Главная » О человеке » Бог и человек. Грехопадение. Часть II
 

Бог и человек. Грехопадение. Часть II

Иоанн

2.1. Искажение образа Божьего в человеке

«Человек сотворен по образу Божию и по подобию, но грех изуродовал красоту образа, вовлекши душу в страстные желания»[i]. Св. Василий Великий

 Прикоснувшись к теме образа Божьего в человеке и понимая, что образ Божий есть в каждом из нас, мы задумываемся над тем, почему имея безграничный потенциал, мы слабы и зависимы.  И почему Бог, несмотря на грехопадение наших прародителей и наши грехи, не оставляет нас и участвует в нашей жизни. Почему…?

Продемонстрировав нам суть образа Божьего в человеке, Бог проясняет нам причины, которые затмили в нас дарованный образ. «Пусть никто не мыслит, - заявляет блаженный Августин, - что грех первых людей мал и легок, потому что состоял во вкушении плода с дерева, и причем плода не плохого и не вредного, а лишь запрещенного; заповедью потребовано послушание, такая добродетель, которая у разумных существ является матерью и хранительницей всех добродетелей»[ii]. Грех наших прародителей является отправной точкой, которая принципиально изменила жизнь человека, сломав дарованный Богом порядок отношений между человеком и Богом и поставив человека на путь страданий и смерти.

 Внимательно рассматривая тему греха, не возможно не заметить заботы Божьей. Бог относится к человеку как отец к ребенку и предупреждает его об опасности: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:15-17).  Бог-Отец селит своего ребенка в самом прекрасном месте мироздания, чтобы человек из этого места правил всем Творением Божьим и вёл сотворённый мир в соответствии с Божьим планом. Селит и предупреждает о том, что одно дерево в Эдемском саду несет в себе, потенциально смертельную опасность для человека. Предупреждает, но не ограничивает. Для Бога-Отца важна личная свобода ребенка, во всех ее проявлениях.

Дерево, которое в Священном Писании называется, деревом познания добра и зла не является злым само по себе и не несет в себе смерти. Оно хорошо, как и все созданное Богом: «Священное Писание назвало это дерево - деревом познания добра и зла, - говорит св. Иоанн Златоуст, - не потому, что оно сообщало такое познание, а потому, что через него должно было совершиться нарушение или соблюдение заповеди Божией. Человеколюбивый Господь, желая с самого начала вразумить человека и представить перед его очами то, что он имеет своего Творца, благоволил показать ему Свою власть в этой малой заповеди. Господь доверил человеку весь видимый мир, дал ему жить в раю и пользоваться всем, что в нем; а для того чтобы человек мало-помалу не вознесся мыслью о самобытности всего видимого и не возмечтал много о своем достоинстве, Бог ему повелевает воздерживаться от одного дерева, а за нарушение этой заповеди определяет тяжелое наказание, чтобы он знал, что находится под Господом и что и всем прочим пользуется по благости Господа. Но поскольку Адам по крайнему небрежению преступил с Евой данную заповедь и ел от дерева, то дерево названо деревом познания добра и зла. Это не значит, будто он не знал, что добро, а что зло; знал он это, ибо жена, разговаривая со змеем, сказала: «Рече Бог: да не ясте от него, да не умрете"; это значит, что она знала, что смерть будет наказанием за преступление заповеди. Но поскольку они, после того как ели от этого дерева, были и лишены вышней славы, и ощутили наготу, то Священное Писание назвало его деревом познания добра и зла: у него, так сказать, было упражнение в послушании и непослушании»[iii].  Как мы видим, со слов Иоанна Златоуста и блаженного Августина, Бог дал первым людям упражнение послушания. Наверное, это упражнение очень важно для человека. Да и для какого ребёнка послушание отцу является не важным?

Раньше мы выяснили, что Бог наделил человека божественными качествами, одно из которых - свобода и предупредил его об опасности. Свобода, пока не подтверждается определенными обстоятельствами, имеет для человека относительный характер и проявляется в полноте лишь тогда, когда тот становится перед выбором и может воспользоваться свободой. Таким обстоятельством, проявления человеческой свободы и стало дерево познания добра и зла. И человек, пользуясь свободой, отверг предупреждение и, не выполнив упражнение послушания, данного для дозревания человека, нарушил заповедь. (Ребёнок оказался не послушным. Что послужило основой непослушания и падения ребёнка?) Бог, через Священное Писание, даёт нам описание момента грехопадения, когда недозрелый ребёнок, который правил миром, заглотнул наживку, предложенную со стороны. Наживку, которая парализовала в нём божественное действие и кинула в пучину страданий и смерти. Рассматривая этот момент, мы сможем проследить зарождение, действие и следствия греха.

