Христианские общины

Иван Полежака

Вступление

Когда светит Солнце, то светит одинаково для всех. Но урожай собирается разный. Ведь не только естественный фактор влияет на урожай. К естественному добавляется еще и фактор человеческий.

Есть Христова Церковь. И есть Глава Ее — Христос. Он одинаково проливает Свою Любовь на всех. Но мы настолько разные, что временами возникает вопрос: «Христовы ли мы?».

Мы ходим в церковь, наполняемся в ней тем, что в состоянии вместить, а выходя — быстро рассеиваем. Рассеиваем то, что могло стать нашей пищей и опорой на Пути, к которому стремиться душа и который ощущаем, пребывая в лоне Церкви. Рассеиваем и опять идем в церковь, чтобы получить. Ходим и, чувствуя важность действий, которые происходят в ней, превращаем поход в традицию и относимся ко всему, что там происходит, как к традиции.

Почему так? Почему люди, которые ходят в Христову Церковь и которые призваны к святости, прожив жизнь, так и остаются грешными?

Я не в состоянии ответить на этот вопрос. Но, как христианин, который стремится понять суть Христовой жертвы и суть своего пребывания на земле, я считаю важным обратить внимание верующих на один из путей, на который обратил внимание сам, и который дает надежду на возрождение. Подчеркиваю — лишь один из путей, который дает лишь надежду. Один из путей, которым можно воспользоваться и превратить его «плоды» в действующую силу, в сочетании с той Действующей Силой, которая существует лишь в лоне Церкви.

В этой короткой статье я не ставлю целью сделать экскурс в историю развития христианских общин, или выделить важные черты и принципы их деятельности, а постараюсь описать то, что мы имеем на данное время, базируя свой рассказ на знании общин, с которыми поддерживаю постоянный контакт и которые хорошо знаю.

1. Коротко об общинах, которые есть

Общины, которые я знаю (в восточной и западной Украине), созданы благодаря стараниям о. Онуфрия (Репецкого) ЧСВВ. За исключением одной из харьковских, которая берет своё начало из общинного движения, основанного о. Александром (Менем). Это достаточно оригинальный коллектив людей, который вошел под духовную опеку отца Онуфрия, но так и продолжает идти своим путем. Возможно, это они дали толчок о. Онуфрию в направлении создания чего-то подобного.

2.  Духовник

Когда находишься в общине и изнутри наблюдаешь за отношениями между людьми в ней, а также за изменениями, которые происходят с ними в течение одной встречи и в течение определенного периода, то становится понятным, что общины созданы не благодаря отцу Онуфрию, которого мы все любим, а благодаря воле Божьей, в которой отец является инструментом. Да, именно инструментом, тонко настроенным на созвучность с Господом.

Все мы, когда живем своей жизнью без Бога, творим свою мелодию жизни, которая может казаться нам совершенной. Но когда сталкиваемся в своей жизни с такими людьми, как о. Онуфрий, то на их фоне начинаем чувствовать фальшь мелодии своей жизни.

Интересен наш духовник. Интересен потому, что не вписывается в рамки обычного человека. Когда он говорит, то его слова поневоле вливаются в душу и вызывают в ней отклик. Временами горький, временами радостный, временами не определенный, но острый отклик наполняет душу и требует объяснения. В таких состояниях ум начинает сотрудничать с чувствами. Происходит активное переосмысление пережитых ситуаций, прожитой жизни. А переосмысление вызывает потребность изменений и приводит к действию.

Интересен наш духовник. То, что без него кажется сложным и не понятным, в его присутствии проясняется и делается доступным для понимания. Его простое слово привело многих людей к изменению жизни, к оздоровлению души. Слушая его слова, персонально обращенные к нам или слушая общие лекции, мы чувствуем прикосновение Божьей благодати, которая вырывает нас из тьмы греха и исцеляет.

Интересен наш духовник. Мы понимаем, что он дружит с Господом, хотя он об этом и молчит. Его молитва обновила многих людей: и духовно, и физически.

