Главная » О человеке » Бог и человек. Возрождение. Часть III
 

Бог и человек. Возрождение. Часть III

Иоанн

3.1.  Предпосылки возрождения образа Божьего в человеке

«Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь.  Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер.17:7-8)

 Раздел 1.2. мы завершили словами, произнесёнными Богом: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (От.21:6-7) Побеждающий – тот, кто побеждает и завоёвывает Царство Божие, которое силою берется: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Красиво звучит, правда? «Царство Небесное силою берется», и его надо побеждать и завоёвывать. Или не  его надо побеждать и завоевывать?  Кого же надо побеждать и завоёвывать, чтобы стать сыном Бога?

Когда Иисус Христос пришел к людям, то не ждал, пока за Него все  вопросы решит Отец небесный. Он говорил что видит как делает Отец, так  и Сам делает. То есть Он видел и, он делал. Он делал дела, которые видел у Отца. Он видел Божий план относительно каждого человека и реализовывал его на земле. Он работал, он прилагал силу. И на примере Иисуса Христа нам становится понятным направление действия силы и точки её приложения. Его сила (сила, которая присуща каждому человеку), прежде всего, была направлена к Отцу и удерживала его в постоянном общении с Отцом, а во-вторых - была направлена ​​на действие по выполнению замысла Отца. И Его сила человека, соединенная с силой Отца, приносила плоды исцеления больных, воскрешения мертвых, управления стихиями. Именно сила человека, потому что Бог человеком пришел на землю, чтобы показать истинные возможности человека и помочь ему увидеть в себе Божий образ и возродить его. Бог пришёл на землю, чтобы человек стал богом.

Иисус Христос, через слова и действия, учит нас, чтобы мы, имея силу, использовали ее. И использовали, не как вздумается, а так, как то делал Он сам. И учит, прежде всего, действовать с памятью о Нем и в единстве с Ним, как Он действовал в единстве с Отцом. Ибо Он, Иисус Христос, наша дверь, и Он говорит нам: «собирайте себе сокровища на небе, …  ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-22). Поиск Царста Божьего ориентирует нас на Бога и через Него открывает наши духовные глаза - сердце наше. Наши труды, волей нашей обращённые к Господу, неизменно приносят плоды: «кто имеет, тому дано будет и приумножится» (Мф.13:12). Потому что когда мы имеем желание быть с Богом и прикладываем к тому усилия, то Бог (который всегда желает, чтобы мы были с Ним) на наше действие отвечает Своим действием, добавляя к нашей силе Свою силу и расширяя горизонты нашего восприятия и действия. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мт.7:7-8), указывает нам Иисус Христос в Нагорной проповеди, обращая наше внимание на вектор действия нашей внутренней силы.

  «В откровении тайны Отца и Его Любви Христос полностью открывает человека самому человеку и ясно показывает ему его наивысшее призвание. Во Христе, "образе Бога невидимого" (Кол.1,15), человек сотворен "по образу и подобию" Создателя. Во Христе, Искупителе и Спасителе, образ Божий, искаженный в человеке первородным грехом, восстановлен в своей изначальной красоте и облагорожен благодатью Божией»[[i]:404]. Христос полностью открывает человеку самого человека, поэтому человек должен быть максимально внимательным к каждому слову, к каждому действию Иисуса Христа, чтобы возобновиться в Божьем образе. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: - поучает апостол Павел, - Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,  и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:5-11). Будучи Богом по природе и, одновременно, образом Бога, который воссоздает образ Божий в человеке, Иисус Христос «уничижил» себя став послушным даже до смерти, приняв образ раба. Для восстановления в человеке образа Божьего, Бог принял образ человека, который находится в плену греха и является рабом греха. Небо спустилось на землю, чтобы поднять человека к Небу.

Читая слова апостола Павла, в Послании к Филиппийцам, мы видим как Бог, несмотря на падение человека, любит своё творение и понимаем, что воля Божья направлена на то, чтобы человек возродился в Боге, «в своей первозданной красоте». «святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:2), - говорит Он к нам. А это возможно только в сочетании с Иисусом Христом, который поучает, указывая на то же самое, что и Отец и побуждает нас к действию: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). «Совершенный в понимании Иисуса означает полноценный в себе» [[ii]:31]. ««Будьте»- действуйте, используйте силу, которая в вас есть, на достижение совершенства, потенциально заложенного в вас Богом, прикладывайте усилия к тому, чтобы стать подобными Богу и стать полноценными» - говорит нам Иисус Христос. Когда мы принимаем Господа, то Он - принимает нас. Когда мы отдаем Ему свою жизнь, то Он заменяет нашу тленную жизнь, на жизнь вечную. «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Ин.5:11-12), - поучает апостол Иоанн. А апостол Павел, присоединяясь к его словам, объясняет, почему это так: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол.2:9-10). Мы, люди, рабы греха - причастны полноте Иисуса Христа, который есть Бог. (Как это невыносимо прекрасно. Выносимым станет тогда, когда мы воссоединимся с Господом).

Взывая к Господу, открываясь на Него, позволяя Богу работать в нас и действуя, согласно Его замыслу, мы шаг за шагом, познаем себя, познаем Божий мир и идем по тропинке позволяющей нам занять место, определённое Богом, и изменяемся от образа раба к образу властителя. «Таким образом, история (творения) есть воспитание жизни человеческой. «Сотворим человека по образу». Пусть он с момента создания владеет тем, что «по образу», и пусть (сам) становится тем, что «по подобию». Бог дал ему для этого силу. - говорит святой Василий Великий, указывая на то, что человек при реализации в себе Божьего образа, должен действовать, используя силу, которую для этого дал ему Бог. -  Если бы Он создал тебя и «по подобию», - продолжает святой, - то в чем была бы твоя заслуга? Ради чего ты увенчан? Если бы Создатель все тебе даровал, то как бы открылось тебе Царство Небесное? И вот одно тебе дано, а другое оставлено незавершенным, дабы ты совершенствовался и стал достойным исходящего от Бога воздаяния»[iii]. Согласно словам Василия Великого, человек должен собственным трудом, собственными силами заслужить и получить Царство Божье. Иоанн Златоуст, зная важность действия, поучает: «Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь - время усилий и трудов»[[iv]:9]. Следовательно, настоящее время, которое было таким же и при Иоанне Златоусте, требует усилий и труда и вдохновляет нас к активной жизни. «Наша активность заключается в том, чтобы внимательно принимать все наши помыслы и чувства, наши пристрастия и потребности, наши опасения и ощущение печали и преподносить их Богу. Разговаривать с Отцом о том, что Он желает этим сказать и какой образ хочет из нас сформировать»[[v]:33].

