Главная » О человеке » Бог и человек. Образ Божий в человеке. Часть I
 

Бог и человек. Образ Божий в человеке. Часть I

Иоанн

Бог есть. И нет иного.

И Бог говорит о людях, которых сотворил по образу Своему: «Вы боги и сыны Всевышнего все вы». Проверь, так ли это. Не жди особых пояснений. Просто читай ту Книгу, которую читают многие,  и пробуй её содержание соотнести с собой. А я только буду стараться обратить твоё внимание на некоторые моменты Библии. На моменты, которые многие люди, даже если знают о них, то недооценивают. Я постараюсь обратить твоё внимание, а ты – поступай так, как сочтёшь нужным. Выбор за тобой. Каждый человек индивидуален, и каждый по-своему дозревает до понимания себя и своего места в Жизни.

Постигай себя, но не оценивай. Святой  Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» учит: «Очистим свое грубое сердце, невоспитанное восприятие, отбросим невежественные представления о Боге. Если мы сотворены по образу Бога, как об этом сказано, то и строение (συμμορφος) у нас то же самое. У Бога есть глаза и уши, голова, руки, седалищная часть, — ведь и говорится в Писании, что Бог восседает, — также ноги, на которых Он ходит. Разве Бог не таков? Но устрани из сердца непотребные выдумки (представления). Отбрось от себя мысли, не соответствующие величию Бога. Бог не имеет очертаний (ασχηματιστος), Он прост (απλους). Не фантазируй насчет Его строения; не преуменьшай на иудейский манер Того, Кто велик; не замыкай Бога в свои телесные представления; не ограничивай Его мерой своего ума. Он неограничен в Своем могуществе. Подумай о чем-нибудь великом, прибавь к этому большее по сравнению с тем, о чем ты подумал, а к этому — еще более великое и убедись, что в своих рассуждениях (мудрствованиях) ты никогда не достигнешь того, что бесконечно. Не пытайся представить Его внешние очертания (αχημα) — Бог познается в могуществе, природа Его проста, величие неизмеримо. Он присутствует везде и над всем избыточествует; Он неосязаем, невидим. Он — то, что ускользает от восприятия твоего разума; Он не ограничен величиной, не имеет (досл.: не охвачен) внешних очертаний, не соразмерен никакой силе, не связан временем, не заключен ни в какие границы. К Богу не приложимо то, что приложимо к нам»[i].  Бог такой и больше чем такой. А мы созданы по Его образу. И то, какими мы видим себя, не ограничивает нас и является только незначительной частью правды о нас; и то, что мы знаем о себе, не ограничивает нас и является только точкой отсчёта, от которой мы можем начать постигать себя. Поэтому, не будем ставить себя в рамки, к которым так сильно привыкли, не будем представлять, а попробуем читать Библию и вслушиваться в себя. Не верь, если кто-то говорит, что Библия ограничивает человека. Верь своему сердцу. Не верь тому, что я буду здесь писать, я человек и могу ошибаться. Верь своему сердцу. Не верь ни одному авторитету в мире. Верь только своему сердцу. Только сердце человеческое, устремлённое к Истине, приводит человека к Истине. А движение к Истине, это путь познания себя, где разум не ведёт, а помогает осознать новый опыт и способствует укреплению в Истине. Не верь ни одному человеку, потому что каждый человек лжив и, одновременно, верь всем и каждому. Истина есть в каждом и всё зависит от того, на сколько мы готовы увидеть Истину, а не своё представление о ней.

«Преподобный Исаак Сирин замечает, что Бог действует различным образом при создании мира ангельского, вещественного и человека… Если все чувственные твари – это отдельные части нашего видимого мира, то человек не является простой частью мира. Он – личность и в силу этого соединяет в себе все: мир видимый и невидимый»[ii]  Человек - личность, сочетающая в себе мир видимый и невидимый! Интересно…, правда? Человек соединяет в себе всё…  Соединяет…!   То есть имеет силу, знание и умение соединять мир видимый и невидимый. Так ли это? Наберёмся терпения и попробуем разобраться в том, что говорит Библия о человеке: о его сотворении; о его возможностях, о его предназначении. 

I. Образ Божий в человеке

1.1. Ветхий Завет об образе Божьем в человеке.

