Община

Юрий Юрченко

 Это закваска, точка притяжения

Это еще одна возможность встречи с Богом

Это продолжение апостольского служение

Это возможность явить Христа другим

Это опыт переживания Царствия Божия

Это объединение христиан

Это служение друг другу

Это стремление и умение любить

Община собирается для обретения духовного опыта, опыта построения личных отношений со Христом. В основе жизни общины находится личность Иисусу Христа и только на ней и в стремлении к ней строится вся деятельность общины.

Все на общине подчинено переживанию и обретению нового опыта личного Богообщения. Все остальное — это формы и условия для обретения скорейшего и более эффективного духовного опыта. Вся деятельность общины подчинена этой цели. Община должна знать свою цель, понимать и стремиться ее переживать, т.е. реализовать.

Община не исключает, а дополняет, и очень существенно, Таинство Евхаристии — Литургию. Литургия — это общее дело, а Евхаристия вершина ее, общее Благодарение. Совершение Литургии подразумевает наличие общины.

Община стремиться дополнить и продолжить свой опыт Богообщения и пережить еще более глубоко свою личную встречу со Христом в Таинстве Евхаристии, причастившись единого Бога (в идеальном случае от одной Чаши). Поэтому община и Литургия, община и Церковь — две неразрывные составляющие духовной жизни верующего и практикующего христианина.

Община создается с целью, которую сформулировал сам Христос: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18,20). Главная задача общины состоит в том, чтобы создать такие условия и такую атмосферу, при которых Христос действительно мог бы быть посреди нас.

Самое важное, что происходит в общине, это прикосновение к Духу Христову и пребывание в этом Духе людей, которые собираются. Община собирается и строится вокруг молитвы и Слова Божьего (Евангелия). Это Слово каждый член общины старается внутренне пережить и свидетельствовать о своем переживании. Для того, чтобы это переживание состоялось необходимо не просто читать или знакомиться в Евангелием, а погружаться в него молитвенно, поэтому и появилось такая форма проведения общины, как молитвенное чтение Евангелия.

Для того, чтобы лучше понять, что такое молитвенное чтение Евангелия, я привожу в конце работы выдержку из книги архим. Виктора Мамонтова, который очень глубоко и точно описал суть молитвенного чтения Священного Писания.

Совместное молитвенное чтение Слова Божьего во многом дополняет личное чтение Евангелия. Практика показывает, что индивидуальное восприятие Слова Божьего очень сильно отличается от такого же восприятия в общине. Мы это называем «собиранием даров в общую чашу». Ибо на общине каждый по-своему переживает Слово Божье и старается поделиться этим переживанием — это личный дар. И получается, что этот дар складывается в общую чашу свидетельств. Знакомство с иным переживанием может оказывать очень сильное воздействие на других людей. Этот опыт часто созвучен с опытом других участников общины, особенно когда он происходит в одном Духе, но в то же время это иной опыт, который сам лично человек может и не переживать. В процессе такого обмена происходит совершенно необычный эффект, когда один человек, знакомясь со свидетельством другого, вдруг подхватывает и продолжает его мысль, его чувство, его переживание, а это в свою очередь стимулирует участие следующего. Это своего рода «духовная цепная реакция», когда, находясь в состоянии присутствия Духа Божьего, каждый может ощущать новый для себя опыт духовного преображения. Такого рода переживания оставляют неизгладимый след в сердце практикующего христианина, очень сильно влияют на его духовный опыт и приводят к значительным переменам в его жизни.

Однако, созидание такой атмосферы, открытие сердец в общине, создание того момента, когда среди нас присутствует Христос — это достаточно сложный и иногда долгий процесс. Практика показывает, что для этого нужно постоянное внимание опытного наставника, или наличие в группе нескольких братьев и сестер во Христе, которые такой опыт уже имеют. Ёще лучше, когда есть и то и другое.