Когда мы хотим поднять груз, более нашей силы, то можем надорваться. Поэтому, прежде чем поднимать, мы оцениваем свои силы и тяжесть груза, и если сил не хватает, то просим о помощи, или же тренируем свои мышцы, доводя их до состояния, когда их мощь будет соответствующей грузу. Так же обстоят дела и с силой, необходимой для того, чтобы завоевать Царство Небесное. Ее нужно накапливать через духовные упражнения, с вопрошанием Господа. Действие, по накоплению духовной силы, наиболее важное в нашей жизни, и совершая его, надо не переоценить свои силы, чтобы не надорваться; и не недооценить, чтобы успеть завершить начатое. Бог, заботясь о человеке, который желает прийти к Нему и обрести Царство Небесное, постоянно, через израильский народ, давал образы людей, через которых раскрывалась суть человеческого пути. Обращаясь к Книгам Ветхого Завета, мы сможем найти для себя довольно много ярких образов, которые в той или иной степени будут понятны и доступны нашему мировосприятию. Один из таких образов раскрывается для нас через личность Авраама. Посмотрим на эту личность более внимательно и попытаемся на примере Авраама понять действие Божье в человеке и действие человека на возрождение своего истинного образа, подаренного Творцом.

Когда Авраам, со своей семьей, проживал в Харранской земле, к нему обратился Бог и сказал: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;  и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные»(Быт.12:1-3). Господь сказал и Авраам услышал Его. И услышав, без колебаний выполнил волю Божью, оставив землю, родню и дом отца. Эти слова из книги Бытия свидетельствуют о том, что Авраам был внутренне сориентирован на Бога и имел возможность слышать Бога. Кроме того, Авраам был внутренне настроен на действие по слову Божьему. Иначе он не смог бы поступить так, как поступил. Проанализируем Божьи слова, обращенные к Аврааму:

«Пойди из земли твоей», - оставь все свои надежды, которые возлагал, проживая на земле своих предков. (Отказаться от своих надежд, и принять волю другого лица, (даже если это Бог) для человека весьма не просто. Для этого, помимо большого доверия к другому лицу, необходимо иметь собственную силу воли. Силу, которая  даёт возможность оторвать себя от привычного образа жизни и двинуться в неожиданный, не понятный и не прогнозируемый путь ).

«пойди ... от родства твоего», - оставь надежду на совместную защиту от внешних воздействий, на стабильность существования и на возможность получения дополнительной силы, при возникновении потребности в этой силе.

«пойди ... из дома отца твоего», - оставь то, что является защитой от любой непогоды и защищает не только от природных, но и от человеческих потрясений.

«Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего», - говорит Господь к Аврааму, а через него и к нам. Бог призвал Авраама и призывает нас отвести свой взгляд от опор преходящих и обрести опору вечную. Авраам, своим примером, показывает нам те шаги, которые необходимо совершить человеку на пути восстановления сыновства.  Первый шаг, это внутренне вслушиваться в Господа и быть готовым исполнить Его волю. И второй шаг (внешний), исполнить волю Божью.  Оба эти шага требуют от человека определённой силы. И не маленькая это сила (проверьте – убедитесь). Бог учит нас через Авраама: «Пойди» - оставь землю свою, родню свою, и дом отца. И, придя человеком на землю, продолжает учить, дополняя, конкретизируя и обостряя сказанное ранее: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк.10:29-30, Лк.18:29-30). Иисус Христос, через Евангелие, раскрывает перед  нами значение слов «родства твоего», указывая, что надо бросить братьев и сестер, родителей и детей, а не только членов рода своего, как то сделал Авраам, покидая землю Харранскую. И эти слова Иисуса созвучны словам Бога Аврааму: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт.22:2). Говоря к  нам, что надо оставить и братьев и сестёр, и отца и мать, и жену и детей ради Него; а к Аврааму принести в жертву сына, Бог подводит человека к пониманию относительности жизни земной и относительности человеческого восприятия. Он призывает человека отречься всего, что тот имеет. «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33). Отречься даже себя: «Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,  ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16:24-25, Мк.8:34-35, Лк.9:23-24).

Пойти из земли, из родни, из дома; бросить братьев и сестер, родителей и детей; отречься всего и отречься самого себя, - все это имеет общую основу, общую суть охватывающую каждого человека. Отречься себя - значит отказаться от своего видения, от своего понимания, от своего знания, а также и от своего желания относительно себя и относительно других. Отречься себя, значит повторить слова Богоматери: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». (Лк.1:38). Отречься себя, значит все свои представления, знания и опыт вместе с телом своим вверить Отцу небесному. Бросить землю и дом, братьев и сестер, родителей и детей, значит отказаться и избавиться от своего стереотипа восприятия их, связанного с предыдущим опытом жизни, а не оставить в физическом плане. Отречься, значит стать свободным от того, что связывает и в свободе действовать во благо себе и другим.

