел,

Его ж никто не преступает.

Вся тварь разумная скучает:

Иной от лени, тот от дел;

Кто верит, кто утратил веру;

Тот насладиться не успел,

Тот насладился через меру,

И всяк зевает да живет —

И всех вас гроб, зевая, ждет.

Зевай и ты.

Фауст.  Сухая шутка!». (Маленькие трагедии)

7. А что будет потом, в будущем?

Но, ведь тогда я  могу пожелать чтобы все мои  многочисленные потомки жили долго и счастливо. И сразу  ясно себе представил как  с улыбкой Мефистофеля услышу в ответ: - «Ты умный человек и должен понимать, что наш контракт действует только до момента твоей смерти, а потом вечность. Всё конечное в масштабе вечности равнозначно «ничто», становится бессмысленным, никому не нужным, в небытии отождествляется  всё когда-то существовавшее и никогда не бывшее. Какая тебе разница , что будет после твоей смерти?»

Нет, сегодня  я  могу сказать что для меня имеет может быть какое-то не очень  определённое значение и всё то, что будет после моей смерти, что будет в вечности. Сегодня у меня есть понимание о какой-то моей  будущей жизни, надежда на будущее завтра в котором буду жить и я.

Каждый день моей жизни наполнен изменениями движениями рождениями и смертями , но одна моя уникальная неизменная в своей сути  жизнь уже рождена и существует как  эта жизнь конкретного человека.

Поток времени течёт через мою жизнь, как что-то временное преходящее, изменчивое, но такое, которое не может изменить сам факт того что он существует в моей жизни, а не наоборот.

Мгновения времени как и все другие события   приходят и канут в небытие, возникают и исчезают  в  каждой человеческой жизни.

8. Высшее всегда должно определять то, что ниже, а значит и человеческое должно определять всё другое: разумное должно определять неразумное,  социальное и экономическое должно определять   биологическое и материальное, естественное и  просто полезное  и приятное в любом смысле этих слов и т. д. Высшим для человека, то  к чему должен стремится свободный человек, без чего он не может быть человеком среди людей,  есть:  истина и  любовь,  дружба в  сознательной  жизни, добро и сострадание,  справедливое и  честное, а также многое другое, что мы понимаем как  действительно высокое,  истинное, доброе и прекрасное в человеческой жизни.

Князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863 - 1920)  в своей философской  книге «Смысл жизни» утверждает: « … всеединый смысл объемлет в себе и вечное и временное, и безусловное и относительное». На  твёрдом основании  ясного понимания сути человека и смысла жизни  можно правильно воспринимать действительную жизнь людей и  на таком примере:-  "В одной семье родился очень больной мальчик, который прожил только одиннадцать лет.  Незадолго до своей смерти он глядя на мать, улыбнулся и сказал: – «Мама, а правда хорошо, что я жил?».

Этот человек, на пороге вечности уже ясно понимал смысл жизни.