Община и формы ее проведения

Хотелось бы сказать, что общины могут быть самыми разнообразными. Нам известны общины Евангельские, молитвенные, музыкально-песенные, возможно есть и другие. Наиболее распространенной является Евангельская община — община, собирающаяся вокруг Евангелия для молитвенного чтения Слова Божьего. Мы практикуем именно этот вид общины, и поэтому в дальнейшем будем говорить об общине Евангельской.

Формы проведения Евангельской общины также достаточно разнообразны, но обязательно предусматривается молитвенное чтение и переживание Слова Божьего, а также значительная часть времени посвящается общей и индивидуальной молитве и завершается все свободной беседой за чаем. Однако, главной составляющей частью работы общины всегда является Евангелие.

Каждый верующий знает, что молитва индивидуальная и молитва общая это качественно разные молитвы, поэтому общая молитва, которая проходит во время общины, дает свой особый результат. Многие ощущают ее непосредственное влияние и могут осознать важность самой молитвы и глубже пережить Евангелие.

Кроме того, община открыта и для обычных житейских ситуаций, когда люди близкие по духу становятся родными друг другу и в жизни. В общине люди теснее знакомятся, узнают проблемы друг друга, стараются помочь ближнему. Они пытаются и в беде и в радости быть вместе, проводят разные мероприятия, цементирующие ядро группы, одним словом стараются стать духовной семьей. В итоге, община должна стать семьей — это одна из ее важнейших задач. В общине люди переживают то особое тепло, которое могут и не переживать у себя дома, но которое они могут принести в семью.

Жизнь общины достаточно многогранна, она входит органически в жизнь членов общины и становится необходимой ее частью. На общину каждый стремится как на службу Божью, как к источнику чистой, «живой воды». Поэтому очень важно сказать, что община это не закрытый коллектив, оторванный от церкви, не удаление от мира, не секта внутри прихода, а наоборот, община — это то место, которое может стать центром притяжения наиболее активных и здоровых сил прихода.

Община не может быть очень большой, поскольку есть определенная критическая масса людей, когда количество мешает качеству работы общины. Поэтому общины, как клеточки большого организма Церкви, как маленькие семьи, могут пронизывать весь приход, при этом, не прекращая общения между собой.

Очень важно посещать членами общин встречи друг друга.

Очень важно периодически собирать вместе все общины на различных мероприятиях.

Очень важен обмен опытом между общинами, ибо каждая община это совершенно индивидуальная семья.

Для общины желательно наличие общего духовника, одного прихода и одной Чаши, от которой причащаются члены общины.

Роль ведущего общины

При формировании новой общины священник выбирает и благословляет ведущего общины и его заместителя. Однако нужно отметить, что ведущий общины не является ее руководителем. Его функции в основном организационные, а его задача — ответственно нести это служение.

Прежде всего, он первый, кто служит другим, поскольку в общине служение — это основной принцип ее жизни.

Я пришел в общину не для того, чтобы послужили мне, а я пришел послужить другим. Я пришел не найти утешение от бурь окружающей жизни, а поделиться своим переживанием Слова Божьего и подарить это переживание моим братьям и сестрам во Христе. Я пришел принять такой же Дар переживания от других членов общины, который собрал сегодня Господь. Я пришел услышать Христа в Евангелии и в сердце брата моего.

Поскольку одна из основных заповедей в христианстве это любовь к ближнему, то она может выражаться, прежде всего, в жертве ближнему в разных видах, в том числе в жертве времени и внимания.

Желательно чтобы ведущим группы был человек, у которого не проявляются авторитарные наклонности. Это необходимо для того, чтобы в последствии ведущий общины не пытался стать ее начальником, подавляя других. Ибо в общине нет авторитета старших и младших, а есть авторитет Христа.

Участие в такой работе – это служение. Как служение мирян и духовенства. Следовательно, вопрос личной подготовки к общинной встрече, особенно ее ведущего, это дело духовной ответственности и духовного опыта каждого.

Община не предусматривает демократического устройства, для нормальной работы общины, необходимо выработать и зафиксировать определенные принципы и правила ее функционирования, при этом очень важно, чтобы эти принципы и правила вплетались в жизнь общины неявно, не подавляя и не разрушая ее «тонкое» тело.