В случае с Авраамом, Бог его жертву (Исаака) заменил жертвой агнца, и Авраам стал отцом всех верующих, так как не сомневался, что Богу всё возможно. В случае нашей жертвы, когда мы приходим к отречению от всего, что имеем и от себя, наша жертва замещается также жертвой Агнца, когда рядом с нашим внутренним распятием Бог ставит распятого Сына, который указывает на полноценность человека и ведёт его к бессмертию. Бог все, что делается по Его слову и в вере в Него, превращает во благо.

«Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42), воззвал Иисус Христос в молитве к Отцу Небесному перед страданиями и «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк.22:44). Зная, что его ждет, Господь, как человек, страдает, не желая себе уготованной участи и просит Отца удалить от Него чашу мучений; а как Бог, он видит неизбежность жертвы и, человек в Нем, делает над собой усилие и отдает себя: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Жертва свершилось. Именно этот миг, миг решения и отдачи себя, является моментом жертвоприношения. Именно в этом мгновении в Иисусе Христе в полноте проявляется образ человека и Бога. Бог знает перспективу, а человек от этой перспективы страдает. И человек Иисус Христос принимает поистине Божественное решение - отдает себя ради того, чтобы грешные люди имели возможность восстановить подаренный Богом образ и вернуться к Нему. Адам отступился от Слова Божьего и, нарушив его, не смог реализовать план Божий относительно Его творения. Иисус – верен Отцу до конца, до самой смерти и, принеся себя в жертву, исполнил План Божий относительно человека  и открыл путь человека к Отцу. Человек, благодаря Иисусу, может исполнить предназначение и войти в жизнь вечную.

«Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19) - учит Господь. Когда дух человеческий сокрушается, то оставляет подмостки власти и принимается Богом, соединяясь с Которым, делает человека настоящим властелином. Святитель Николай Сербский в «Миссионерских письмах» пишет: «Нищета духовная, или сокрушенность, есть особенность лучших умов, которые когда-либо посещали мир. Это сознание своего недостоинства перед величием Божиим, сознание своей нечистоты перед чистотой Творца, сознание своей полной зависимости от безграничной силы Божией... Блажен тот, кто способен искренне исповедать: моя сила ничтожна, мой разум немощен, воля моя неустойчива. Господи, помоги мне!»[vi].

Сердцем сокрушенным и смиренным Бог не презрит потому, что Сам имел сердце сокрушенное и смиренное. «Прежде, нежели Он (Иисус Христос) принял плоть и смирил Себя, все погибало и разрушалось; а когда смирил Себя, то все возвёл на высоту, уничтожил проклятие, попрал смерть, отверз рай, умертвил грех, открыл своды небесные, вознес начаток нашего естества на небо, наполнил вселенную благочестием, прогнал заблуждения, водворил истину, возвёл начаток наш на престол царский, совершил бесчисленное множество благодеяний, которых ни я, ни все люди не могут изобразить словом» [[vii]:98]. Так и у человека, пока не сокрушит свое сердце, все гибнет и рушится, а когда сокрушит сердце, то все оживает и приносит плоды. Лишь сокрушенное и смиренное сердце человека стремится к Богу, видит Бога, уповает на Бога, так как не зависит от пристрастий человека и ни к чему, кроме Бога не привязывается и никого, кроме Бога, не желает.

Как мы видим на примерах Иисуса Христа, Авраама, (и других личностей Священного Писания, которых, при желании вы можете для себя открыть), действие, рожденное внутри человека, приводит к действию внешнему, которое, по большому счёту, всегда есть жертва. И жертва нужна, чтобы сокрушить сердце, освобождая его от заслона греха, чтобы сокрушить дух человеческий, направляя его действие к Господу. Для каждого действия нужна сила. Имея постоянно перед собой образ Бога (Его слова и действия) и действуя в его направлении, мы выполняем упражнение по росту духовной силы и с каждым разом укрепляемся в силе, которая связывает нас с Богом. Мы выполняем то упражнение, которое  не смогли выполнить наши прародители.

 «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки» (Пс.81:6-7), - говорит Господь нам через псалом, указывая на то, что мы должны умереть как все люди. Только умереть можно по-разному. Можно отказаться ото всего, что мы до того представляли о себе, умерев в своём восприятии мира и доверившись во всём Богу и, обретя полноту уйти в жизнь вечную, а можно жить для себя и, обретя самость, уйти в  вечные страдания. И в этом выборе становится страшно от своей свободы, но только свободный человек может стать сыном Бога, потому, что с Богом сочетается только то, что соответствует Его Образу.  

  3.2. Возрождение образа Божьего в человеке

  «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.  Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:1-3)

«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? – спросил один из законоучителей, искушая Иисуса, - Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;  вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;  на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:36-40). Отвечая законоучителю, Христос обращает наше внимание на самые важные для человека заповеди, на которых утверждается весь закон и пророки. И не случайно эти две заповеди стоят обособлено. Через заповеди любви все совершается. Лишь осуществление заповедей любви, в полноте раскрывает образ Божий в человеке.

«Бог есть Любовь», - говорим мы о Боге, указывая на Его свойство и описывая Его образ. И когда мы говорим о Боге, то можем быть уверенными, что Его образ запечатлен и в нас, потому что Бог Сам так сказал и так сделал. Значит и мы есть любовь (любовь не проявленная, но потенциально существующая и готовая к тому, чтобы проявиться, жаждущая проявления). Бог есть Любовь, и мы есть любовь. Любовь, которая отдавая себя, раскрывает все самое лучшее в том, кому отдает себя и, раскрывая иного, развивается сама. Любовь, это основа существования всего живого и эта основа есть в человеке. И святые отцы Церкви наставляют нас на действие к раскрытию этой основы. «Любовь к ближнему заграждает всякий вход греху... Нет, решительно нет ни одного греха, который бы, подобно огню, не истребляла сила любви. Удобнее слабому хворосту устоять против сильного огня, нежели естеству греха против силы любви. Взрастим же сию любовь в душах своих, дабы стать со всеми святыми. Ибо и они все благоугождали Богу любовию к ближнему», - говорит нам святой Иоанн Златоуст, указывая на важность любви и силу любви [[viii]:442].  Любовь, по словам святого, не оставляет никакого шанса смерти, так как истребляет основу смерти – грех.