«человек одновременно ничто и нечто великое. Если посмотришь только на его природу, то он — ничто и ничего не достоин; а если обратишь внимание на честь, которой он удостоился, то человек — это нечто великое[iii] Василий Великий  

Бог, давая человеку знания через Пророков, сразу раскрывает перед ним величие самого человека. Вся Библия, в своих многогранных «звучаниях», одновременно говорит о Боге, о Мессии и о самом человеке. И Библия сразу же, начиная с первой Книги Бытие, раскрывает нам панораму творения мира и человека, демонстрирует возможности человека и указывает на его предназначение. Так в первом ее разделе сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему...» (Быт.1:26)  Бог сказал и Бог сделал. Уже следующий стих говорит нам, что Бог создал человека по образу Своему: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). О создании по «образу» говорит и девятая глава: «…ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). А в пятой главе книги Бытие речь идет о создании человека по подобию Божию: «когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,  мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.» (Быт.5:1-2).

Как видим, Книга Бытие учит нас тому, что Бог создал человека по образу и подобию Своему. При этом между понятиями «образ» и «подобие» существует тесная связь, благодаря которой в некоторых Книгах Ветхого и Нового Завета одно слово заменяется другим, не нарушая смысл текста.

Принимать или не принимать на веру то, что человек создан по образу и подобию Божьему? Этот вопрос каждый решает для себя сам. Но для решения важно понять смысл, который заключен в словах «образ» и «подобие». Когда мы внимательны и настойчивы, и искренне ищем ответы на свои вопросы, то всегда получаем ответы. Бог удивительно последователен в своём отношении к человеку и, говоря о создании человека, Он тут же, частично, раскрывает свойства, которые вложил в него. Частично потому, что из того, что Он сказал о человеке, мы, своим разумом, можем понять только часть.

 И так, Бог говорит к первым людям: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Быт. 1:28). В этом Божьем указании человеку есть слова, которые могут стать ключевыми к пониманию «образа» и «подобия». Это слова «обладайте» и «владычествуйте».

 «Обладайте ею (землёй)».

Мы привыкли к тому, что обладать мы можем только тем, что наше. И это правильно. Бог создал землю для нас, но не для того, чтобы мы ею пользовались, как нам заблагорассудится, не для удовлетворения наших «хотелок», а для нас. Слово «обладать» в, Библийном контексте, имеет немного другое значение. Мы знаем, что процесс творения мира Бог завершал выводом о том, что все созданное Им хорошо весьма: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1: 31). Значит и обладание человека землёй так же весьма хорошо и соответствует замыслу Божьему. То есть, человек в состоянии воздействовать на землю так, чтобы она развивалась в соответствии с тем, как задумал это сам Бог – весьма хорошо. А это значит, что человек «видел» (знал и понимал) замысел Божий относительно земли  и, одновременно понимал все процессы, которые происходили с землёй, и мог (имел на то силы и возможности) гармонизировать процессы развития, в соответствии с замыслом Божьим. Обладать, значит видеть всё и  понимать всё, что происходит в вверенном человеку мире или, говоря проще - охватывать собой всё творение. Может это звучит немного непривычно, но человек, подобно Богу, охватывал собой всё творение Божье и, одновременно, проникал во всё творение Божье.

«Владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Владычествовать, значит воздействовать благотворно на вверенный мир, когда действие ведёт не только к гармонизации мира, но и  к развитию самого человека и реализации в Вечности. Владычествовать, значит мудро управлять (а не заниматься произволом, когда хорошо одному). Сотворив всё весьма хорошо, Бог хочет, чтобы весьма хорошо было всем и всегда. Любой произвол нарушает гармонию и делает кому-то плохо. Значит, чтобы владычествовать, надо думать о том, чтобы всё было весьма хорошо, «созерцать» волю Божью и действовать согласно воле Творца.

«Обладать» (видеть замысел Божий относительно всего, понимать и чувствовать Его творение, и понимать законы взаимодействия всего созданного) и, «владычествовать» (активно влиять на развитие всего творения, зная причины и следствия взаимодействия) в соответствии с Божьим замыслом, ведёт к развитию и  к жизни всего, в том числе и человека (а не к ограничению и смерти), и уходит в бесконечность (туда, где нет времени, как нет времени у Бога).

Я не знаю, много это или мало: знать Божий Промысел, видеть и понимать законы взаимодействия всего творения и иметь силы и возможность управлять всеми процессами, гармонизируя мир в соответствии с замыслом Божьим и делая его прекрасным. Не знаю, много это или мало… Но думаю, что в этом заключается настоящая власть, которой одарил Бог человека. А мы как понимаем власть? Но это риторический вопрос. Суть в том, что велик человек в глазах Божьих: «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?- удивляется псалмопевец, - Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями». (Пс.8:5-9).     