Община и священник

Нельзя конечно не отметить, что для успешной работы общин в приходе необходимо понимание и заинтересованность в них приходского священника. Ибо в основном от него зависит, будут работать такие группы в приходе или нет. Обычно на священника ложится основной труд: инициировать создание новых групп, курировать их и постоянно в них участвовать. Это, конечно, потребует от священника дополнительных усилий. Мы понимаем, что далеко не все к этому готовы, однако, результаты, которые дает работа подобных групп, превышают все ожидания и окупают все усилия:

это улучшение качества духовной жизни прихода (увеличение активности, самостоятельности и инициативности прихожан);

это углубление духовного опыта прихожан (осознанное отношение к Евангелию и Таинствам);

это повышение уровня просвещения прихожан;

это изменение атмосферы в семьях прихожан;

это привлечение новых прихожан в храм и многое другое.

Все это говорит в пользу максимального распространения подобного опыта в жизни приходов. Такой приход становится живым, поскольку вера людей его составляющих становится живой верой, «верой, действующей любовью».

Такое свидетельство жизни прихода является наиболее эффективным фактором мисси Церкви в современном мире. Ибо люди, которые не просто верят, но и живут своей верой: изменяют свою жизнь в соответствии с этой верой, несут в себе некий совершенно незнакомый, но реально ощутимый дух радости, внутренней уверенности и любви, являются лучшими миссионерами для «мира сего».

Поэтому для нас очень важно заинтересовать в такой работе, прежде всего, священников. Священников ищущих, открытых и активных, которые хотели бы в своих приходах с помощью общинных групп принципиально изменить ситуацию, переломить то духовное безразличие и личную закрытость, которые часто встречаются в церкви. Священников, которые смогли бы расшевелить приход, наполнить души верующих Светом Христовым, помочь обрести каждому опыт личностного Богообщения и такими христианами наполнить любую сферу современной жизни.

Община и приход

Если община состоялась, то она является очень мощным «орудием» прихода и настоятеля. Ее члены обычно становится инициаторами различных видов деятельности в приходе, становятся авангардом его духовной и практической жизни. Наш опыт показывает, что все наиболее значимые инициативы в приходе, все наиболее важные мероприятия обычно рождались в общине. Священник в таком случае оказывается координатором и духовным наставником. Он постоянно «держит руку на пульсе» всех общин: периодически бывает в каждой из них, смотрит каким «духом» они дышат, наблюдает, направляет и вовремя исправляет те или иные нежелательные проявления. Заботится о жизни «клеточек» приходского организма, как наиболее здоровых и деятельных.

 

Молитвенное чтение священного писания

Архим. Виктор Мамонтов

Постижение Бога происходит в нашей жизни постоянно. Оно возникает и тогда, когда мы собираемся вокруг Священного Писания.

Чтобы понять Библию, нужно пребывать в состоянии молитвы. В христианской Церкви существует удивительная практика молитвенного чтения Священного Писания. Это чтение не в одиночку, а совместное. Читающий Священное Писание сам никогда не прочтет его так, как оно прочитывается всеми вместе.

Почему мы должны читать Священное Писание вместе, а не только в одиночку? Зачем нам сообща читать то, что относится ко мне лично? Бог ведь говорит мне лично.

Да, но Он говорит лично и всем другим, которые в Него верят, читают Евангелие и слышат Его. Евангелие говорит не только обо мне или для меня, но и обо всех.

Нужно вдумываться, вживаться в него и делиться опытом. Когда я делюсь самым драгоценным и святым, я совершаю дело любви.

А все Евангелие говорит о любви, о том, как нас любит Бог и как мы должны любить друг друга и Его.

Каждый из нас читает Библию через опыт только своей жизни, за пределы которого выйти не может. Поэтому ее понимание каждым человеком, даже ведущим праведную жизнь или имеющим необыкновенно обширные знания и глубокий, проницательный ум, будет также частичным. Даром целостного прочтения обладает даже не тот или иной святой, но вся Церковь в целом.