Но что такое любовь? Мы так часто слышим это слово и так привыкли к нему, что порой кажется, что мы всё знаем о любви  и, даже – что мы живём этой любовью. Но так ли это? Что же на самом деле являет собой любовь?

Обратив наше внимание на самую большую и самую первую заповедь любви, и на вторую, подобную первой, Господь приглашает нас рассмотреть их подробнее. Когда Он отвечает законоучителю, то знает, с кем говорит и поэтому указывает ему лишь на суть заповеди. Нам же нужно обратиться к книгам Второзаконие и Левит, чтобы познакомиться с заповедями в их полном объеме и, чтобы лучше понять глубину и возможность развития любви в человеке: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор.6:4-9).

Вчитываясь в Первую Заповедь Любви, мы чувствуем что она несет в себе информацию различного содержания и направленности, которую условно можно разделить на три части: констатирующую, установочную и поучительную. В первой, констатирующей части: «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть» Бог ставит людей перед неизменным фактом - Господь есть единственный во всех своих проявлениях и иного бога не существует.

Вторая, установочная часть заповеди: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими», наставляет человека и открывает ему его потенциальную возможность любить Господа всем тем, что человек из себя являет. И слова «всеми силами твоими» свидетельствуют о том, что человек имеет возможности и силы любить Бога без всякого остатка, полностью отдавая себя этой любви. Также, эта часть, является сигналом к ​​действию. Но к действию не так - как я хочу; и как хочу - так и понимаю и так действую. А к действию по слову Самого Отца Небесного, действию требующему постоянного внимания к Богу и к своим состояниям; к действию требующему отречения от себя (как то мы выяснили в предыдущем разделе).

В третьей, обучающей части заповеди: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих», Господь раскрывает перед нами то, что человек должен делать, чтобы научиться любви.

- «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]», - прилагай усилия к тому, чтобы хранить слова Божьи в сердце своём, чтобы слова Божьи омывали духовные очи и просветляли их;

- «и внушай их детям твоим», - заботься о чистоте и свободе рода своего (ибо ответственен за него), и облегчай свою жизнь в вечности;

- «и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая», - помогай спасаться тем, кто рядом с тобой и дома, и в дороге, и совершай это во всякое время суток (чтобы расширять сферу взаимопонимания и взаимопроникновения, когда для общения и понимания не нужны лишние слова);

- «и навяжи их в знак на руку твою», - совершай всякое дело, с памятью о Боге (чтобы всякий труд был во славу Божью);

- «и да будут они повязкою над глазами твоими», - смотри на всё, к чему устремляется взгляд, как на творение Божье, или как дар Божий - который Богу и принадлежит;

- «и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих», - чтобы выходя из дома и приходя в дом помнить Того, Кто создал нас и по чьей милости мы живем. А также для того, чтобы каждый приходящий  к тебе, видел к кому идёт и мог задуматься над тем, ради чего идет.

Итак, в первой заповеди любви Господь указывает на Себя, проявляя Себя как единого Творца всего и единого Бога. Раскрывает действие и направление действия человека для того, чтобы человек смог правильно сориентироваться на пути к воссозданию Божьего образа в себе. И, учит человека действиям, с помощью которых тот может открыть в себе скрытый образ и соединиться с Отцом.

Когда мы посмотрим на весь материал, который рассматривали в предыдущих главах, то поймем, почему Господь говорит, что на Заповедях Любви утверждается весь закон и пророки. В предыдущих главах мы пришли к выводу, что для того, чтобы возродить в человеке образ Божий, ему нужно иметь желание наладить отношения с Богом; приложить усилия к тому, чтобы соединиться с Ним; отречься от всего предыдущего опыта в познании себя и всего окружающего мира; быть внимательным к Божьему слову и действовать согласно Божьим словом «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». (Еф.4:13) И Бог, отвечая на жизнь человека по Его слову, Сам поставляет «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». (Еф.4:11). Бог один знает, кому и что поручить для их собственного возрастания и помощи другим. И человек, слушая Бога (помня слова, которые Он сказал и, получая определенные свидетельства жизни) идет путём внутреннего созревания  в Боге, исследуя и испытывая себя по слову апостола: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте». (2Кор.13:5).

Заповеди любви, когда человек помнит о них, концентрируют все внимание человека на Боге. В состоянии, когда человек сосредоточивается на исполнении заповеди, все его внутренние силы направлены к Богу (так как в этот момент всё ради Бога совершается) и он перестает принадлежать внешнему миру. Человек, желая любить и приложив к тому усилия, становится (на момент сосредоточения) отрешенным от всего своего предыдущего опыта в познании себя и окружающего мира, и сконцентрирован на Божьем слове и, действует согласно Божьему слову. В этот момент концентрации внимания на Боге, человек словно умирает для себя и для мира, и созерцает и видит себя и весь мир только через Бога. Это состояние, в котором находился апостол Петр, идя к Господу по поверхности воды. Заповеди любви, как крылья дарованные Богом человеку, чтобы вместо длинного и не простого пути наблюдений над своими состояниями и формирований нового восприятия, человек мог, сконцентрировав все свое внимание и все свои желания на Господе, перенестись в Божью обитель. «а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис.40.31).