Святые Отцы Церкви, как и псалмопевец, анализируя слова (Быт.1.28), делают вывод, что прежде всего образ Божий в человеке утверждается в его способности владычествовать. Святой Иоанн Златоуст поясняет: «Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека властителем всего существующаго на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью»[iv] 

Во второй главе книги Бытие Бог продолжает раскрывать нам значение слов «образ» и «подобие», демонстрируя их ещё с одной стороны: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым». (Быт.2:19-20). Святой Иоанн Златоуст и в этом случае обращает наше внимание на то, что Бог наделил человека тем, что имеет Сам, то есть – властью: «И он, (Адам)… как иной господин дает имена подчиненным ему рабам, так дал имена всем животным. И всяко, еже нарече Адам, сие имя ему; это уже знак власти».[v]

Но мы подробнее рассмотрим слова о наименовании живых существ. Назвать существо, значит выделить характерные его особенности и описать их, выводя особенности в имя (а не просто дать имя, как мы даём его нашим детям или нашим животным, исходя только из того, что оно красиво звучит и нравится нам). Когда в нашей человеческой жизни возникает нечто новое, незнакомое, то ученые в течение определенного времени изучают это новое и только после изучения описывают его, тоесть, дают название (имя). А первый человек мог сразу дать имя творению. Бог лишь наблюдал, как человек называет. Первый человек видел суть творения Божьего (проникал в суть всего), что позволяло ему правдиво описывать все, что Бог к нему привел, давая всему имя. И, кроме того, этот стишок Библии говорит о свободе воли человека, потому что Бог не ограничивал его; и о превосходстве разума человека, потому что Бог принимал данные человеком имена. Через труд человека по «даче» имён, Бог вводил человека во владение сотворённым миром. С этого момента человек начал обладать творением Божьим. Человек стал наследником Царства Божьего. Иоанн Златоуст так говорит о моменте, когда человек дал имена всему живому: «Отсюда уже усматривай, возлюбленный, свободу воли и превосходство разума его, и не говори, будто он не знал, что хорошо и что худо. Кто был в состоянии дать соответствующия имена скотам, и птицам, и зверям, не нарушил при этом порядка, и не дал диким животным имен, приличных кротким, а свойственных диким не назначил кротким, но всем дал соответственныя названия, тот не исполнен ли был мудрости и разума?»[vi]

«Здесь речь идет о создании человека отличного от всего остального; он явлен как плод трудов и творения Бога, глава и центр всего остального мира, повелитель всех тварных существ»[vii].  Для успешного выполнения поставленных задач человек должен обладать полной свободой (всякая зависимость разрушает гармонию и искажает понимание «хорошо весьма») и иметь нравственную зрелость, которая давала ему возможность делать все хорошо, как то сделал Сам Бог. И Бог дал человеку полную свободу, а для морального созревания дал заповедь о дереве познания добра и зла. Через действия Бога, когда Он, не ограничивает человека, а только предупреждает об опасности, которую содержит для человека дерево познания: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт.2:16-17), и через действия человека, в которых он нарушает заповедь Божью, мы узнаем, что человек действительно был создан свободным. «Бог одарил человека свободной волей, - говорит св. Григорий Богослов, - чтобы он свободным определением выбрал Добро, и поселил его в раю, чтобы он возделывал бессмертные растения, которые, вероятно, обозначают божественные мысли. Он ему также дал закон как материал для упражнения свободной воли».[viii] Преподобный Иустин, цитируя слова Святого Дамаскина, говорит: «Бог сотворил человека по естеству безгрешным и по воле свободным. Безгрешным, говорю, не в смысле, что он не мог принять греха (ибо только Божество недоступно греху), а в том смысле, что возможность греха имел не в своем естестве, а прежде всего в свободной воле. Это значит, что он мог, вспомоществуемый благодатью Божией, остаться в добре и преуспевать в нем, подобно тому как по своей свободе мог, при попущении Божием, отвратиться от добра и оказаться во зле»»[ix].

Григорий Нисский дополняет картину «образа» и «подобия»: «так как одним из свойств, - учит он, - усматриваемых в Божием естестве, является непостижимость сущности, то по всей необходимости и образ в этом имеет сходство с Первообразом. Если бы естество образа оказалось постижимым, а Первообраз был выше постижения, то эта противоположность усматриваемых свойств обличила бы погрешительность образа. Но как не подлежит познанию естество нашего ума, созданного по образу Сотворившего, то имеет он точное сходство со Сверхсущностным, непознаваемостью своею отличая непостижимое свое естество».[x] То есть, человек, созданный по образу Божьему, является таким же непознанным, как и Сам Творец. Мы хорошо знаем, что чем больше наука изучает человека, тем больше вопросов встает перед учеными, которые развивают науку и, притом, ученые в познании ограничиваются только физическим телом человека. А уж о человеческой душе они не смеют даже говорить, настолько она непознаваема для них.