Предупреждение Божье и выбор человека в пользу греха, описаны в Книге Бытие: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». (Быт.3:1-6) Анализируя эти слова Библии, мы можем заключить, что зло к человеку приходит через внешнюю силу, в данном случае в виде змея который задает невинный, на первый взгляд, вопрос: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?». Этот вопрос странным образом влияет на Еву. Во-первых, он отвлекает её от созерцания Божьего творения и Божьего замысла, и заставляет анализировать действия Господа. Во-вторых, вносит элемент сомнения: правда или неправда что Бог велел не есть ни от какого дерева и, если ложь, то в какой  степени. В-третьих, обращает внимание на запретный плод, подготавливая основу для последующих действий.

Задумываясь над вопросом змея, Ева вспомнила предупреждение Бога и ответила: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Эти слова свидетельствуют, что Ева помнит о предупреждении и понимает последствия, которые ожидают ее в случае нарушения. И еще: ее ответ свидетельствует о том, что змею удалось захватить внимание Евы и направить поток ее мировосприятия в нужном ему направлении и, что Ева вступила в диалог и готова к его продолжению. Поэтому змей, не колеблясь, делает следующий шаг: «нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло», - убеждает он Еву, окончательно концентрируя ее внимание на плоде. Указывая ей на привлекательность плода, который несет в себе возможность стать как Бог и получить новые ощущения (потому что откроются глаза и придет познание добра и зла), змей отвлекает Еву от Основного, от Бога, который заповедал не есть плод и не прикасаться к нему. (Ребёнок, увидев красивую, привлекательную игрушку, забыл обо всём остальном, и желает получить игрушку). Обвинив Бога во лжи: «Нет, не умрете», и сконцентрировав внимание Евы на плоде, змей разорвал, предварительно расшатанную им, связь Евы с Богом. После утверждения змея, Ева действует в направлении греха: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

Змей, вовлекши Еву в диалог, переключил её восприятие с мира Божьего, на свой мир. Первые люди, поймались на чужую хитрость и начали выполнять чужую волю. В таком состоянии Ева, а за ней и Адам, нарушили заповедь Божию и реализовали зло задуманное змеем.

Проанализировав текст книги Бытия (Быт.3:1-6), мы можем сделать предварительные обобщающие выводы о причинах и принципе действия греха:

  1. В грехе присутствует внешняя сила (змей, сатана), которая заинтересована в том, чтобы отвлечь человека от жизни по замыслу Божьему и отвести его от реализации, как Божьего творения;
  2. Учитывая то, что человек создан свободным, сатана не может принудить человека к творению зла, поэтому использует хитрость (заманивает), чтобы у человека изменились внутренние ощущения в отношении к ценностям данных Богом.  «Бог Благ и Преблаг, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - такова и воля Его, ибо то, чего Он желает, есть благо: заповедь же, учащая этому, есть закон, чтобы люди, соблюдая его, были во свете: а нарушение заповеди есть грех; грех происходит от побуждения, наущения, подстрекания дьявола и невынужденного и добровольного принятия человеком этого дьявольского внушения»[iv]. Человек делает свой выбор, принимать внешние «внушение», или нет и творить грех или нет. И благодаря предоставленной ему свободе несет полную ответственность за свои действия: «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;  похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». (Иак.1:14-15)