Надеющиеся (уповающие) на Господа, как дети, вглядывающиеся в любимого отца, в котором видят любовь, силу, защиту и имеют надежду на то, что рядом с отцом, с ними все и всегда будет хорошо. Упование, это следствие внутренней устремлённости  к Богу и зачатков любви. Ребенка, который любит отца, тот всегда, без колебаний на то, что ребенок станет ему противоречить, может взять на руки и перенести в тех местах, где путь трудный. Когда Христос говорит нам: «будьте как дети», - то направляет нас к пониманию важности непосредственного восприятия мира, который характерен для ребенка. А для этого нужно понуждать себя к любви. Святая, Церкви западной традиции, Тереза ​​Авильская говорит к своим сестрам: «чтобы преуспеть на этом пути  (к Богу) … надо не много размышлять, а сильно любить; поэтому делайте все то, что побуждает нас любить больше. Может быть, мы еще не знаем, что такое любить, я ничуть не удивлюсь; ведь дело тут не в большей радости, а в том, чтобы мы твердо решили и желали во всем угождать Богу, стараться, сколько можем, не оскорблять Его грехами, молить Его о прославлении и почитании Его Сына и возрастании Католической Церкви. Вот признаки любви…»[[ix]:41]. (Как мы с вами знаем, слово «Католическая», означает Вселенская и несёт в себе смысл, который превосходит конфессиональную ограниченность, и указывает на космический, вселенский, Божественный характер Церкви. Вселенская, значит Христова.  Точно так же, как и значение слова «Православная», не ограничивается конфессиональными рамками и является свойством всех церквей, которые правильно славят Бога и объединяет не тех, кто называется православными, а тех, кто живёт Богом. Православная, значит Вселенская – Христова. Но, это тема иного  разговора.)

В нашей земной жизни, руководствуясь опытом выживания, накопленным человечеством, мы все время находимся в состоянии зависимости. Наше зрение, наш слух, все наши органы чувств фиксируют нас на материальном мире, который взял нас в плен. Мы рабы. Бог же создал нас свободными и желает, чтобы Его дети обрели свободу и вернулись к Нему. А для возврата нужно оторваться, в своих помыслах, от желаний которые привязывают, и обрести одно желание - желание Бога, который освобождает. Надо жить так, чтобы случилось по слову Божьему: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем» И тогда сердце человеческое очистится. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мт.5.8)., - поучает нас Господь. «В еврейском же языке слово сердце означает« внутреннюю» сущность человека в очень широком смысле. Понятие сердца включает в себя не только чувства, но и воспоминания и мысли, намерения и решения»[[x]:1025]. А заповеди блаженств учат, что чистые сердцем Бога узрят и смогут воспринимать весь мир, созданный Богом, в полноте. Воспринимать так, как его воспринимали первые люди до грехопадения. Имея в себе безграничный потенциал, но сориентированный ​​в своем восприятии мира к материальной части творения, человек попал в зависимость от материального. Обращенный к материальному (бренному), своей бессмертной основой, человек воспринимает вариации временного (сменности физического мира) как закон существования и подчиняет себя временным законам, теряя возможность влиять на быстротечную (тленную) материальную часть творения. И отходя из земной жизни, он остается связанным с непрерывным процессом тления, которому подвержен материальный мир. «Тление, - объясняет энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, - это медленное горение или окисление органических веществ»[xi]. Человек оказывается среди вечного огня. (Незнание Бога, после ухода из физической жизни, оставляет человека в зоне его знания, в зоне привязки к физическому миру. И, судя по всему, только в постигнутой им части - распада, так как зарождение жизни человеком неопознано).  Обращенный к Богу, человек своей неизменной частью, силой Божьей сочетается с Ним, и возвращает свойство влиять на быстротечную материальную часть творения (видя причины и следствия всего) и, наполняется вечной жизнью, возвращая себе образ Божий. Итак, используя разум, человек может влиять на изменение своего внутреннего состояния (обращаясь к Богу, или отворачиваясь от Бога) и, в зависимости от того, допускает Бога в свою жизнь или не допускает, имеет разные состояния и разные последствия.

Как видим, жизнь в соблюдении Первой Заповеди Любви, когда мы живем и действуем помня о Боге, возвращает нас к практике созерцания вечного, а одновременно является свидетельством нашей готовности к жертве, тождественной той, которую принес Господь. Помыслы о Божьем наполняют нашу жизнь, а действия по сохранению себя в памяти о Боге, отвлекают и отрывают нас от всего, к чему мы «привязаны» и соединяют с Богом. Мы приносим в жертву все свое. И Христос, видя нашу готовность, помогает нам освободиться от наших накоплений грешного человека и вернуть образ Божий. Как говорил апостол Павел: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18). Созерцание образа Божьего в себе и понимание, через Бога, своего предназначения и своего достоинства помогает нам увидеть себя в Божьей Истине и полюбить себя в Божьей Истине. Любовь к себе, это любовь к творению Божьему, это любовь к образу Божьему заложенному в каждом человеке. И тогда становится понятным вторая заповедь любви, данная нам в книге Левит: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. ... пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев.19:18, 33-34).. «Ближним» становится каждый человек, который попадает в поле нашего восприятия. В ближнем мы воспринимаем не его формы и поступки, а образ Божий. Видя в человеке образ Божий, мы  имеем возможность помочь такому человеку открыть в себе этот образ, и восстановиться в нём.

«Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима,  ничто оную расторгнуть не может: ни клеветы, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное сему. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за сию любовь, не оставит ее. Ибо кто любит за то, что его любят, тот – случись с ним неприятность – прерывает любовь свою; а кто соединен тою любовью, никогда не оставит оной. Посему и Павел сказал «Любовь никогда не перестаёт»»[[xii]:255]. Через постоянную память о Боге, через обращение к Нему, возникает желание быть с Ним. Желание не на уровне ума или эмоций, а желание, которое пронизывает всю человеческую сущность и связывает ее с Творцом. «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях». (Пс.76:12-13), - говорит псалмопевец, передавая свой опыт сохранения себя в памяти о Господе и о делах Господа. Благодаря такой постоянной памяти о Господе и действию, направленному к Нему, возникает Любовь, которая делает человека свободным от тленного, потому что Бог нетленный. Человек своей любовью к Богу, сочетается с Богом и наполняется Его любовью. И Любовь воспроизводит в человеке его истинный образ - образ Божий, по которому Бог сотворил человека. Апостол Павел, в своих посланиях, оттеняет разницу, которая происходит с человеком, когда тот, через веру в Иисуса Христа, возвращается к Богу. Ранее мы выяснили, что имя отражает суть несущего имя и раскрывает принципы взаимодействия с остальным миром. И апостол Павел четко определяет имя человека после грехопадения, это «раб», это «слуга», это бренный человек. Христос же «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Флп.2:7), которые «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим.1:23) И апостол определяет имя человека после уверования в Иисуса Христа и жизни по Его слову, это «сын». «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». (Гал.3:26-27)

