Общинное движение

Юрий Юрченко

Само понятие общинного движения основывается на четком понимании того, что такое община и для чего она призвана. Ибо это движение может и должно быть направленно на формирование и становление конкретных общин.

Община собирается для обретения нового духовного опыта, опыта построения личных отношений с Иисусом Христом. Основой жизни общины является стремление к обретению такого опыта. В основе жизни  общины  находится личность Господа нашего Иисусу Христа и только на ней и в стремлении к ней основывается все деятельность общины. Никакая иная личность не может занимать это место, даже самая праведная и святая.

Все на общине подчинено этой задаче и этой цели — переживанию и обретению нового опыта личного Богообщения. Все остальное — это формы и условия  для обретения скорейшего и более эффективного духовного  опыта.  Вся деятельность общины подчинена этой задаче. Община должна знать свою задачу, понимать и стремиться ее переживать, т.е. реализовать.

Община — как форма Богообщения — не исключает, а дополняет, и очень существенно, Церковную форму Богообщения  — Литургию. Литургия — это общее дело, а Евхаристия вершина ее, общее Благодарение. Совершение Литургии подразумевает наличие общины.  

Община стремиться дополнить и продолжить свой опыт Богообщения в Литургии и пережить еще более глубоко свою личную встречу со Христом в Таинстве Евхаристии, причастившись единого Бога (в идеальном случае от одной Чаши).  Поэтому община и Литургия, община и Церковь — две неразрывные составляющие духовной жизни верующего и практикующего христианина.  Они не противопоставляют себя друг другу, а дополняют и дополняют обязательно.

В идеале, община являет собой Таинство Слова, как составляющую часть Литургии. Стремление завершить это Таинство в Таинстве Евхаристии — естественное стремление верующего христианина, участника общины.

Общинное движение должно быть прежде всего направлено на становление общин, на помощь в обретении ими личного опыта встречи со Христом, на укрепление общин, на то, чтобы община состоялась как духовная семья, стала живой общиной, когда в ней живет сам Христос.

Это основная цель и задача, все остальное — дополнительное. Очень важно сформулировать для себя основное и второстепенное, и тогда говорить о практических задачах. Ибо только после такой рефлексии возможно понимание, что является главным для практики.

Поэтому необходимо практику общинного движения иерархически выстроить, вычленив важнейшее, чему необходимо посвящать основную часть внимания и усилий, и второстепенное, что может помогать, но не должно занимать много времени и усилий.

Практическая деятельность обычно рождается в общине спонтанно, отталкиваясь от конкретного человека, который инициирует и берет на себя ответственность эту деятельность реализовать, быть может с добровольными помощниками.

Нельзя навязывать деятельность другому, нужно, прислушиваясь к тихому  голосу Бога в себе, отвечать на призыв Господа, проявляя творческую инициативу, и, беря на себя ответственность за ее реализацию.  Иначе это пустые слова и призывы к действию других, а нам христианам, этого никто не поручал, нас Господь призывает к служению личному — «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16,24)

Любая практическая деятельность, по нашему опыту, должна в свое время гармонично созреть внутри общины. Должно родиться желание жертвовать и  жертвовать Богу, а не организации или человеку. А когда я жертвую Богу, то я не жду ни благодарности, ни признания, ни отчета.