НА РАЗЛОМЕ ЭПОХ – II

Юрий Сальтевский

ВЕРА

«Вера есть сфера свободы» (И. Киреевский)

В. М. Васнецов «Святые Руси» (Фрагмент)

Подражать Святым в вере

«Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мiр; и сия есть победа, победившая мiр, вера наша»

Апостол Павел дает нам свидетельство веры, как осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». Верою Авель получает свидетельство праведности, что он праведен, как и засвидетельствовал Бог о нем (Ев 11:4). Верою Енох переселен был так, что не видел смерти, и не стало его, потому что Бог переселил его (5). Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мiр, и сделался наследником праведности по вере! (7). Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет (8). Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог (10). Верою и сама Сара (будучи неплодна) получила силу к рождению Исаака, «ибо знала, что верен Обещавший» (11). «Все сии умерли в вере, не получив обетований» (13), ибо знали, что их Отечество – в вечности; что Бог приготовит им вечные обители, истинные. Об этом свидетельствует и дух, живущий в них; ибо не бывает веры без духа.

Духом человек сообщается с вечностью; духом он открывает в ней Бога; духом он делает ее Родиной, продолжая жить на земле плотью. Плоть же не живет в вечности; и душа, не будучи одухотворенной, не получает бессмертия; только принявши законы Духа и изменившись по ним, душа обретает бессмертие. Душа же падшая, оторванная от Духа и ставшая в падении плотью, – погибает. И потому культура ей никак не может помочь.

Неоязычество

Человек остается ветхим, пока не получает дар Святого Духа и не спасается Им от смерти, даже если он хороший человек

Несмотря на то, что Европейская культура была когда-то на высоте Возрождения, сегодня она снова ниспала в язычество, в котором Бог с человеком разделен. Культура сегодня – это вершина ветхого человека: его мораль, воспитание, творчество – тот предел, которого может достигнуть человек без Бога. Но культура не есть предел Человека; она лишь есть предел ветхого человека, находящегося под воздействием внешнего закона, не питаемого больше верой. И если человек оставляет Бога, он оставляет и завет, полученный им от Бога, – а значит, и культуру, призванную являть плоды его отношений с Богом, ибо культура без веры мертва. Мiр без веры теряет смысл, а все, что теряет смысл, подлежит уничтожению. Ибо сказал Господь: «Вся слава и широта дана была вам, и исполнилось, что написано: «он ел и пил, разжирел и растолстел, и сделался непокорен возлюбленный» (Вт 32:15). А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор, гонение и возмущение, война и плен. Таким образом, люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против старших. Поэтому удалились правда и мир, – так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его, и не ведет жизни, достойной Христа, но каждый последовал злым своим похотям, допустив снова беззаконную и нечестивую зависть, через которую и смерть вошла в мiр» (Св. Климент Еп. Римский к Коринфянам послание 1:3).

 

Рай без Бога

Последнее разделение

«Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак 3:12)

Многие надеются на исправление людей, хотя и отодвигают его в перспективу далекого будущего: чем дальше, тем, им кажется, надежней. На самом же деле: время никого не меняет, ибо мы наблюдаем в истории не исправление людей, а их разделение по отношению к Христу и друг к другу: одни становятся ближе к Нему, а другие отпадают от Него. Те, которые следуют за Христом, поднимаются к Богу, а те, которые отпадают, – падают к сатане. Люди не меняются во времени: они лишь раскрывают в нем то, что в них есть, каждый являя свой плод, или не являя его: «По плодам их узнаете их» (Мф 7:16). Ибо плевелы никогда не станут пшеницей, как никогда не принесут и плода; а потому – как ни разделяют людей политики, желая утвердить свою власть над ними, люди сами идут к разделению волей Божией или злой. И это их разделение на праведных и нечестивых станет последним их разделением. Ибо сказал Христос: «Не мир пришел Я дать земле, но разделение». Тогда исполнится пророчество, сказанное к народу Иоанном: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф 3:12). Мiр прейдет, когда Бог соберет из него избранных Своих. А это значит, что люди никогда не исправятся сами, и никогда не станут лучше без Бога, – но, разложившись нравственно, погибнут. Ибо только избранные и сохранившие в себе веру в Бога, спасены будут от всеобщей смерти. Это их Господь называет «золотом, огнем очищенным», и «переплавленным серебром»: и речь здесь не об изменении сущности человека: Бог не создавал людей с дурной сущностью, а об очищении их в огне искушений, «чтобы приносили жертву Господу в Правде» (Пророк Малахия). Это они будут взяты из мiра Христом и перенесены Им в Царство Небесное, как и сказал о них Господь: «один возьмется, а другой оставится». – Так будет в тот день, когда Сын Человеческий явится. Тогда Он совершит суд Свой над мiром, избрав из него одних, и оставив других. Тогда и сатана явится в силе, ибо никаких устремлений у человека больше не будет.