Апостол Иоанн, в своем Первом Послании, однозначно определяет происхождение любви: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1Ин.4.7). Любовь от Бога! И существует только в Боге. Образ Божий, заложенный в человеке при его сотворении, оживает только в присутствии Бога, когда подобное взаимодействует с Подобным, соединяясь с Ним. Поэтому каждый любящий рожден от Бога и знает Бога. Без Бога нет любви и, без Бога не проявляется образ Божий в человеке.

С мнением апостола Иоанна согласен и апостол Павел: «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор.8.3), - говорит он. А знание даётся только тому, кто соединен с Богом и существует в Боге, то есть имеет любовь Божью и имеет жизнь в любви Божьей.

«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». (1Ин.4:10). То есть, Бог, создав человека, полюбил его своей бесконечной любовью так, что Себя отдал в жертву за искупление человека. Отдав Себя, Господь проявил главный признак Своего Образа – Любовь, которая наиболее глубоко проявляется через жертву. Бог создал, Бог возлюбил и, Бог даровал человеку возможность любить. А даровав - ждет от человека шагов на сочетания с Ним. И дал ему заповеди, которые позволяют производить оценку своей любви: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин.15:12-13). Дав эту заповедь, Он скрепил ее своей жизнью и собственным распятием. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). Собственной жизнью потому, что сам Его приход на землю уже был для Него распятием. И жизнь ради других, когда в своей жизни Он не принадлежал себе и не служил себе, а заботился о спасении других, это также распятия. Полная отдача себя служению другим ради их спасения и наполнение других смыслом жизни, когда они перестают быть другими и становятся ближними не только в нашем восприятии, но и в их собственной направленности, является признаком действия безграничной любви. Любви, в которой нет других, нет врагов, а все становятся единым. В любви все становятся продолжением и дополнением друг другу, возрождая единство утраченное прародителями и возвращая себе образ Божий, который является залогом соединения с Богом.

Любовь, это не то, что человек думает о ней и, даже не совсем то, что человек чувствует. Любовь это дар Божий. А дар Божий возносит человека к Божьим высотам и, сохраняется только в чистоте, основой которой является соблюдение заповедей Божьих.  Любовь, это тот Дар Божий, который даётся человеку по силе его. Это сад Эдемский, где всё прекрасно и всё по силам человеку. Человек в любви может всё. Человек в любви - сын  Божий. Но в Эдемском саду всегда есть дерево, плоды которого Бог не позволяет человеку вкушать, чтобы тот проявлял свою волю и укреплялся в силе Божьей.  И ещё… есть завистник. Он приходит к человеку и шепчет: «посмотри, какой красивый и желанный плод, вкуси его, и ты познаешь новые ощущения». И надо человеку приложит все силы, чтобы отказаться от желаний, чтобы вспомнить о Заповедях Божьих и прогнать искусителя. Много сил надо иметь человеку, чтобы остаться в Боге и развить себя до той Божественной миссии, которая предначертана человеку Самим Богом.

Итог

«Я получил образ Божий и не сохранил его. Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить. Он вступает во второе с нами общение, которое гораздо чуднее перваго, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь восприемлет худшее»

Св. Григорий Богослов

Велик человек в Боге. И, от момента сотворения, человек – сын Божий.

Когда мы всматриваемся в Бога через Святое Писание, то видим пред собой Сущность, которая не имеет начала и конца, которая безгранична в пространстве и всё собой охватывает, которая есть вне времени и через которую всё есть. Сущность безграничной силы и власти, в которой есть полнота всего и во всем. Образ Божий - это бесконечность во всех ее проявлениях, подпадающих под Божье определение «хорошо».

Рассматривая образ Божий в человеке, мы можем говорить, что это совокупность качеств, которые присущи Богу. И, потенциально, человек, в своём образе Божьем, обладает свойствами Божьей бесконечности, но не как отдельная личность, а как личность-частица, соединенная с бесконечностью и с возможностью пользоваться всеми качествами бесконечности. (Малое тождественно Большому и обретает свойства Большого). Бог желает, чтобы мы были с Ним в единстве. Иисус Христос, обращаясь к Богу Отцу, просит Его о нас: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,  да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.  Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин.17:17-23)

 Христос в Отце и мы во Христе. Вот что возрождает образ Божий в человеке. Находясь в Боге, человек становится сознательным единицей (личностью) в Божьей полноте. Поэтому «Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин.17:16). Мир теряет власть над теми, кто посвящается Богу. «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3), - говорит Иисус Никодиму. Родится свыше, значит открыть себя для Бога и принять Его благодать, которая соединяет с Богом и возрождает образ Божий в том, кто открыт для Бога. Рождённый свыше выходит из зависимости от мира и переходит к управлению миром, согласно творческому замыслу Отца. Из положения «от мира» он переходит в состояние «над миром» и «в мире». Человек, несмотря на разнообразие вариантов выбора, которые совершает в течение жизни, может находиться в двух принципиально разных состояниях, которые приносят разные плоды. Это состояния, когда он с Богом и когда - без Бога.