Я не знаю, какой наш духовник, хоть он и интересен. О нем можно писать много, но это мало что прояснит. Главное — плоды. А о плодах я уже немного сказал. Одно лишь могу добавить: он «грешный человек», — так он сам о себе говорит, но мы видим и хорошо чувствуем его старание жить Божьим Словом, когда Слово не расходится с делом.

Знаю, что тяжело нашему духовнику с нами. Мы нуждаемся в любви, и любовь проливается через него. Проливается на каждого. И многим из нас хочется постоянно находиться в этой любви, особенно когда кажется, что любовь проливается лишь для нас, персонально. И тогда у нас, незрелых, возникают и ревность, и зависть к тем, кому он, как нам кажется, уделил больше внимания. Но проходит определенное время, для кого-то более длинное, для кого-то более короткое, и мы начинаем видеть настоящий Источник Любви, который стоит за ним. Тогда все становится на свои места, мы освобождаем отца от своей излишней потребности в его внимании к нам, и стараемся, по возможности, помогать ему в работе с теми, кто в том нуждается.

3. Состав общин

Возможно это кому-то покажется странным, но некоторые наши общины не имеют ярко выраженной конфессиональной принадлежности. Есть общины, в состав которых одновременно входят верные УГКЦ, РКЦ, УАПЦ, УПЦ МП. Есть общины, в состав которых входят люди, которые крещены, но не воцерковлены. Это люди, которые только начали путь к Богу. Но для нас все это не главное. Мы чувствуем себя членами одной Церкви — Христовой, в которой есть место и пространство для развития всем конфессиям, потому что все они сестры от одного Отца. Мы любим Отца Небесного, от Которого все есть, и Отец соединяет нас, предоставляя каждому полную свободу в выборе семьи, в которой мы имеем общую с Ним трапезу.

Все мы разные. Очень разные. Разные по взглядам на жизнь, разные по отношению к миру, разные по своим желаниям и стараниям, разные в терпении и послушании. Мы разные. Но это нам не мешает. Собираясь в общинах, мы чувствуем себя братьями и сестрами. И нам хорошо вместе, потому что с нами Бог.

Лишь возрастом мы все одинаковые. Самым молодым из нас где-то за тридцать, а старшим… Но какое значение имеет разница в каких-то сорок лет в сравнении с вечностью. Все мы дети. И все мы лишь в начале пути к вечности. Мы с надеждой вглядываемся в вечность.

4. Чем мы занимаемся на общинах

Когда мы собираемся в общину, то занимаемся самыми простыми делами. Простыми и, одновременно, очень важными. Важными, потому что они происходят в присутствии Бога и влияют на нашу жизнь. Ведь Господь сказал: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). Поэтому во время наших собраний Он среди нас, ибо мы — во имя Его.

Начинаются наши встречи чтением «начальных» молитв. Молитв, которыми молятся все христианские церкви. Благодаря этим молитвам, когда мы по очереди читаем их, нам удается отвлечься от мирских забот и настроиться на восприятие того, что хочет дать нам Бог. Отпустив проблемы, мы становимся свободнее и внимательнее к каждому слову, которое слышим из уст брата или сестры, не зависимо от того, говорят они от себя, или читают Божье Слово. Кроме начальных молитв, мы читаем еще и псалмы, и акафисты, и молитвы покаяния, написанные отцом Онуфрием.

Хорошо помолившись и оставив мирские заботы, мы проводим «молитву с крестом». Это когда по очереди, держа в руках крест, мы просим у Бога о себе, о своих близких, о своих знакомых, о работе, о государстве, а затем все вместе читаем молитву на осуществление намерения брата или сестры. Молитву с крестом всегда начинает ведущий молитвой о священниках, которые помогли нам обратиться к Богу, о владыках епархий, к которым мы принадлежим, о духовнике нашем отце Онуфрие, о настоятелях приходов, с которыми мы творим Христову семью, о монахах и монахинях, которых Господь ставит на нашем пути. Еще в это не простое время мы отдельно молимся за нашу Украину, чтобы Господь защитил нас от агрессии и даровал мир; за Россию, чтобы Господь отвел агрессию от сердец россиян и наполнил их миром; за государства которые окружают и поддерживают нас, и помогают нам.