Когда же мы собираемся вместе, то можем расширить свой опыт, увидеть читаемый текст глазами другого человека, который может подарить нам свое понимание. Разумеется, это может произойти, если мы готовы принять его понимание как дар.

Когда мы вместе читаем Евангелие и с любовью делимся с другими своим пониманием, то из этого общения мы черпаем силы жить.

Поэтому в таком собрании не следует сравнивать то, что было сказано разными людьми. Нельзя спорить и возражать, даже внутренне. Лучше дополнять друг друга.

Среди собравшихся должен быть дух мира и внимательного, доброжелательного и благодарящего слушания другого.

Бог там, где есть мир. Когда мы начинаем спорить, этот мир уходит.

Даже тогда, когда нам кажется, что человек говорит что-то нелепое, мы должны не оценивать это, а принять его понимание как дар, смысл которого нам пока неведом.

Мы постоянно живем в мире оценок, сами всех оцениваем и, тем самым, берем на себя роль судьи. Нам никто не поручал быть судьями, более того, нам заповедано не судить никого. «Не судите, да не судимы будете!» — призывает нас Господь (Мф 7.1). Поэтому нам надо от этого судейства отказаться.

Для многих становится настоящим открытием, что такой отказ необыкновенно плодотворен: мы можем по-другому увидеть человека, которого, возможно, много лет знали, но до сих пор видели в нем не человека, а,

например, то, что он, по нашему мнению, неправильно одет.

Мы довольно часто навешиваем ярлыки: этот — хороший, этот — плохой. Самое важное — попробовать отказаться от этого и посмотреть на человека непредвзято. Это, оказывается, трудно.

Поэтому и Евангелие читать трудно. Имея такую оценочную сетку, мы в состоянии вычитать только полпроцента того смысла, который там есть. Поэтому мы должны учиться читать Священное Писание не возражая, а дополняя друг друга.

Когда собираются все вместе на молитвенное чтение, читается небольшой, часто хорошо известный всем собравшимся отрывок из Священного Писания. Ведущий просит людей затихнуть — не только внешне, словесно, но и внутренне. Внутри нас постоянно течет поток речи, который иногда называют «потоком сознания». Мы не слышим других людей, не слышим голос Бога, который нам что-то все время говорит, но говорит тихо. Нужно учиться не заглушать его своим внутренним разговором. Это очень трудно, но все же этому можно учиться: нужно остановиться в непрерывной оценке других людей, событий и даже самих себя.

В молитвенном чтении очень важно поделиться тем, что Дух Святой открыл нам во время чтения. Если мы это утаим — по застенчивости или по другой причине - мы как бы украдем у ближнего то, что нам не принадлежит. Возможно, кому-то это знание могло быть жизненно необходимым.

Во время совместного чтения Священного Писания нередко открываются наши сердечные раны. Никто никому не «лезет в душу» с вопросами, но Дух Святой так действует, что у человека возникает потребность поделиться тем, что у него на сердце. Он делает это открыто, исповедально, не стесняясь и не боясь, что его осудят, потому что знает: здесь, в духовной семье, не осуждают, а любят друг друга и могут посочувствовать, взять тебя в свою молитву.

После такой встречи вдруг открывается, что в этом отрывке был скрыт целый океан смысла, который мы раньше совсем не замечали. Не только один человек, но - никто из собравшихся. Вместе мы помогли открыть друг другу пространство смысла этого отрывка Священного Писания.

Молитвенное чтение Священного Писания заканчивается благодарением. Бога благодарят за то, что Он собрал всех вместе вокруг Своего слова, которое помогло каждому увидеть себя, ближнего, поделиться друг с другом тем, что нам открыл Дух Святой, за радость общения, за возможность быть вместе.

Общение в любви всегда всех радует, вот почему после молитвенного чтения Священного Писания, как и после общинной трапезы, перед тем, как разойтись, нередко возникает желание выразить эту радость пением псалма:

Как хорошо и приятно жить братьям вместе! (Пс 133.1).

http://www.christian-way.com.ua/obshchina/molitvennoe-chtenie-svyashchennogo-pisaniya.html