Когда человек находится в состоянии «с Богом», то любит Его и желает жить так, как того хочет Бог-Отец и действовать так, как задумал Отец, в полноте своей доверяя Отцу и вверяя Ему себя. Человек сочетается с Богом и пользуется всем, что имеет Отец Небесный, и действует с присущей Ему силой. В таком состоянии он становится полноправным властителем созданного Богом мира.

Когда же человек имеет свой замысел и хочет реализовать его и действует в направлении реализации своего замысла, то это свидетельствует, что человек отвернулся от Бога, и ставит себя выше Бога. Такое отношение отрывает человека от свойств Божиих, от Божьей полноты и ставит его перед собственными свойствами, перед собственной «полнотой». Мир такого человека сужается до размеров собственного тела и того, к чему он может дотянуться рукой, взглядом или слухом. Такой человек становится весьма ограниченным, даже когда ему кажется, что он правит всем миром. Доминик Бартелеми в своей книге «Бог и Его образ», анализируя стишок Книги пророка Иеремии: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13), - говорит о том, что человек, который отворачивается от Бога, а ищет в себе источник жизни, отрывает себя от источника воды живой и обречен на смерть. Он пишет: «Из источника живой воды человек черпает жизнь, которая всегда обновляется. Разбитые водоемы, не удерживающие воду, - это удел тех, кто захотел независимой (от Бога) жизни. Но это уже не живая вода, а мертвая: жизнь их обречена на смерть ... Человек, который отрезал себя от источника живой воды, уже мертв, потому что он потерял надежду на обновление жизни в себе». [[xiii]: 42]

Выпав из Божьей полноты человек не в состоянии иметь действительной власти ни над собой, ни над миром к которому дотягивается. Такой человек не имеет связи с истинной Властью и не понимает Её. «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер.9:23-24). Богу угодно, чтобы человек понимал и знал Его, что Он Господь. А понимать и знать Бога человек может только в одном случае, когда живет Им. Мудрость человеческая ничто по сравнению с мудростью Божией, сила человеческая ничто, по сравнению с силой Божией, богатство человеческое ничто по сравнению с богатством Божиим. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:26-29). Сила человека в его слабости заключается, когда взирая на Бога, он понимает слабость свою и в доверии обращается к Богу за помощью и вверяет Ему свою жизнь. И Бог, откликаясь на зов жаждущего человека, сочетается с ним и действует через него; чтобы мудрые мира сего поняли источник подлинной мудрости, и сильные мира сего поняли источник истинной силы.

 «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс.81:6-7), - говорит нам Бог. Человек - бог, потенциально бог, потому что он дитя Божье и имеет в себе образ Божий и потому, что Иисус Христос искупил его Своей смертью. И каждый человек, уверовав в Него и живя по Его слову, переходит из состояния раба мира в состояние сына Божьего: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4:3-7)

Человек - бог, но умрет как каждый человек. И должен умереть, чтобы родиться свыше. Умирание и рождение свыше это определенный процесс, требующий от человека силы и действия. Бог любит своего ребенка и в Своей любви дает конкретные указания для человека, желающего быть с Ним и решившего идти к Нему. Осмыслив и обработав учение Священного Писания, а так же наставления святых отцов, мы можем перевести их на язык своего понимания, своего опыта и своих знаний. Для того, чтобы восстановить в себе образ Божий и вернуть утраченные возможности человек должен иметь желание найти себя и:

  1. Помнить, что Бог один и нет другого Бога ни на земле, ни на небе. («Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4));
  2. Всегда, во всех обстоятельствах помнить о Боге и быть обращенным к Нему, как тому учит Господь в Заповеди Любви. «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем» (Втор.6:6) А помня о Боге, понимать, что войти в Царствие Божье человек может только через Иисуса Христа: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10:9);
  3. Имея память о Боге и, помня свою безграничную слабость относительно безграничной силы Бога, уповать на Иисуса Христа во всех обстоятельствах жизни, доверяя ему все, включая и себя. («Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). Полное доверие к Господу, отдача Ему своих обстоятельств и жизни позволяет Иисусу действовать в нас и освещать те грани обстоятельств и жизни, которые позволяют нам делать правильные выводы и выбирать истинный путь. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Уповая на Иисуса, мы чувствуем то, что дает Бог нам через обстоятельства и чего Он хочет от нас).
  4. Уповая на Бога, иметь веру, что Бог присутствует в нашей жизни и во всех жизненных обстоятельствах и, что Он действует на наше благо. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:32-33) «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7-8). (Бог всегда верен своему слову и всегда приходит на помощь тому, кто взывает к Нему и желает быть с Ним).
  5. Имея надежду на присутствие и действие Бога, быть внимательным к собственному состоянию, чтобы не пускать своих мыслей в видение обстоятельств и не желать повернуть их в удобное для себя, а не Богу, русло. «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,  ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16:24-25; Мк.8:34-35; Лк.9:23-24). (При решении жизненных ситуаций наше внутреннее состояние, все наше естество (без остатка), должно быть, обращено к Богу. Обращено так, чтобы мы были отрешены от себя, потому что (как учит апостол Павел): «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12). Как мы выяснили ранее, наше желание обладать чем бы то ни было, ставит нас в зависимость от того, чего мы желаем. Обращение к Богу помогает человеку ощущать и понимать то, что Бог дает ему и чего хочет от него);
  6. Определив для себя, чего Бог хочет, быть уверенными, что человек может знать и творить волю Божью (зная, что это возможно лишь при полном отречении от себя и при «созерцании» на Христа). «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:50). (Бог хочет, чтобы мы поступали по Его воле и утверждает, что это возможно. Возможно потому, что мы созданы по образу Божьему, и призваны Богом к совершенству: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48));
  7. Определив для себя, чего хочет от нас Бог и что дает, быть активными в обстоятельствах и действовать в постоянной памяти о Нем, как об этом сказано в первой заповеди Любви, сверяя свои действия с заповедями Божьими, Его словами и поступками. (Иисус Христос раскрывает перед нами основу своего действия: «истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин.5:19) «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин.5:30). То есть Христос ничего не делал по Своему произволению, а все Его действия были «согласованы» с действиями Отца. Следовательно, для нас очень важно действовать в обстоятельствах, когда мы определились, чего хочет от нас Бог. И действовать так, как это делал Иисус. Бог  всегда хочет, чтобы обстоятельства были решены нами. Действуя в них, помня о Творце, мы накапливаем опыт сотрудничества с Ним. «Однажды, - пишет Тереза ​​Авильская, - я слышала от одного духовного человека, что его пугали не столько дела, совершенные людьми в смертном грехе, сколько то, чего они не делали» [[xiv]:11]. Следовательно, человек имеет надежду искупить даже смертный грех, если будет действовать, вслушиваясь в Господа и, в соответствии с Его словом.