Но это ещё не всё. Через текст Книги «Премудрости Соломона» Бог раскрывает перед нами еще один важный для нас элемент своего образа в человеке. Элемент, который, интуитивно чувствуя, человек стремится реализовать в своей жизни. Этот элемент называется бессмертием: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего». (Прем.2:23). Привыкнув к временности всего, что  видит перед собой, человеческий разум берет за основу виденное и унижает человека до виденного: тленного и зависящего от времени. Даже в поисках бессмертия, человек чаще всего, опирается на смертное (Может ли смертное произвести бессмертное?). В поисках эликсира жизни человек берёт за основу только то, что может стать подвластным его разуму,  не зная или забывая о том, что являет собой, как творение Божье. «Бог не сотворил человека, - говорит св. Феофил, - ни смертным, ни бессмертным, но... способным и к тому, и к другому, то есть если бы он стремился к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, он бы получил от Бога бессмертие как награду за это и стал бы богоподобным, а если бы он обратился к делам смерти, не покоряясь Богу, он бы сам стал виновником своей смерти»[xi]

«До греха, - пишет блаженный Августин, - человеческое тело можно было называть и смертным в одном отношении, и бессмертным в другом: смертным, ибо оно могло умереть, бессмертным, ибо оно могло не умереть. Одно дело: не мочь умереть, какими Бог сотворил некоторые бессмертные существа; а другое дело: мочь не умереть, в каком смысле создан бессмертным первый человек. Это давалось ему от древа жизни, а не от устройства его естества, вследствие чего, как только он согрешил, был отстранен от древа жизни, чтобы мог умереть; тогда как если бы не согрешил, мог бы не умереть. Итак, он был смертен по свойству своего земного тела, а бессмертен по благодати Творца».[xii]  Святой Антоний Великий дает определение того, что есть жизнь и что есть смерть: «Смерть для людей, которые ее правдиво понимают, есть бессмертие; а для простаков что не понимают ее, - концом. И бояться нужно не плотской смерти, а лишь душевной гибели, то есть незнание Бога. Вот что является кошмаром для души »[[xiii]:90] Как видим из текста Святого Письма и высказываний святых, Бог наделил человека возможностью бессмертия и человек сам определял, какой выбор делать.

Итак, проанализировав слова Ветхого Завета в разрезе творения человека по образу и подобию Божьему, мы можем сделать определенные выводы относительно содержания слов: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему»:

Во первых, Бог сотворил человека властителем над всем «видимым» миром со всеми, вытекающими отсюда последствиями:

- Человек (в себе) был неразрывно связан с Богом и, благодаря этому, знал (видел) Промысел Божий (перспективу) относительно развития «видимого» мира;

- Человек сочетал в себе мир «видимый» и «невидимый»;

- Человек «видел» суть всего живого и всех процессов, которые происходили в «видимом» мире, а также причины и следствия всего (проникал собой мир, воспринимал мир в полноте);

- Человек знал законы развития «видимого» мира и мог управлять ими, используя законы мира «невидимого»;

- Человек имел силы, знания и право (обязанность) влиять на развитие всего «видимого» мира и делал это мудро;

- Человек имел полную свободу воли;

- Человек непостижим в своем естестве.

Во вторых, из Своей безграничной любви и для непрерывного влияния на развитие мира, Бог, потенциально, наделил человека возможностью бессмертия.

Мы порой, задумываемся над тем, какими должны быть наши правители. И Бог, предвидя наши мысли, дает нам через книгу Бытия «портрет» правителя. И давая нам «портрет», говорит каждому из нас - это ты. «Я сказал:« Вы - боги и сыны Всевышнего все вы .. »» (Пс.82: 6), - дополняет Он через псалмопевца, утверждая в нас Свой образ и подобие. А на волнующий для человека вопрос: «Возможно ли бессмертие и может ли человек его обрести?» - через Книги Ветхого Завета Бог отвечает: «Возможно и может». «Каким было первое творение, таким должно быть впоследствии восстановление. Человек возвращается к своему прежнему состоянию, отвергая порок, эту многосуетную жизнь, рабство души у житейских забот; отбросив все это, он снова обращается к райской жизни, избавленной от рабства плотским страстям, к жизни свободной в непосредственной близости к Богу, к жизни ангелоподобной»[xiv], - говорит Василий Великий.