А смерть, это тот плод, который получает человек за выбор греха.
Святитель Феофан Затворник важным в грехопадении видит не столько само «смакование плода», как то, что первые люди поверили сатане и усомнились в Боге: «Дело вкушения, может быть, и не велико, но худо, что поверили, не зная кому. Может быть, и это не так бы было важно, если б не те страшно преступные мысли и чувства к Богу, какие, как яд, влил в них злой дух. Он наговорил им, что Бог запретил им вкушать от древа затем, чтоб и они не сделались богами. Этому поверили. Но поверив так, они не могли не принять хульных о Боге помышлений, будто Он завидует им и неблагожелательно к ним относится, а приняв такие помышления, не могли миновать и некоторых недобрых к Нему чувств и своевольных решений: так мы же сами возьмем то, до чего Ты не хочешь допустить нас. Так вот Он какой, засело у них в сердце о Боге, а мы думали, что Он такой благой. Ну, так мы сами себя устроим наперекор Ему. Вот эти-то мысли и чувства были страшно преступны! Они-то и означают явное отступление от Бога и враждебное восстание против Него»[v]. Может быть святитель и не передаёт в точности мысли первых людей, но, за то, точно отражает их состояние.  Когда святитель говорит нам эти слова, то обращает наше внимание на изменение внутреннего состояния человека под действием нашептывания злого духа.

Вдумываясь в мысль святителя и, вглядываясь в текст Библии мы, можем выделить те состояния, через которые проходит человек от состояния свободы, до состояния зависимости от греха:

1 Когда грех начинает «проговаривать» к человеку, и тот не отвергает его сразу, то отвлекается от того, чем был наполнен до данного момента (мыслями, переживаниями, созерцаниями ...) и вслушивается в греховные внушения. (Это та щель в целостности человека, через которую, если человек ее не заметит и не закроет, входит грех).

2. Войдя, грех привлекает человека образами и ощущениями, ограничивая человека лишь созерцанием предложенного «образа», концентрируя внимание на этом образе и отвлекая его от полноты восприятия. (Это как выключить свет в момент, когда человек находится перед пропастью и осветить лишь то, что привлекает человека, удалив «то» в зону пропасти. Если в этот момент человек, увлеченный «образом», не заметит, что находится в темноте и не остановится, то может сделать следующий шаг и упасть в бездну).

3. «Выключив» внутренний свет человека, отсоединив его от Бога, грех открывает человека на себя (человек начинает желать греха), проникает во все существо человека и побуждает его к тому, чтобы человек прикоснулся к греху и попробовал его. И когда человек соглашается и делает шаг, то бездна открывается перед ним и принимает его.

«Заметьте: - продолжает свою мысль святитель Феофан Затворник, - мысль породила чувство, мысль с чувством породили желание. Душа полна страстию. Но все это еще мысленные нечистоты и грешности. До дела еще далеко. Между желанием и делом всегда стоит решимость на дело с обду­мыванием, как его произвесть. Как образуется решимость, не всегда видно. Она в слабом виде есть уже в желании, потом растет вместе с обдумыванием дела, то есть подбором средств и установлением способов и обстоятельств. Когда все обдумано, завершается и решимость. Тогда дело внутри уже совершено. Пред лицом Бога и совести грех уже сделан: заповеди презрены, совесть попрана»[vi].

Не таков ли наш путь ко греху? Что изменилось со времён Адама?

 2.2. Следствие грехопадения

 «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его». (Прем.2:23-24)

 Открыв перед нами процесс творения человека, достоинство человека и его возможности, а также падение, Бог, через книгу Бытия раскрывает перед нами и следствия греха.

Первые люди в полной мере воспользовались своей свободой: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». (Быт.3:6-7) Рассказывая нам о первых следствиях греха, Книга Бытие показывает нам изменения, произошедшие в человеке на физическом и духовном плане: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги». А до того, до момента греха: «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». (Быт.2:25) И, кроме того, человек видел суть всего и дал название всему, но судя из текста Библии, глаза его были «закрыты», возможно не в физическом плане, а лишь в плане мировосприятия. В заповедях блаженств Иисус Христос говорит нам: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Мф.5:8) Эти слова мы можем понимать как то, что кроме глаз физических, есть глаза духовные, через которые человек в состоянии видеть Бога и воспринимать мир в полноте. Но когда согрешил человек, то его духовные очи закрылись (грех закрыл их), так как сердце, стало грязным, измазавшись грехом; и «открылись» глаза физические. Человек начал воспринимать мир ограниченно, только в физической плоскости: «и узнали они, что  наги» (а до того нагота никоим образом их не трогала и они её не видели и не стыдились), «так что сшили смоковные листья и сделали себе пояса».  Сделав пояса из смоковных листьев, одевшись и спрятавшись между деревьями рая от Бога, они закрепили свое физическое восприятие мира, ограничив то, что имели – до бесконечности. (Это, как вырыть нору в бесконечном пространстве и ограничить норой свой мир.) Каково же было человеку, когда в одно мгновение бесконечность ушла и пришла ограниченность?