Мы молимся. Каждый человек имеет свои просьбы и приносит их Богу, то ли вслух, то ли «про себя». Не важно, высказывает человек просьбы, или нет. Важно, что они есть. И важно, что мы поддерживаем его в его просьбе. Бог рядом. Он все слышит.

Завершив молитву с крестом, мы читаем несколько стишков из Евангелия и размышляем о них. Мы позволяем себе такое счастье, как размышление. Казалось бы, что мы можем сказать о Слове, которое сказано самим Богом, но… Бог сказал его нам не только для того, чтобы мы знали его, читали, изучали, говорили о нем, но еще, чтобы и размышляли о нем. Странное дело — размышление. Мы размышляем о Слове Божьем, пробуем почувствовать и раскрыть его суть и, чувствуем, как Слово открывая Себя, открывает нас для нас, соединяя нас с Собой. Какие они ценные для нас подобные переживания! Они предоставляют нам возможность не только лучше знать и понимать Священное Писание, но и учат понимать себя, делая нас более целостными.

После завершения размышлений над Словом Божьим, мы читаем Литанию смирения о. Александра (Меня), молитву святого Франциска, молитву святого Иоанна Златоуста, 33 Псалом, а затем… Затем общий чай. А к чаю добавляется то, что кто смог принести. Достаточно просто и скромно, но в добром настроении.

Общинная встреча продолжается в среднем 2.5 — 3 часа. Это время нашего наполнения, восстановления, мира и покоя, взаимопонимания, благодарности и надежды. Это время общения в присутствии Бога. Это время, которое раскрывает перспективу. Время, которое дарует надежду. Время, которое «пролетает» очень быстро и в котором хочется находиться как можно дольше.

5. Отношения в общинах

Если я напишу, что отношения в общинах безоблачны, то это будет неправдой. Даже в общинах, которые существуют не один год, периодически возникают недоразумения. По-разному можно относиться к конфликтам и недоразумениям, но, по моему мнению, они могут иметь и полезные следствия. Они позволяют человеческим «болезням» проявиться. Когда болезнь становится явной, то ее можно лечить. И на общинах, в присутствии Бога, это делать немного легче, чем самостоятельно, потому что все ищут решения, уповая на Творца. Есть, правда, в конфликтных ситуациях одна проблема, которую мы пока еще не научились решать — общины которые ещё не сформировались как таковые, оказываются слабыми врачами. И временами, когда они скрывают конфликт в себе, не вынося на суд духовника, то распадаются. И тогда кто-то из членов общины полностью отходит от общинного движения, а кто-то примыкает к другой общине. Мы лишь констатируем, что это случилось. Во всяком случае, каждый человек для себя выбирает свою дорогу. И это важно.

Свобода, которую даровал Господь человеку и которую человек может чувствовать, является важным достоянием. Когда мы чувствуем себя свободными, то без всяких предостережений тянемся к Богу, потому что свобода в человеке стремится к полной свободе, которой обладает только Бог. И Бог всегда поддерживает человека на его пути и помогает прийти туда, где можно преумножить данные ему таланты.

По большей же части, отношения в общинах достаточно ровные. И не потому, что мы сдерживаем себя, а потому что молитвы, обращенные к Богу, Божьей матери, небесным силам, святым, даруют нам внутренний мир, который позволяет в мире воспринимать позицию другого человека. Особенно ценны состояния, когда позиция другого человека, которая при других обстоятельствах казалась бы недопустимой, неожиданно раскрывается в своей красоте и вливается в сердце, дополняя то, что мы имели до того. Разные взгляды людей на общине не вступают в противоречие, а дополняют и расширяют восприятие, потому что мы имеем в себе внутреннее обращение к Творцу. Мы ожидаем наших встреч, потому что они помогают нам глубже созерцать и лучше понимать себя, мир, Бога.

