Моя евангельская община

Евгений Силаев

Евангелие особая Книга. Вот уже две тысячи лет она пользуется авторитетом, у многих людей — образованных и не очень, верующих и атеистов, и не только у христиан.

Эта Книга, во многом, определяет облик современной культуры.

Евангелие находит какой-то отклик (далеко не всегда положительный) в душе каждого читателя. При чтении этой Книги появляются вопросы, даже если она читается в сотый раз. Многие строки вызывают недоумение, внутренний протест, звучат парадоксально, алогично, непонятно. Каждого человека, в той или иной степени, манит неизвестное, непонятное, таинственное, а Евангелие — именно такая Книга. Самое интересное заключается в том, что такое восприятие свойственно и тем, кто регулярно читает Евангелие уже десятки лет. Но происходит это, когда читающий пытается более глубоко осознать только что прочитанный фрагмент. Бывает, что хорошо помнишь, как прошлый раз подробно разбирали именно эту главу, помнишь — кто и что говорил, и кажется, тогда, никаких вопроса не осталось — все было ясно, а сегодня, этот же текст воспринимаешь, как будто читаешь его первый раз!

Совсем по-другому воспринимается Евангелие при формальном чтении Евангелия, как источник информации. Во время такого чтения, как правило, все более или менее понятно, в памяти сразу всплывают многочисленные толкования и комментарии к только что прочитанному тексту, а если и попадается что-то непонятное, то в наше время — нет проблем, в Google можно найти разъяснения богословов, Святых Отцов или других авторитетных специалистов к этому фрагменту. Причем, надо отметить, что путь познания Евангелия действительно не имеет предела. Огромное количество выдающихся мыслителей всего мира, за два тысячелетия, написали просто необъятный объем литературы: исследований, комментариев и своих интереснейших размышлений о Евангелии.

Обратите внимание, такое, информационное чтение Евангелия и литературы об этой Книге, размышлений о нем, очень напоминают работу ученого по изучению какого-то внешнего для него предмета или явления. Это очень интересное, даже увлекательное занятие. Этому можно посвятить всю свою жизнь.

Даже приятно осознавать, что все знаешь про такую таинственную Книгу, как Евангелие, все понимаешь и если надо, то сможешь объяснить и другому.

Очень просто, если при чтении Евангелия возникают вопросы или непонимание, перейти на простой и понятный путь его формального логического познания, изучения.

Еще проще, если кто-то, батюшка или хорошо осведомленный знакомый, разъяснит и ответит на все вопросы, и полностью удовлетворит любопытство. Тогда, вообще, можно ничего не читать и ни о чем не думать.

Каждому человеку, в его жизни. Господь предлагает разнообразные пути, по которым он может прийти к Богу.

Одним из таких путей, является — евангельская община.

Не так важно, как человек попал в общину — самое интересное и важное начинается после этого события.

Не каждый понимает и воспринимает евангельскую общину, как путь к Богу, но, даже понимая это, совсем не просто осознать, как правильно, лично мне, идти по этому пути.

Иногда на такое осознание уходят годы.

Самое естественное и привычное человеческое восприятие — существую Я и внешний Мир, другие люди и Бог — Творец этого Мира, и меня в том числе. Есть Книга о Боге — Евангелие, как откровение самого Бога Живого, про путь спасения — про какой-то мистический, непонятный путь в Царство Божие, куда-то — на Небеса, после Страшного суда.

Чтобы правильно пройти по этому пути, я должен знать и правильно понимать этот путь, знать и правильно понимать Евангелие, знать о Боге Живом, верить в Него, и любить Его.

Все просто и ясно ...

Но на практике — это очень трудновыполнимая задача, а часто, вдруг, начинаешь чувствовать — для меня этот путь спасения непосильный. Я — не святой?

Как я могу знать о непостижимом Боге?

Как я могу полюбить Его?

Что я могу понять в Евангелие, если даже самые мудрые и святые не понимали его до конца?

И это все правда!

Чем же может помочь евангельская община в решении «глобальной» задачи моего спасения?

Обращение к Евангелию

Далее речь пойдет только о моем понимании своих личных этапов общинной жизни.

В начале своего пути в евангельской общине, очень многие, и я в том числе, действительно идут по такому естественному и привычному, на первый взгляд, информационному пути познания и понимания текста Евангелия, а через Евангелие и самого Бога.

Самое важное, для меня, на этом этапе было — правильно знать и правильно понимать текст Евангелия.

Общинная жизнь на первом этапе, это — выяснение: кто из участников что знает? И чьи знания правильнее?

Обсуждения текста Евангелия, на этом этапе, проходят, как правило, достаточно интересно, эмоционально, иногда — бурно.

Каждый хочет найти ответы на свои вопросы и навязать другим свое понимание. При этом, большинство участников этих встреч решают для себя главный вопрос: — что я знаю и понимаю в тексте Евангелия по сравнению со знаниями и пониманием других участников?