Дом, построенный на песке

Европа давно живет идеалами гуманизма, а это значит, что от целей Христианства она отказалась. А цель Христианства – Церковь, Тело Христово, где обоженная личность становится частью его, живя в союзе любви и мира со всеми остальными ее членами и, прежде всего, с Христом. Культура Запада давно стала секулярной – свободной от веры, а потому так же не способной к росту, как и все Европейское общество, разорванное с Церковью и Христом: человеку некуда дальше расти, если он не есть образ Божий, и не к чему дальше стремиться. И что еще важно, некому стать на его защиту, если Бога с ним нет, и все человеку позволено. То, что достигнуто Европой сегодня, – это рай без Бога, сытое мещанское царство, которое уже сейчас начинает сотрясаться далеко не гуманными переселенцами с Востока. И то, что гуманизм – не Христианство, она очень скоро поймет. Ибо гуманизм хорош, пока нет врага, пока нет внутренней и внешней опасности, пока дьявол отдыхает. Но когда он возвращается в тот дом, откуда исшел, «и пришед, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф 12:43-45). А потому свято место пусто не бывает. И если из него уходит Бог, – в него обязательно входит дьявол, – и это лишь дело времени и обстоятельств. «Ибо если, избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр 2:20-21).

Если из сердца гонят добро, на его место вселяется зло; и если мiр отвергает Христа, на Его место приходит Антихрист

БЕЗДНА

Илья Глазунов «Христос и Антихрист» 1999 год

Система как антипод свободы

Язычество всегда находилось в системе власти-подчинения, и потому никогда не знало свободы, которую знает Христианство: вера, надежда, любовь. И хотя оно создало культуру, культура его никогда не поднималось над плотью, и тесно была связана с ней. А потому культурный язычник остается человеком ветхим, не достигающим той свободы, которой с верой и любовью достигает Христианин: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин 1:6-7).

Не всякая культура есть проявление Добра, ибо при всей утонченности в культуре, отточенности мыслей и слов, носитель ее может быть злым. Ибо и культура имеет разное содержание. Культура есть сотворенное, а вера – живая, действенная, действующая любовью. Вера есть жизнь; и жизнь – это вера! Есть демоны неземной красоты и такой же неземной образованности, утонченные до лоска, но не имеющие ни жалости, ни сострадания – несущие смерть; и есть совершенно отвратительные бесы, готовые вселяться в свиней. Есть тьма, и есть Свет; князь тьмы, и Князь Света. И у тьмы есть своя иерархия, представляющая систему власти и подчинения. Наиболее жесткая из всех систем была представлена мiру фашизмом. Каков князь, таковы и служители его. Вспомните, какой культурой обладали высшие офицеры Третьего рейха, многие из которых были аристократами! Но их же властью создавались газовые камеры и лагеря смерти, и потому их утонченность в культуре не мешала им миллионами уничтожать людей. Тогда эти культурные люди Европы, слушавшие Моцарта и игравшие на скрипке, совершали злодеяния на расовой почве, считая одних людей недостойней других. Осуществляя политику геноцида и ксенофобии, они сами судили: кому жить, а кому умирать, и ни на день не прекращали убийства. А потому преклоняться перед «культурой», – это не значит, преклоняться перед Добром! «Все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне» (Мф 4:9). – Так говорит сатана Христу, искушая Его в пустыне. Не нужно думать, что Его искушал малокультурный и необразованный демон. Он во всем совершенен, кроме Добра! Ибо суть его при всей утонченности в культуре есть зло во всякое время. И потому он есть антихрист – противоположный Христу, хотя и «смотрит с тоскою на небо». И только присутствие в мiре Христа не дает проявиться ему в полной мере.