Зрение, с помощью которого мы воспринимаем мир и которое кажется нам одним из самых совершенных механизмов восприятия, на самом деле, является весьма ограниченным и несовершенным. Учебник по физике учит нас, что с помощью органов зрения мы воспринимаем мир только потому, что все, что видим, отражает световые лучи. С помощью органов зрения мы можем видеть или источник света (Солнце, свеча, лампочка ...) благодаря лучам, которые от него исходят, или то, что отражает световые лучи. «Цвет непрозрачного тела определяется смесью лучей тех цветов, которые оно отражает. Если тело равномерно отражает лучи всех цветов, то в случае освещения белым светом оно кажется белым. Красное тело с падающего на него белого света отражает главным образом красные лучи, а остальные поглощает;… и т.д.». То есть, когда на цветок мы говорим, что он красный, то цветок, своим цветом объявляет нам, что он какой угодно, но не красный. Он, всем своим естеством, не воспринимает красного цвета и отражает его, одновременно принимая все остальные лучи; зеленый лист не является зеленым, и так мы можем говорить о цвете всего, что видим. Отраженные лучи закрывают нам истину, и не позволяют увидеть сути того, что мы рассматриваем. Мы созерцаем не суть, а то, что все физические тела не воспринимают, в независимости от того, предмет мы рассматриваем, или растение, или существо. Вот почему многие философские учения говорят о том, что человек живет в мире иллюзий. Но это не иллюзия. Это реальный отпечаток истины, который передает форму, но не позволяет видеть суть. После греха «прозрачный» и понятный мир превратился для человека в мир силуэтов и, непонятных отпечатков.

Когда мы рассматриваем на почве, чей то след, то в зависимости от нашего опыта можем сделать некоторые выводы о том, кто оставил данный след в виде отпечатка. Когда отпечаток будет рассматривать специалист, то он сможет достаточно много рассказать о его владельце (если достаточно?). Какой бы опытный специалист не был, он в состоянии передать лишь общие черты владельца отпечатка. Так и мы, созерцая и воспринимая мир с помощью органов зрения, улавливаем, словно опытные специалисты общие черты, на основании которых в состоянии очень много рассказать об окружающей среде. Но сколько бы мы ни изучали мир и сколько бы мы его не описывали, суть этого мира все время остается вне восприятия и понимания человека. Видим мы только «следы» в диапазоне частот световых лучей, который называем спектром, слышим в диапазоне частот от 20Гц до 20кГц. И все это бесконечно малая величина излучений бесконечного пространства. Большая часть Божьего Мира остаётся вне восприятия человека. Не может человек стать свободным, пока фрагментарно воспринимает только небольшую частичку единого безграничного мира и не видит событий, происходящих вне его восприятия. Только при восприятии в полноте, когда явными становятся причины и следствия, возможна свобода. Свобода, в которой человек соединяется с Богом. (Кажется всё так просто… Но как же сложно человеческому разуму понять всё это).

«Свободный» выбор человека, без внимания на предупреждение Бога, привел человека к потере Бога. И только Божья Любовь Отца держит нас и дает надежду.

Святые отцы Церкви говоря о моменте, когда человек почувствовал себя нагим, обращают наше внимание, прежде всего, на духовное измерение этого события, которое является главным для человека. Первый человек, после совершения греха, увидел не только свою физическую наготу, но и наготу духовную. Божий мир, в котором он жил до того и которым был покрыт, как бы отошел от него. Человек перестал воспринимать свое единство с Божьим миром, почувствовал себя отделенным, выпавшим из Божьей полноты, которая покрывала его. (Покрывало спало с человека… Было и нет его…). Видение своей наготы в физическом плане, это следствие наготы духовной. ««Душа через грех отвратилась от себя, от своего богообразия и стала вне себя», и«затворив око, которым она могла взирать на Бога, измыслила себе зло и к нему обратила свою деятельность, воображая, что она нечто делает, тогда как на самом деле она барахтается во тьме и тлении»[vii]. (Дело превратилось в суету).