Каждый из нас стремится показать свои знания, доказать свою правоту, убедить других, а то и научить.

Проблемы понимания Евангелия на первом этапе видится, в основном, в сложности и многообразии информации, в ее парадоксальности, и в трудности ее осознания и усвоения.

Проблемы общения на первом этапе связаны с противоречиями, возникающими между участниками евангельской общины. Дело в том, что на встречу, как правило, приходят очень разные люди, разного возраста, образования, темперамента …

Каждый из участников пришел на встречу со своими знаниями. Эти знания и понимание получены, иногда, в результате длительного и упорного труда, и действительно представляют большую ценность, они действительно важны и нужны. Очень обидно, когда другие этого не понимают, и более того — не хотят понимать!

На первом этапе общинной жизни, она мало чем отличается от несколько экзальтированной формы обычной мирской жизни. Такие встречи, пока, сильно напоминают встречи в клубе по интересам.

Все мы очень разные, у нас разные проблемы, интересы, у каждого свои ценности. Мы по-разному понимаем пути решения своих проблем.

Очень важно понимать, что эти пути — действительно принципиально различные. Поэтому, в самом начале, трудно найти то, что может объединить нас в общину.

Люди приходят в общину и уходят.

Молитва в начале и в конце встречи, для меня, на этом этапе носила формальный ритуальный характер.

Этот этап, в моей общинной жизни, самый долгий и сложный и чем-то напоминал хождение по кругу.

Кризис первого этапа наступил с осознанием невозможности «приспособить» текст Евангелия, окружающих меня людей — под мое понимание.

Обращение к себе

Выход из этого кризиса первого этапа открылся, когда я начал обращать свое внимание на состояние моей души.

До этого момента, я нахожусь «вне себя», мой «внутренний взгляд» всегда направлен на внешнее. Я, практически, не контролирую свое состояние, которое, в таком случае, полностью определяется внешними обстоятельствами.

Изменение направления «внутреннего взгляда» из вне во внутрь, на свою душу — знаменует начало перехода ко второму этапу общинной жизни.

На втором этапе, принципиально изменяется восприятие текста Евангелия, восприятие рассуждений других участков общины. Теперь приходит осознание, что причина моего непонимания, невосприятия текста Евангелия и рассуждений другого зависят от состояния моей души.

На втором этапе начинает формироваться моя привычка внимательного отношения к состоянию — я в Духе или нет.

Самое главное на втором этапе становится изменение приоритетов — от сосредоточенности на внешнем, к вниманию и оценке своего внутреннего состояния. На этом этапе становится ясно, что внешний мир «захватывает» меня легко и быстро, а для того, чтобы прийти в себя, мне нужны значительные усилия и время.

Проблемы понимания Евангелия на втором этапе определяются желанием как-то применить в своей жизни то, о чем прочитал, а как это можно сделать? — совершенно не ясно. Из-за этого, в тексте Евангелия возникает намного больше «темных» мест, чем на первом этапе, когда, почти все было ясно.

Проблемы общения на втором этапе становятся более понятными, но правда, от этого не легче. Зная, что невосприятие другого — это моя проблема, опять, переносишь такое понимание на этого самого «другого» — это его проблема, что он не воспринимает меня. Опять ощущаешь зависимость от внешнего: от ситуации, от чьего-то поступка, от его отношения ко мне.

Давно заметил, что если в моей душе нет этого греха, то он и не раздражает меня, когда я вижу его в другом. И наоборот, чем больше во мне этого греха, то малейшее его проявление в другом, возмущает меня до глубины души.

Общинная жизнь на втором этапе начинает отличаться от мирской. С удивлением констатируешь, что за время общины, за три с лишним часа, почти не «выпадал» из нее в какие-то посторонние мысли и воспоминания.

Молитва для меня, на втором этапе, становится инструментом для плавного перехода от суеты мирской жизни к тишине и сосредоточенности в начале общины, и для благодарности в конце встречи.

Кризис в моей общинной жизни второго этапа наступает с осознанием невозможности самому изменить состояние своей души. Понимаешь, что причина во мне, а сделать с собой ничего не можешь.

Обращение к Богу

Выход из этого кризиса второго этапа открывается мне, когда начинаю обращаться, в борьбе со своими грехами, за помощью к Господу . Это (преодолеть свои грехи), невозможно человеку — Богу возможно все.

Самое главное на третьем этапе становится — начать учиться жить не самовольно, как хочу, а как надо — по воле Бога, и учиться понимать Его волю. Я уже знаю, что мое непонимание Его воли — кроется только в моем нежелании понимать.

Опыт моей общинной жизни на третьем этапе заключается в постепенном формировании привычки обращаться к Богу для решения проблем тяжелого состояния моей души.