 «Итак, Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир — малый в великом, — как нового ангела, поклоняющегося Богу, — сотворил его смешанным из двух природ, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле и подчиняющимся вышней власти, земным и небесным, временным и бессмертным, видимым и умопостигаемым, как середину между величием и ничтожеством; сотворил его в одно и то же время духом и плотию: духом по благодати, плотию — в предупреждение гордости.[[xv]: 152].

1.2. Новый Завет об образе Божьем в человеке.

«Если захочешь, можешь стать рабом страстей, и если захочешь - можешь остаться свободным, не подпадая под их иго. Бог создал тебя свободным. Тот кто побеждает телесные страсти, венчается нетлением». Св. Антоний Великий [[xvi]: 95].

«Господи! спаси нас, погибаем» (Мф.8:25), - кричали ученики к Иисусу, когда на море сделалось великое волнение, так что лодку покрывало волнами. И Христос «запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф.8:26-27)  Люди удивились величию силы, которая пролилась через Иисуса Христа и свидетелями которой они стали. И ветры, и море Ему послушны, Ему подчиняются стихии и Он может ходить по морю, как по суше. «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю». (Мф.14:25).

В Иисусе Христе соединились Бог и человек. Соединились непостижимым для нас способом, но ясно указывая на ценность человека для Бога, на его достоинство и на уникальное место в Божьем замысле. В предыдущей части данного раздела мы рассмотрели вопрос о том, что Бог создал человека по образу Своему и, выяснили, в чём проявляется образ Божий в человеке.  Теперь же мы рассмотрим, как этот Божий образ в человеке утверждается через Иисуса Христа. Всё, что являет собой Иисус Христос, это есть не только свидетельством Божьей любви к человеку, но и Божьим свидетельством ценности человека для Бога и возможностей, которые заложены в человеке. Для простоты понимания свидетельств Господа о человеке, рассмотрим только незначительную часть его проявленной жизни, вылившуюся в виде чудес. Совершая чудеса, Христос порой, делает их сам, а порой нуждается в поддержке человека. «Не бойся, только веруй», - сказал он начальнику синагоги (Мк.5:36) и воскресил его дочь. Как видим, начальник синагоги нашел Господа и ждал от Него чуда, но ему не хватало веры. Он ожидал иного Бога. Его знания о Боге, полученные от израильских законоучителей, не совпадали с тем, что он знал об Иисусе Христе.  Видя Иисуса Христа, зная о Его чудесах, начальник синагоги не имел внутренней силы объединить в себе знания, полученные при воспитании и, знания данные людям Иисусом Христом. И Иисус, говорит ему: «Не бойся, только веруй». Момент, когда отец под действием Слова Божьего уверовал, является той поддержкой, которая устанавливает связь между Иисусом и человеком, является основой для действия Господа. Через веру отец допускает Бога к себе и к дочери и позволяет Ему действовать. И Христос выполняет свое дело: «И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа куми", что значит: девица, тебе говорю, встань.  И девица тотчас встала и начала ходить». (Мк.5 :41-42)

«Не бойся, только веруй», «Вера твоя спасла тебя», «По вере твоей да будет» - читаем мы слова Иисуса в моменты, когда совершаются чудеса в отношении человека. Бог всесилен, но Он, никогда не принуждает человека (даже к исцелению) и, после исцеления больного, никогда не говорит ему: «Я исцелил тебя, Я вылечил тебя, Я спас тебя». Почему так?

 Создав человека по Своему образу и имея безграничную власть над всем Своим творением, Бог не хочет нарушить его суверенитет. Он не хочет нарушить свободу воли человека и навязывать свою волю. Поэтому, даже излечивая человека, он ждет от него встречного внутреннего действия, и только приглашает человека: «веруй» - прими Меня, соединись со мною.

На тему веры написано достаточно много различных трудов и мы понимаем что вера, которую мы иногда стараемся постичь, такая же непостижимая, как сам Бог. Но она (вера) имеет в себе силу, которая объединяет человека с Богом. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,  да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин.17:20-22).

