КАК НАМ ВОЗРОЖДАТЬ УКРАИНУ?

Юрий Черноморец

Мы не можем без Божией помощи, без чуда, установить справедливый порядок. Но мы можем сказать, какой порядок считаем справедливым в наших украинских условиях. Исчерпывающий ответ дан в обращении трех церквей — УПЦ, УПЦ КП и УГКЦ — от 1 декабря 2011 года. То есть, я хочу сказать, что уже три года существует определенное богословие пост-майданного положения, каким бы образом Украина к нему ни пришла — через общественный диалог или активные трансформации. Напомню, что в документе прежде всего признавалось, что уже двадцать лет мы блуждаем по пустыне, что вокруг — полная общественная катастрофа, которая вызвана отсутствием не материальных благ, а ценностей, идей и принципов. В документе три традиционные украинские церкви предложили три простых библейских принципа как национальную идею для Украины.

Первый принцип — уважение к закону. Поставить на первое место в жизни Бога и Его правду: «Лучше для меня закон уст Твоих, нежели тысячи золота и серебра» (Пс. 118:72). Это не просто цитата из Библии. Это утверждение необходимости правового государства в Украине. Без установления правового государства невозможно абсолютно ничего. То есть, сколько бы не существовало и не проявлялось трансформированное гражданское общество в Украине, пока не будет правового государства — то тех пор не будет никаких позитивных результатов. Поэтом установление правового строя «сверху», как показывает, например, опыт Грузии, — просто необходимо. И общество очень быстро изменяется, как говорил Кант, за два поколения все становятся культурными. Растет правовая культура, общая культура, антропологический материал изменяется, и это является тем призванием государства, о котором говорил Августин. Согласно ему, государство призвано не предоставить всеобщее благо, но удержать от зла, от того, чтобы общественная жизнь не превращалась в ад. Установить правовое государство, приучить всех, от наибольшего до наименьшего, правовой культуре — это и есть удержать от зла, исполнить призвание государства. И это первый принцип.

Второй принцип — уважение к богообразности человека. В обращении церквей от 1 декабря 2011 года говорится: «Помнить, что каждый человек есть образ Божий, Господне творение и Его любимое дитя: «Сам Сей Дух свидетельствует вместе с духом нашим, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии и сонаследники Христу…» (Рим. 8:16-17). То есть само человеческое достоинство, закрепленное сегодня в многочисленных декларациях, определяется лишь одним фактом: каждый человек является носителем образа Божия. И никак нельзя связывать это с тем, что кто-то более богоподобен, кто-то в большей степени христианин, кто-то больше украинец или наоборот. Нельзя говорить, что кто-то на основании этого имеет больше прав или больше свободы, или больше ответственности. Нет, ничего подобного. Все равны. Прежде всего — равны перед законом. Вот права человека, вытекающие из учения о достоинстве личности каждого как богоподобного существа.

Третий принцип — солидарность. В обращении церквей об этом сказано так: «То, что уважаем и ценим в себе и для себя, переносить на всех прочих людей — таких же Божиих детей, как мы: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Лк. 6:31).» Люби, относись к другому, как к самому себе. Возьми и поставь себя на место пострадавшего. У нас недавно на Рождество было избиение Татьяны Черновил. И несколько священников выразили такую позицию, что поскольку сама Татьяна во многое вмешивалась, то и получила свое. Но когда поставили себя на ее место, то сразу признали, что это — несправедливо. Главная антропологическая катастрофа Украины — это неумение ставить себя на место другого. И тут я даже не знаю, что послужило причиной: война, голодомор или что-то другое. Политики не думают, что потом будут иные политики, и они когда-то окажутся не при власти. И что лучше установить одни «правила игры», чтобы потом не было реприватизации. Они не думают об этом. И мы точно так же не умеем ставить себя на место другого. А между тем — это начало человеческой солидарности. Еще Аристотель говорил, что законы и наличие достойных граждан — это плоть общества. Но душа общества — это солидарность. Без солидарности общество невозможно. И тот опыт солидарности, который начался на Майдане, должен распространяться на всех. Нужно показать всем пример. Что мы солидарны не только с теми людьми, которые есть тут, но мы солидарны со всеми. Мы всех любим, мы можем выйти навстречу кому бы то ни было. Даже если это наш враг. Соответственно, эти три принципа и есть ответом трех наибольших церквей на вопрос, что предлагать после Майдана, на Майдане и для тех, кто против Майдана. Это принципы, которые в Украине актуальны везде и всегда.

Запись автора на украинском языке в сети Facebook

Дата публикации: 23.01.2014