6. Внутренняя организация и координация общин

Если взглянуть на общину со стороны, как на организацию, то трудно понять, на каких принципах такая организация держится. Люди собираются, но их не связывают никакие общие обязательства. Есть в каждой общине ведущий, но он не руководитель. Все члены общины имеют равные, никем не ограниченные права. И главное право — это приходить или не приходить на общину, свободно входить и выходить из общины, говорить или молчать во время собраний, принимать или не принимать участие в межобщинных делах, ходить или не ходить в церковь, принимать или не принимать участие в политических или социальных движениях и делах. То есть основное право члена общины — быть свободным в организации и ведении своей жизни. Главная сила, которая связывает всех, это Бог. Бог, который хочет видеть каждого человека свободным и, который поставил на служение общинам священника-монаха Онуфрия. Это он для нас — неоспоримый авторитет в общинах, и это через него Бог направляет деятельность общин. Он стал для многих тем отцом, который может дать своевременный совет, поддержать в проблеме и показать выход из ситуации, которая кажется безвыходной.

Ведущие общин определены о. Онуфрием. Роль ведущего в общине — задавать направление и быть внимательным к каждому члену, предоставляя каждому возможность выразить свое мнение, не мешая другим. Благодаря наличию ведущего облегчаются условия диалога в общине и сохраняется право каждого на высказывание своего мнения, своего опыта, своего восприятия.

Ввиду роста количества общин, отцом Онуфрием в 2013 году был создан координационный совет, который собирается один раз в месяц. Сразу объясню, что это не руководящий орган, а совещательный и координационный. Каждая община сама для себя определяет, когда и как собираться, и как проводить свое собрание, хотя отцом Онуфрием рекомендована программа проведения общин и этой программы придерживается большинство из них. Зная все общины, могу сказать свое мнение, что те из них, которые придерживаются программы, более стойкие и легче справляются с проблемами взаимоотношений. И еще, для общин о. Онуфрий составил Молитвенник и по благословению церковной власти издал его. Общая программа и Молитвенник послужили дополнительными элементами единения всех общин по всей Украине.

Возвращаясь к координационному совету, скажу, что главная его задача заключается в объединении всех общин в одну Божью семью, в которой Глава — Христос. Благодаря работе совета, летом прошлого и этого года были организованы и проведены реколлекции. В них приняли участие не только члены общин, но и много новых людей из Харьковской, Львовской, Полтавской и Луганской областей. Коротко характеризуя реколлекции, скажу: было хорошо и полезно, особенно в этом году.

Собираясь на Координационный совет, мы говорим об общих проблемах, ищем пути преодоления проблем и даже принимаем определенные решения. По-видимому, более правильно будет сказать — не решения, а рекомендации. Потому что они не являются обязательными для выполнения, хотя чаще выполняются, так как несут в себе рациональное зерно.

7. Общины и Церковь

Отношения между общинами и Церковью можно назвать почти гармоничными. Почти, потому что в этих отношениях есть две стороны. Есть члены Церкви, которые являются участниками общин, и есть члены Церкви, которые не участвуют в общинах и имеют свое отношение к ним, или же не имеют никакого отношения. Могу отметить, что случаи недоразумений в отношении общин очень редки и всегда имеют решение, так как общины полностью открыты и всегда готовы к общению со всеми, кто желает, и кто имеет определенные вопросы.

Если же рассматривать отношение общин и Церкви с точки зрения общин, то они являются идеальными. Идеальными потому, что мы, члены общин, относимся к Церкви как к Матери своей, и хорошо понимаем, что без общины человек способен прийти к спасению, а без Церкви — нет. Ценность общин заключается лишь в том, что мы расширили церковную жизнь и, дополнительно собираемся во имя Божье. И на таких собраниях стараемся глубже понять Священное Писание, а через него себя, свое место в этом мире и найти то внутреннее состояние, которое позволяет держаться Бога.

В какой-то мере наши общины являются компенсацией того, что священники, которые осуществляют службу в храмах, имеют много дополнительных нагрузок и не в силе уделить надлежащее внимание всем, кто нуждается во внимании. А на общинах всех слышат и к каждому внимательны. Во всяком случае, мы стараемся быть такими и учимся внимательно относиться к каждому.

