Главная » Размышления христианина » Герхард Терстеген. Письма о духовной жизни
 

Герхард Терстеген. Письма о духовной жизни

Петр Мещеринов опубликовал заметку

Письма о духовной жизни V

Вопрос и ответ: как исправлять свои немощи, 
и как восставать от уныния и печали.

Возлюбленный о Христе Иисусе брат!

В своём последнем письме ты спрашиваешь: как наилучшим, наилегчайшим и наинадёжнейшим образом исправлять тебе твои недостатки, и каким образом восставать из гнетущего тебя беспокойного и скорбного состояния? — На первый твой вопрос я отвечу кратко.

Все недостатки и немощи в человеке исправляются чрез единение в любви с Иисусом Христом, когда мы даём Ему возможность жить в нас. Если древо доброе, то будут добрыми и плоды. От нас самих нельзя ждать ничего доброго. Тёмные, горькие, тяжкие и мучительные наши качества упраздняются только чрез единение в любви с Господом Иисусом, когда божественный свет и божественная любовь проникают до самых глубин нашего существа. Твои попечения и заботы о себе, твоя осмотрительность и хранение себя, твои приказания самому себе – это мнимый прямой путь; всё это немощно и даже может быть вредным, когда мы уповаем на такое делание и опираемся на него – как и происходит в твоём случае, так как это делание пленяет тебя в темнице самого себя.

Когда, непосредственно или опосредованно, твои недостатки и немощи открываются и обнаруживаются в тебе, тогда не должен ты пытаться помочь себе многими попечениями и действиями. Нужно спокойно принять таковую свою худость и возрадоваться, что чрез сие открывается тебе возможность больше и глубже предать себя Богу и искать своё совершенство [не в себе], а в Иисусе Христе. Вот что да будет твоим деланием, насколько это для тебя возможно. Оставь, отпусти себя со всеми своими недостатками. Чем меньше пребывания и опоры ты будешь находить в самом себе, тем больше сможешь ты чисто уповать на Бога и искать своё пребывание и опору в Том, Чьё только имя и должно святиться в нас. 

Если же ты не можешь отпустить и оставить себя (ибо многозаботливое наше сознание хочет всё совершать само), тогда смиренно, уповая на Бога, терпи себя. Если же не можешь и этого, ибо слишком это тяжело тебе, то брось себя там, где ты есть, и не входи в разбирательство, где уронил ты себя самого, и сам больше не подбирай себя. И это есть ответ на твой второй вопрос. Во всяком унынии, беспокойстве и печали лучший выход — оставить самого себя, отпустить, уронить себя как некую вещь, которая больше не принадлежит тебе — но некоему Другому. И именно этот Другой, и больше совсем не ты сам, будет отныне иметь благое попечение о сей вещи. О, сколь долго рассматриваем мы себя самих и занимаемся собою! Не пора ли уже нам, наконец, устремить взор только на Бога и возлюбить Его, без воззрения на себя! Ибо Он любит нас, невзирая на то, в каком мы в данный момент пребываем состоянии.

Итак, возлюбленный брат мой, предай себя Богу, понеси и потерпи себя самого, отпусти и оставь себя и вниди в единение со Иисусом в чистейшей любви, которую Он Сам да дарует нам и укрепит в оной, чего и желает тебе твой во Христе собрат. 

Письма о духовной жизни VI

Как душе не приходить в уныние и отчаяние 

от видения своей немощи и нищеты.

________________________________________

 Сердечно возлюбленный о всеблагословенном Господе и Спасителе нашем брат!

Очень утешило меня то, что написал ты мне в последнем твоём письме о твоём положении и о милосердии нашего Господа, веду́щего тебя к освобождению от себя самого и к состоянию младенчества во Христе. Именно так я рассматриваю твоё положение. Да будет прославлен наш Господь, Который изволил и изволяет принять нас под Своё истинное отеческое руководство. На него мы можем без всякого сомнения положиться, и это наиболее угодно Богу, когда мы всецело предаём Ему самих себя в такой простоте. Наше же дело — которое, впрочем, также производит в нас Сам Господь — есть то, чтобы мы веровали [Ему] и святили в нас [имя] Его. 

Этому содействует нам всё, даже то, что мы воспринимаем как преткновение. Бог ведает особенности каждого человека и знает по великой своей премудрости и благости, как наложить нужное лекарство на наши раны. О, если б мы только могли по-детски восклицать во всех случаях: ей, Отче! таково есть Твоё благоволение (Мф. 11:26)! О, если б мы на всякое время могли восклицать так без исследования и без смущения — как тому и надлежит быть! Пока мы не захотим стать бессловесными младенцами, мы не можем прийти к истинному отвержению самих себя (Мф. 16, 24) и всецелому вверению себя Господу, как бы мы к этому не стремились. Через собственные суждения, попечения, страхи, труды, через нашу предусмотрительность и т.д. мы как раз теряем то, что ищем. Именно здесь, о возлюбленный брат, усматривается правое руководство благодати — Господь чем дальше, тем больше утверждает нас в том, чтобы мы имели лишь одно попечение, а именно: как малые бесхитростные дети, безыскусно и без забот, наитеснейшим образом держаться своего Отца, всю свою волю направляя только на то, чтобы желать быть с Ним и всецело предавать себя Ему в любви. 

Всё благо, что творит Отец. Здесь мы этому веруем, там мы это увидим. Однако же иногда Он даёт нам и здесь уразуметь то, что все пути Его есть сплошное благо. Если б я мог двенадцать или тринадцать лет назад предвидеть те пути, которыми я должен был в то время идти, то я предпочёл бы им смерть, ибо они показались бы мне вредными для души и ведущими в погибель. Но благодарение Богу, Который связал мне очи, руки и ноги и доселе держит их связанными, дабы вести меня по Своему разумению туда, куда я сам никогда бы не пошёл. И ныне преклоняется дух мой и вся внутренняя моя в сокровенной благодарности пред Богом, Который всё устрояет ко благу. Несомненно, о брат мой, твой путь добр, только лишь бы ты пребывал вместе со мною в безмолвной простоте, благодатью Господней, в лоне отеческой любви Божией, нисколько не оглядываясь на себя, ибо Господь Сам лучше всего совершит в нас Своё дело. Да умерщвляет Он в нас на всякий день всё наше, дабы только Он один стал в нас всем, к прославлению Своего святого имени в нас. Ему да будет слава чрез Иисуса Христа, аминь.

Поручаю себя твоим молитвам, и уверяю тебя, что и я часто воздыхаю о тебе пред Господом, в Котором, о возлюбленный брат, я лобызаю и обнимаю тебя и твою супругу.

 Твой во благодати немощный собрат.