Мы знаем, что Бог - единственная в мире личность, которая  имеет полную свободу. И одной из характерных особенностей свободы является то, что личность, имеющая полную свободу, не желает претендовать на другую свободу. Желание, возникая в личности, ставит ее в зависимость от желаемого и свобода теряется. Бог по Своей безграничной любви к человеку, показывает ему, что тому надо делать для спасения. А человек делает свой выбор. И когда человек выбирает Бога и, благодаря Его действию, сочетается с Господом, то в нем возрождается образ Божий, в котором нет места для зависимости. А это значит что, в таком человеке, болезнь не имеет права и сил на существование, равно как и всякая другая зависимость.

Рассматривая чудеса, которые творил Иисус Христос, мы никогда не сможем до конца понять их суть. Но для нас, через сотворенные чудеса, открывается величие человека, открывается Божий образ в нём.

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин.14:12). Так, перед тем как отойти к Отцу Небесному, говорит Христос апостолам, а вместе с тем и к нам. А дела Господни на земле, в проявленной для людей части, являются величественными и чудесными: «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». (Мф.11:4-6; Лк.7:22-23). И, как мы знаем, те же дела творили апостолы, за апостолами святые. Как Иисус: «куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись». (Мк.6:56), так и апостолы несли силу Божью в себе. Вспомним из «Деяний Апостолов», как люди желали, чтобы хоть тень апостола Петра прикоснулась к ним. И исцелялись. Вспомним, сколько чудес совершали на земле святые. Иисус Христос, Апостолы, святые, совершали чудеса не ради своей славы и не ради здоровья конкретного человека. Через чудеса они свидетельствовали, указывали людям на их возможности, а это на много больше, чем изменить физическое состояние человека. Они свидетельствовали, чтобы мы обратили внимание на то, что мы есть и смогли делать то же самое. Человеку это возможно. Бог утверждает это при сотворении человека, освящает это через Иисуса Христа, подтверждает это через действие апостолов и святых. Образ Божий, которым Бог наделил человека, не угасает, не умирает, не уничтожается. Он в человеке есть всегда. И при сочетании человека с Богом, он воспроизводится, оживает и действует, принося человеку непостижимые плоды. Господь говорит: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;  будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». (Мк.16:17-18). Учит Господь человека и демонстрирует, как изменяются свойства человека при вере.

Когда лодка с учениками «была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.  В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали». (Мф.14:24-26). Он, Бог, шел по воде в человеческом теле. Для чего? Чтобы напугать апостолов? Чтобы показать Своё величие? Нет. Господь пришёл на землю ради человека, и каждое Его действие ради человека, чтобы возвратить его к состоянию «весьма хорошо». В данном случае Христос проводил наглядный урок, чтобы показать нам величие человеческого тела и независимость человеческого тела от стихий. Бог, как мы выяснили раньше, создав человека, поставил его владыкой над Своим творением со способностью влиять на все процессы. Человек «выше» стихий, он владыка стихий. И Христос, своим действием, напоминает нам о возможностях, заложенных в человеке.  Он идет по воде, Он усмиряет бурю, Он изменяет свойства воды, превращая ее в вино, Он, из малого количества хлеба и рыбы, делает большое количество. Иисус таким образом показывает нам, что физические законы природы, которые мы усваиваем с детства и которые кажутся нам постоянными и неизменными, являются лишь частным случаем законов более высокого порядка. Человеческий опыт, придавая ограниченным познаниям завершенную и незыблемую форму, закрывает перед ним более высокие законы, которые подвластны человеку.

Но,  продолжим рассмотрение фрагмента из 14 главы Евангелия от Матфея, о хождении Иисуса и апостола Петра по воде. Когда апостол Петр увидел, что Иисус идет по поверхности моря, то «сказал Ему: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.  Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:28-31). Очень интересное свидетельство. Пока Петр всем своим естеством был направлен на Иисуса Христа, он свободно мог перемещаться по поверхности неспокойного моря. Физические законы не имели над ним власти, и он «поднялся» над физическими законами. Но когда Петр, на какое то мгновение, потерял из виду Господа и обратил взор к стихии, то сразу ощутил порывы сильного ветра, увидел что море неспокойное и что он на поверхности воды, в которой (по его опыту) может держаться лишь окунувшись, либо находясь в лодке. И когда он увидел это, то стихия захватила его, и он начал тонуть. Из властителя стихий он сразу превратился в раба. И только его крик, обращенный к Иисусу, позволил ему спастись: «Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»

Знание о Боге не является гарантией веры. Потому что вера, в Божьем измерении, несёт в себе силу сочетания. И сочетание верой, это определенный путь в нашей жизни, когда мы делаем определенные усилия, направленные на встречу с Богом. «Священное Писание, - говорит Антоний митрополит Сурожский, - оживает только от действия. При том от действия не какого угодно,  а начиная именно с тех вещей, которые определяют какое то соответствие между мое душой и Христом. Вот Он что-то говорит и это отозвалось в моей душе - и я делаю это и живу этим »[[xvii]:80].