Образ Божий в человеке (в его многогранных проявлениях) побуждает к активной жизни, сверенной с Богом, и раскрывается в человеке лишь в сотрудничестве с Богом, позволяя человеку занять его единственно достойное место, место сына Божьего.

Послесловие 

Много в мире учений, зовущих к истине и агитирующих за истину. Но…!!! Все ли они ведут к Истине?

Когда архитектор спроектировал здание, то, в соответствии с его проектом нанимаются работники, которые должны реализовать проект. И каждый работник, выполняя свою работу, способствует тому, что проект воплощается в реальность. Но, что произойдёт, если работник свою работу будет выполнять не за проектом, а так, как ему кажется более правильным? Своим трудом он может полностью сломать идею архитектора. Как поступают с таким работником? Его заставляют переделать всё с первоначальным планом или выгоняют с работы и нанимают другого.

Когда композитор пишет своё музыкальное сочинение, то он хочет, чтобы его произведение исполнялась в соответствии с нотами, которые он написал… Что требуется от музыкантов, при исполнении сочинения композитора?...

Когда….

Много примеров можно приводить по поводу того, что каждый человек должен добросовестно исполнять свою работу. И в выполнении работы должен максимально точно следовать поставленной задаче, свободно пользуясь, при этом, знаниями и опытом необходимыми для реализации задачи.

В нашей земной жизни все мы исполнители чьей то воли. Все…, включая и президентов. И каждая работа имеет свои правила, которые ограничивают человека и заставляют следовать определённым путём. И чем «выше» должность человека в иерархической структуре человечества, тем выше его степень свободы (с одной стороны), тем более жёсткие ограничения (с другой стороны, при условии, что отношения выстроены правильно) и, тем выше его ответственность (с третьей стороны, если он на самом деле думает о тех, кто зависим от него).

Есть Единый Творец всего мира. Всё создано Им. И есть Его план развития сотворённого Им мира. И в этом плане человеку отводится самая высокая роль – управлять сотворённым миром и вести его к совершенству, уготованному Творцом. Он Архитектор, а мы строители. Он Композитор, а мы музыканты. Он Отец, а мы дети. Он даровал нам полную свободу, но, до момента нашего созревания, дал и правила, которые защищают нас от пропасти, защищают от смерти. Человек, в плане Божьем, занимает самую высокую позицию. И в соответствии с позицией и ответственность человека самая высокая. И эта ответственность проходит гранью между жизнью и смертью. Отступил Адам от слов Божьих, и привёл себя к смерти, и обрёк на смерть все поколения грядущие за ним, и привёл к страданиям мир, который должен был вести к совершенству и счастью. Из-за непослушания Адама его наследники вместо того, чтобы стать богами, стали рабами.

Высока ответственность человека. Каждое отступление человека от заповедей Господних, укрепляет его рабство, которое наследуется детьми и грядущими поколениями его рода. И, каждый миг жизни в Боге, просветляет его перспективу и облегает путь ему и, грядущим поколениям.

Человек… Чело века нынешнего и грядущего. Чело, имеющее силу и воздействующее на мир. Человек… стань Человеком.

[i]. Катехизис Католической  Церкви. Часть третья.  Жизнь во Христе. Первый раздел Призвание человека – жизнь в Духе. 1701: Москва. «Истина и жизнь»: 1998. - 760 с

[ii] Грюн, Ансельм. Любити себе/ Пер. з нім. Н. Лозинської. – Львів: Свічадо. 2008. – 88с.

[iii] Беседы на Шестоднев  Беседа 10. Святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского . Беседа первая о сотворении человека «по образу…».  17 : http://www.orthlib.ru/Basil/sixday10.html].

[iv]Иоанн Златоуст. Избранные поучения. Первая заповедь. 2. О скорбях благочестивым и о Промысле Божием  / УПЦ, Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. Краматорск. ЗАО «Тираж-51».  2001. – 562 с.

[v] То же, что и 29.

[vi] Николай Сербский, святитель. Миссионерские письма. Письмо 20, студенту, который спрашивает, кто такие «нищие духом»: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=907   

[vii] То же, что и 31 Вторая заповедь. 10. О смиреномудрии .

[viii] Иоанн Златоуст. Избранные беседы. Беседа 141.  Любовь не допускает до греха  / УПЦ, Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. Краматорск. ЗАО «Тираж-51».  2001. – 464 с.

[ix] Тереза Авильськая, Св. Внутренний замок (Обитель). Обитель четверта, Глава І.  7. Брюссель:   -  «Жизнь с Богом». 1992. – 172  с.

[x] Ксавье Леон-Дюфура и др. Словарь библейского богословия. Сердце: Киев : «Кайрос». 2003. -1288 с.

[xi] Ф.А.Брокгауз та І.А.Єфрон. Енциклопедичний словник:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/101503/%D0%A2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5     

[xii] То же, что и35. Беседа 77.   О любви к ближнему .

[xiii] Доминик Бартелеми. Бог и Его образ. Очерк библейского богословия. Италия. Милан : «Християнськая Россия», 1963. – 280 с.

[xiv] То же, что и 36. Глава ІI.  5.