Мы учимся жить с Богом. А Бог создал Церковь и поставил пастырей совершать Его дело. И мы, входя в общины, хорошо понимаем, что главное совершается не здесь, на нашей общине, а там, в Храме, где службу осуществляет Епископ или священник от его имени. И для нас служба в Храме — главное торжество, а община — это возможность подольше держаться в том, что получили в Храме, и глубже понять те Дары Божьи, которые приходят к верным во время Богослужений.

Молитвы, чтения Священного Писания, размышления на общинах, временами действуют неожиданно. Они возвращают нас к обстоятельствам, в которых мы совершали незаметный для нас в то время грех. И тогда возникает острая внутренняя потребность в покаянии. И это дает нам возможность глубже подготовиться к покаянию, которое мы совершаем в Церкви.

Кроме того, наши общины выполняют еще и катезхизаторскую функцию. В наших общинах периодически оказываются люди, которые в силу определенных обстоятельств жизни, не будучи верующими, но будучи крещеными, пришли искать помощи у о.Онуфрия. Он им помогает и по возможности, или необходимости направляет в общины, где перед ними открывается ценность того, что может дать лишь Христова Церковь с Ее непостижимой Иерархией служения, через которую открывается вся полнота веры.

И еще могу сказать, что многие члены наших общин являются активными участниками жизни церковных приходов, к которым они принадлежат.

8. Общины и общество

Отношения между обществом и общинами мне описать тяжелее всего. Это тема, которой на общинах мы почти не касаемся. Но ввиду того, что мы все члены общества и каким-то образом действуем в нем, и одновременно мы являемся членами общин, то общество влияет на общины, а общины на общество. Есть люди в наших общинах, которые активно занимаются социальными проблемами, есть люди, которые активно переживают политические события и принимают у них активное или пассивное участие. То есть, каждый участник общин имеет свои отношения с обществом, и в общинах учится правильно реагировать на его вызовы, чтобы активно действовать в тех ситуациях, которые складываются. В общинах мы учимся удерживать внутренний мир в не простых для нас ситуациях, и быть активными, когда того требуют обстоятельства. Наши молитвы на общинах, наше внимание к ближнему, наша концентрация внимания на Слове Божьем, наше покаяние, которое часто возникает во время общения в общинах, приносят свои плоды. Бог притрагивается к нашему сердцу и вливает в нашу душу мир. Мир, который при Его поддержке, мы можем нести к людям, с которыми связывают обстоятельства. Практика духовной жизни в этом мире дарует взгляд на обстоятельства «со стороны» и, одновременно «изнутри», и это много чего изменяет в нашей общественной жизни.

Итог

Мы можем хорошо жить на земле без Бога. И так большинство людей и живут. Люди привыкли полагаться на свой ум, свои силы. И все было бы хорошо, если бы не одна «мелочь» — без Бога, с благими намерениями, человечество шествует твердой поступью к пропасти. Даже природа и та бунтует против своеволия человека.

Человек без Бога больше заботится о своем благосостоянии. Но желание жить для себя всегда вступает в конфликт с такими же желаниями других людей, и тогда возникают недоразумения, споры, противостояния, войны. Жизнь без Бога приводит к большим бедам и страданиям.

Мы можем жить без Бога. А можем жить и с Ним. Но с Ним невозможно жить «по нашему разумению». Он больше нашего понимания, нашего опыта, нашего восприятия. И потому нужно учиться жить с Богом. А это требует определенных усилий, которые приводят к изменению опыта жизни, к отказу от своего понимания, к расширению восприятия. Бог хочет, чтобы мы переходили от своей ограниченности к Его безграничности. И для того, чтобы объединиться с Богом, не достаточно лишь ходить в Церковь, а нужно делать еще что-то, прилагать усилия, которые приводят к внутренним изменениям, к новому рождению «нового человека». И здесь опыт общения в христианских общинах, на ряду со многими видами других христианских путей к Богу, может стать полезным, а временами и просто необходимым.