Проблемы понимания Евангелия на третьем этапе определяются, тем, что уже знаешь — эта Книга написана лично для меня, для решения моих проблем. Очень трудно честно признаться себе, что читая про этого фарисея — я читаю о себе.

Проблемы общения на третьем этапе становятся однозначно связанными с ответом на вопрос: — на сколько я сейчас в Духе?

Если я с Богом, то мне ясно, как правильно в данный момент строить отношения с ближним, а если я поступаю по своему разумению, то могу «наломать дров».

Общинная жизнь на третьем этапе уже отлична от мирской принципиально новыми переживаниями духовного родства с братьями и сестрами в обстановке мира и света, когда встреча проходит в Духе. Правда, такое состояние общины может быть легко и быстро разрушено любым из участников.

Молитва на общине, на этом этапе, необходима мне для призвания Бога помочь нам в разумении Его слова и благодарности Ему за эту помощь.

Кризис в общинной жизни третьего этапа наступает с осознанием невозможности «заставить» Господа решать в моей душе те проблемы, которые я хочу, но, — «Дух дышит где хочет».

Вроде как, я обращаюсь к Господу, прошу: «Помоги!», а результата нет.

Обращение внимания на присутствие Бога

Выход из этого кризиса третьего этапа открывается, когда человек начинает обращать внимание на присутствие Господа Иисуса Христа в его жизни.

Господь сказал: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». На евангельской общине мы собираемся во имя Его.

На четвертом этапе постепенно осознается важность моего стремления к созданию необходимых условий для Божьего присутствия.

Самое главное на четвертом этапе становится — начать учиться жить в Его присутствии.

Проблемы понимания Евангелия на четвертом этапе определяются ощущением, что в тексте речь идет о событиях моего сегодняшнего дня, или я реально присутствую, как участник Евангельских событий.

Евангелие, как Живая Книга начинает входить в опыт моей жизни, а начало — в опыте общинной жизни.

Проблемы общения на четвертом этапе для меня становятся очень трудными. Будет или нет Иисус Христос присутствовать на нашей встрече, зависит от каждого из нас, лично, и от наших отношений, в том числе.

А ощущение присутствия Бога на встрече, в моей жизни, это — самое главное.

Молитва на общине, на четвертом этапе, необходима мне для призвания Бога к живому участию в нашей встрече и благодарности Ему за Его присутствие на общине.

Кризис в общинной жизни четвертого этапа наступает с осознанием невозможности найти в себе силы принять волю Господа.

Выход из этого кризиса четвертого этапа открывается, когда я начиню понимать, что Царство Божье берется силой.

Стремление сделать все возможное для создания на общине условий, в которых, каждый из присутствующих сможет ощутить реальность Его присутствия — становится главной целью общинной встречи.

Опыт моей общинной жизни на четвертом этапе заключается в понимании необходимости стараться жить в присутствии Бога.

Общинная жизнь на четвертом этапе приобретает совершенно новое качество — ощущение реальности присутствия на встрече Господа нашего Иисуса Христа. Когда такое ощущение возникает — понимаешь, что в этот миг ты обрел опыт пребывания в Царстве Божьем, уже в этой жизни.

Переход от одного этапа к другому, у меня, всегда проходил очень постепенно, незаметно и не окончательно.

Общинная жизнь каждого из нас, очень индивидуальна и полностью определяется его личными отношениями с Богом.

Поэтому, каждая община — особый живой организм, который рождается, развивается, формируется и живет со своей определенной целью — помогать нам в деле нашего спасения.

Поэтому, и не может быть двух одинаковых общин.

Община определяется каждым ее участником, а мы все разные и у каждого свой путь спасения.

Каждого из нас Господь ведет его личным, уникальным «узким» путем.

Все мы разные. Наше приятие воли Бога, заключается и в том, что я принимаю другого человека, как иного, а его путь, его понимание, как особенное, личное понимание на его пути спасения, в том числе и в общинной жизни.

А мне, этот человек, дан Богом, как мудрый учитель, умелый помощник на пути моего спасения.

Евангельская община учит понимать разницу между моими знаниями и практикой жизни. Кажется, все знаешь и даже понимаешь, а вот опять упал, весь в грязи — опять на «первом этапе». Но разница есть. Эти годы прошли не зря. Нет ощущения безнадежности, тупика, хотя и стыдно. Надо верить, подниматься, надеяться на помощь и снова начинать движение к Цели.

Сегодня понедельник, и после работы я спешу на общину.

Читаем Евангелие. Сегодня вновь, Иисус Христос по обыкновению идет на гору Елеонскую, а ученики идут за Ним.

И мне надо, вместе с моими братьями и сестрами, не только сегодня, но каждый день подниматься и идти, с Ним, и к Нему, как ученики Его, этим же путем спасения.