Христос, идя по воде, демонстрирует нам образ Божий в человеке, когда человек перестает быть зависимым от капризов природы и становится ее повелителем. А примером Петра, Он нам показывает:

- что физическое тело обычного человека может иметь те же возможности, что и Его тело, и таким образом отождествляет свое тело с телом каждого человека;

- на кого должен быть сориентирован ​​человек, на своем пути к возрождению (только полная направленность на Иисуса позволяла апостолу идти по поверхности воды, воспроизводя в нем образ Божий);

- разницу в качестве между человеческими состояниями, когда тот обращен к Богу и когда обращен к собственному опыту (обратив внимание на стихию, апостол стал зависимым от стихии, несмотря на то, что Бог был рядом с ним);

- обращает наше внимание на слабость нашего внутреннего сосредоточения и кратковременность состояний «свободы», когда мы стремимся Бога (даже имея перед собой образ Бога и испытывая его действие, Петр отвлекся от созерцания и начал тонуть);

- показывает, что Он всегда откликается на наш призыв о спасении. В данном случае, это не только то, что Господь тотчас протянул руку Петру и вытащил его из воды, но это и ответ Господа на желание Петра идти к Нему по воде. Господь понимал, что в желании Петра есть порыв на познание себя. И на внутренний призыв Петра, который тот выразил через слова: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде», Господь сразу отреагировал: «иди».

«« Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен», - цитируя Писание, учит святой Василий Великий, - Понял теперь, в чем состоит дарование нам Господом (бытия) по подобию? «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных»»[xviii]. Обращая наше внимание на тексты Библии, святой поворачивает нас к мысли о нашей внутренней готовности к совершенству. К совершенству, при котором для человека нет ограничений в его возможностях.

Когда мы видим, как Иисус Христос идёт по воде, то можем сказать: «Он Бог и ничего удивительного в этом нет». Но, когда мы видим, что таким же способом к Богу идёт человек, то начинаем задумываться над тем, что же на самом деле, таким образом, нам показывает Бог. Зная предназначение человека, как властителя сотворённого Богом мира, мы можем предположить, что таким образом Бог указывает на Божественные свойства человека. Человек сотворён по образу Божьему и существуют условия, при которых Божий образ в человеке проявляется.

Рассмотрим ещё одно уникальное чудо, сотворённое Богом, без Его видимого участия. Чудо, в котором проявляется сила веры человека и результат действия веры в дальнейшей жизни человека. Не провозглашение веры, а вера, которая позволяет Богу касаться сущности человека и, изменять его состояние, делая человека свободным от проблем. Посмотрим на чудо исцеления, которое описано в Евангелиях от Марка, Луки и Матфея, - о кровоточивой женщине.  «Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, —  услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,  ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.». (Мк.5:25-34; Лк.8:43-48; Мф.9:20-22)

Двенадцать лет женщина нуждалась в докторе и неустанно искала его, отдавая все, что у нее было. И, когда лишилась всего, что имела, узнала, что есть истинный Врач и полна верой: «если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею», прикоснулась и выздоровела. Удивительный и единственный случай в чудесах Иисуса Христа, когда Ему не пришлось ничего делать для исцеления человека. Он только почувствовал, как вышла из Него сила. Вера женщины была настолько сильной, что её хватило (в момент осуществления замысла) для соединения с Господом. И, сочетание, принесло свои плоды. Болезнь в ту же секунду отступила. Миг соединения с Богом дает человеку свободу и полноту . А на сколько долго - зависит от человека. Миг, отделяющей свободу от зависимости находится в нашем мировосприятии, в состоянии, когда мы, своим естеством, направлены или не направлены к Богу. «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». (Ин.8:31-32), - поучает Господь. Пребывать в слове Господнем, значит жить Господом.

Как видим, на примере исцеления кровоточивой, для совершения чуда женщина выполнила несколько «условий»:

  1. она, узнав о «Докторе», приложила усилия для встречи с «Доктором» и встретилась с Ним;
  2. она приложила усилия, чтобы пробиться сквозь толпу людей к Иисусу и прикоснуться к Нему;
  3. она имела веру.

То есть, женщина верила и, женщина активно действовала в состоянии полного доверия к Господу.