Итак, первым следствием грехопадения было то, что человек потерял связь с Богом, с Божественной полнотой, с Божественным творением, а вместе с тем, потеряла одну из черт Божьего образа - полноту восприятия.

Следующим следствием грехопадения, о котором мы узнаём из Книги Бытие (как следствие первого), есть страх, который появился в первых людей: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт.3 :8-10). Как мы видим из этих слов, человека наполняют чувства стыда и страха. Стыд напоминает о связи с Богом, о Его заповеди и нарушении заповеди, а грех заставляет человека бояться того, что он сделал и того, чего достиг в результате действия, и принуждает прятаться. (Мир, который был открыт и понятен человеку, закрылся перед ним и стал чуждым. Неизвестность начала напрягать и пугать). Тот же страх приводит первых людей к тому, что они боятся признать свою вину и перекладывают ее на другого, прибегая, фактически, к обману и осуждению другого. Когда Бог спросил Адама: «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела». (Быт.3:11-13). Мы видим как Адам перекладывает свою вину на Еву и на Бога ( ибо Бог дал ему Еву), а Ева перекладывает вину на змея и Бога (ибо Бог создал его).

Вместо того, чтобы признать свою вину и покаяться, первые люди пробуют оправдать себя за счет других. Своими словами они говорят Богу: «я, сам по себе, хорош и не смог бы так поступить, если бы не тот, кого Ты дал мне». (Это так похоже на нас. Правда?) Но Бог видит сердце человеческое и судит не по словам, а по делам. «Нет ничего хуже греха, - говорит Иоанн Златоуст, - придя, он не только наполняет стыдом, но и делает безумными тех, которые были разумными и которые отличались большой мудростью. "Чувши глас Господа Бога, ходяща в рай по полудни", он вместе с женой сокрылся от лица Господа Бога "посреде древа райского". Какое безумие желать сокрыться от Бога Вездесущего, от Творца, сотворившего все из ничего, ведающего сокровенная, создавшего сердца человеческие, знающего все их дела, испытующего сердца и утробы и ведающего самые движения их сердца»[viii]. Со слов Иоанна Златоуста (комментирующего Святое Письмо) мы видим, что человек, который был умным и мудрым, вследствие своих желаний и действий потерял разум и мудрость, и стал безумным. (Поэтому, не стоит нам возлагать слишком большие надежды на наш разум и нашу мудрость).

И Бог, увидев что произошло, выносит Свой приговор Еве: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». (Быт.3:16) Беспроблемная жизнь людей завершилась. Страх, боль и рознь поселилась в их душах. До греха Адам воспринимал свою жену, как продолжение себя. Но под действием греха целостность Адама и Евы распалась, взаимопроникновенность исчезла: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]». (Быт.2:22-23). Ева была продолжением Адама в их духовной жизни. Они вместе творили (являли собой) «единство», но грех расколол их единство и сделал женщину зависимой от мужчины. А где зависимость, там нет свободы. И тот, кто господствует - зависимый, так как его судьба зависит от того, над кем он господствует и тот над кем господствуют - зависимый, так как его воля принадлежит другому, и жизнь зависит от другого.

Далее Бог оглашает участь, которая ждёт Адама: «за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:17-19). Божественное качество, когда человек мог свободно «обладать землёй», заменилось проклятием земли и зависимостью первых людей от земли. Земля проклята не потому, что ее проклял Бог, а потому что человек не выполнил своего предназначения в отношении земли. Человек должен был обладать ею, то есть вести к совершенной цели, которую поставил Бог. Но, недозрелый в Боге человек, сотворив грех, лишил Землю возможности благодатного влияния. Земля осталась недозрелой и без наличия благодатного воздействия человека. Влияния, которое человек мог осуществлять, лишь имея единство с Богом. Ибо только в Боге человек мог черпать мудрость и силу для этого.

Человеческая личность, по учению Максима Исповедника, была призвана соединить любовью природу тварную с природой нетварной. (Не соединил человек и сам отпал и стал чуждым тому, что было его). Преподобный Иустин Попович, ссылаясь на учение святого Иоанна Златоуста, обращает наше внимание на то, что звери, которые должны были подчиняться человеку и служить ему, стали врагами человека: «По учению святого Иоанна Златоуста, до тех пор, пока Адам еще не согрешал, но образ свой, созданный по образу Божию, хранил чистым, ему звери покорялись как слуги, а когда образ свой загрязнил грехом, звери не узнали в нем господина своего, и из слуг превратились в его врагов, и стали воевать против него как против чужеземца» [ix].