 Пришел Господь на землю, а те, кто ждал на Него и учил о Нем, не распознали Его и не приняли. С момента грехопадения человек живет своей правдой. Сила, которая привела человека к падению, в течение веков сделала все, чтобы восприятие человека исказило образ Мессии. Из образа владыки всего творения, в сознании был создан образ земного царя, которому Бог никак не может соответствовать. Состоялось замещение образа. Бог от поколения к поколению израильского народа раскрывал свои признаки и способ прихода, а сатана к образу и признакам добавлял свои штрихи, акцентируя внимание ожидающих на земном и делая их «обезумевшими». «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь». (Рим.1:21-25) Подмена образа Божия осуществлялась во все времена. Осуществляется и в наше время. И довольно трудно человеку, который находится в поиске Истины, распознать Истину среди образов, созданных вокруг Живого Слова.

Пришел Господь на землю. Пришел в человеческом теле, в полноте отражая собой образ Божий. Это Он «свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого», «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (2Кор.4:4; Кол.1:15); « Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей» (Евр.1:3). Бог явил себя людям. И явив Себя, Он раскрыл Свой образ. Это не те иконы, перед которыми мы молимся, хотя они частично и передают Его образ. Образ Божий в Иисусе Христе это совокупность всего, что Он Собой явил, «в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол.2:9-10). Это и Его физическое тело, величие которого он утвердил не столько чудесами по управлению стихиями, сколько своим воскресением и уходом в теле к Отцу. Это и Его действия, через которые Он подтвердил величие человеческой воли, когда она направлена ​​к Богу и соединена с Ним. Это и вся Его жизнь, которая яркими лучами освещает дорогу тем, кто ищет Его.

Пришел Господь на землю и явил Себя.  Явил Себя для того, чтобы поднять упавшего человека, чтобы показать ему настоящий его образ и дать возможность, возродившись, соединиться с Богом. «Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол.1:17-20).

Пришел Христос на землю и примирил в Себе земное и небесное. Благодаря созерцанию  образа Христа человек имеет возможность возродить образ Божий в себе. «совершилось! -  говорит Иисус Христос, - Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (От.21:6-7)

Продолжение следует

[i]  Беседы на Шестоднев  Беседа 10. Святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского . Беседа первая о сотворении человека «по образу…».  5 : http://www.orthlib.ru/Basil/sixday10.html].
[ii] Православная духовная страница.  Введение в Православную аскетику:  Основы Православной онтологии и антропологии.  Первозданное состояние человека.   Творение человека.  9 :   http://duhpage.sed.lg.ua/Biblioteka/DuhNastavl/Asketika/03.htm#9d
[iii] Беседы на Шестоднев  Беседа 11. Вторая беседа о человеке святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского . 2 : http://www.orthlib.ru/Basil/sixday11.html
[iv] Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Том четвёртый, Книга первая. Беседи на книгу Бытия. Беседа VIII, 3 : http://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatgen/Zlatgen.htm
[v] Там же. Беседа ІХ, 4 : http://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatgen/Zlatgen9.html
[vi] Там же. Беседа ХIV, 5 : http://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatgen/Zlatgen14.html
[viii] Иустин (Попович),  преп. Избранные параграфы из труда аввы Иустина "Православная философия истины (Догматика Православной Церкви)". (ссылка 70) : http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=898#7070
[ix] Там же. (ссылка 53). 

[x] Свт. Григорий Нисский. О шестидневе, слово защитительное брату Петру. Глава 11. О том, что естество человеческое неуразумеваемо :  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=nisskiy

[xi] То же, что и 8. (ссылка 68).
[xii] Там же. (ссылка 69).
[xiii] Духовна спадщина святих отців. Том 1. Святий Антоній Великий. Видання третє.  Повчання 49. – Львів : «Місіонер», 2002. – 192с.
[xiv] Беседы на Шестоднев  Беседа 11 Вторая беседа о человеке святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского. 7 : http://www.orthlib.ru/Basil/sixday7.html
[xv] Иоанн Дамаскин, cв. Точное изложение православной веры. – М. : Братство святителя Алексия. Ростов-на-Дону : «Приазовский край», 1992. – 465 с.
[xvi] То же, что и 13. Повчання 67.
[xvii] Антоний Митрополит Сурожский. Человек перед Богом. Москва. Паломник: 2001. – 284 с.
[xviii] Беседы на Шестоднев  Беседа 10. Святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского . Беседа первая о сотворении человека «по образу…».  17 : http://www.orthlib.ru/Basil/sixday17.html