И «выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт.3:23-24)

Суммируя то, что сказано в Книге Бытие о грехопадении, мы можем выделить несколько следствий этого события:

Первым и самым важным следствием есть то, что человек потерял связь с Богом, с Божественной полнотой, с Божественным творением. А вместе с этим, лишился одной из черт Божьего образа - полноты восприятия (Полнота восприятия - видение, ощущение и понимание причин и следствий всего, что происходит во вверенном Богом мире и, одновременно, владение методами и силой воздействия на все, что в нем есть. Полнота восприятия – это обладание и властвование.)

Вторым следствием, которое вытекает из первого, является то, что грех породил в человеке страх. Человек почувствовал свою оторванность от Бога, свою наготу и незащищенность, и начал бояться.

Следующим следствием является то, что человек, потенциально наделённый возможностью бессмертия, стал смертным.

Далее – целостность, которая была между мужчиной и женщиной, когда женщина была «продолжением» мужа, нарушилась. Грех расколол их единство и сделал женщину зависимой от мужчины, а мужчину – от женщины; а их обоих - зависимыми от земли.

А еще одно следствие заключается в том, что звери, которые подчинялись человеку и служили ему, стали врагами человека и человек вынужден защищаться от них. Имея свободу, человек, вследствие греха, потеряла ее и стал зависимым.

Итак, мы видим, что грех отрывает человека от Бога, разрывает целостность и ограничивает полноту восприятия созерцанием физического мира, вводит в зависимости от физического мира и, приводит человека к смерти.

Целостность – свойство взаимопроникновения личности во все, что есть и управление всем что есть изнутри, когда личность находится в полном единстве со всем. После создания человека Бог говорит: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18), - и создает из ребра Адама помощницу для него, Еву, которая, как мы уже выяснили, стала продолжением Адама и творила с ним целостность. Перед созданием Евы, Бог дал нам понимание, что такое зло. Зло это то, что не хорошо. Все созданное Богом - хорошо. И человек, созданный Богом, это также хорошо. А вот оставаться человеку самому - это не хорошо.

И, когда человек совершил грех, то породил зло: распалась его целостность с другой личностью, и он стал «сам» в отношении к другим; и разорвалась его связь с Богом, и человек стал «сам» в отношении к Богу. «Сам», так как ранее Ева была продолжением Адама и в своём единстве они творили совместное единое множество, где все было связано, совместное, взаимодополняющее и понятное. А после греха Ева начала восприниматься, как нечто иное, требующее дополнительного объяснения для того, чтобы это другое можно было понимать и воспринимать его потребности. Восприятие разделилось, бросив человека в состояние «самости».

Разорвав через грех связь со своим продолжением и с Богом, человек потерял «прямое» понимание и восприятие другой личности и Бога. Он стал нагим во всех отношениях. Он был «внутри» Бога и всего и, из-за греха, выпал из всего. Человек начал бояться мира, на который должен был влиять, и привел себя к необходимости постепенного изучения всего, что его окружает, для того, чтобы обеспечивать и хранить себя. «Хорошо», данное Богом человеку, в результате грехопадения, приняло состояние «не хорошо».

Сравнение образа человека до падения и после падения, понимание принципов действия греха и знание следствий греха, дает нам возможность отслеживать свой образ и направлять силы к восстановлению образа Божьего в себе.



То же, что и 8. Последствия первородного греха для прародителей. (Ссыллка123) :  http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=898#123123   

[ii] Там же.  Сущность и значение первородного греха.  (Ссылка 97)  : http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=898#9797

[iii] Там же. О первоначальном состоянии человека (Ссылка 81) .

[iv] То же, что и 19. (Ссылка 122).  

[v] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на неё настроится. 20 :  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=spirituallife  

[vi] То же. 57.  

[vii] То же, что и 19. (Ссылки 100, 101). 

[viii] Там же. (Ссылка 119) :    

[ix] Там же. (Ссылка 124)   :