Фашизм возник на развалинах Христианства, когда, по заявлению Европейских мыслителей, «Бог умер»

Неофашизм

Сегодня на развалинах старых систем вырастает новая – имеющая целью тот же антихристианский порядок, что достигается страхом и силою; и только присутствие в мире Христа препятствует осуществлению этих дьявольских планов

Смерть вошла в мiр

Взрыв в Лондонском метро; теракты во Франции: в Парижских кафе, у стадиона «Стад де Франс» в пригороде Парижа; расстрел людей в концертном зале «Батаклан»; погибшие в центре Берлина; на набережной Ниццы, в Стокгольме, Лондоне, Брюсселе, взрыв в метро Санкт-Петербурга… Руан, Париж, Брюссель, Лондон… – сколько еще трагических мест и событий, всколыхнувших современный мiр угрозой смерти, не говоря о войнах на юго-востоке Украины и в Сирии! Каждый день новости со смертью. В лагере Одессы сгорели три девочки (8, 9 и 12 лет). На следующий день мать с тремя детьми сгорела в Запорожье. В Харькове 20-летняя студентка насмерть сбивает на «Лексусе» шестерых человек. Все эти события указывают на непрочность мiра, на его уязвимость, на зыбкость человеческой жизни в нем, зависящей от случая и обстоятельств. Ведь эти события могли произойти и в других местах с другими жертвами, при других обстоятельствах, – и защиты ни от кого нет! Мiр начинает выпадать из того порядка, в котором он прежде существовал. Заканчивается старая эпоха Просвещенного гуманизма, и начинается новая эпоха Христа, которая требует от нас веры, чтобы не погибнуть со всеми. Ибо сказал Господь: «Если не покаетесь – все так же погибнете» (Лук 13:5). И потому не может жить человек глухим и слепым в этом мiре, но именно таким он и является без Христа. И если в мiре восстал антихрист, то в нем обязательно должен быть и Христос.

Теракт в Париже, в баре Le Ca. Rillon по улице Алибер 18, 13 ноября 2015 года

«Дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин 3:10)

Остаться без Христа – это трагедия Европы, трагедия мiра, – и это очень важно понимать. Это остаться не только без цели, без света, Просвещения, – но и без защиты! Как будет происходить становление человека, если впереди ничего нет? Чем будет наполняться жизнь его, если нет высших ценностей – вечных? Чем будет покрываться его нравственный подвиг, если нет вечности и бессмертия? И ради чего жить на земле, если нет воскресения мертвых? Гуманизм есть предел человека – человечность, которую тоже нужно питать Духом. Христианство есть раскрытие человека в Боге, выход за пределы мiра в Царство Добра и Света, истины и любви. Если человек не переступит предела вверх, он обязательно переступит его вниз – в бездну! Он не сможет долго оставаться в состоянии стагнации. В духовности человек перерастает свои пределы, как в сторону возвышения (возрастания), так и в сторону падения, смерти. Вверх он стремится к Богочеловеку, вниз – к человеку-зверю; к образу Божию или к образу звериному. И если мы хотим вырастать в Боге, нам нужно стремиться сегодня не к Европейским ценностям, а к Христианским идеалам, ибо мы генетически устроены так, что живем не культурой, а верою: «Язычество, а не Израиль, строит культуру и прозревает в ней религиозный смысл» (8). Если бы Бог хотел спасти мiр культурой, Он оставил бы нам культуру; но Он оставил нам веру, чтобы мы спаслись ею; – веру, которой движет любовь.

ЛЮБОВЬ

Любовь как выражение свободы

«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин 3:15)

Когда мы отвечаем на призыв Божий верой, мы получаем от Него Духа Святого, оставляя все ветхое, земное ради принятия нового и вечного. И если не принимаем его в себя, – остаемся с мiром, который во зле лежит, и которому должно прейти по возрастанию человека в вечность. Этот переход человека в вечность не может быть осуществлен без любви. Ибо у рожденных от Бога она есть, и является отличительным качеством их отношений с Богом и друг с другом. Ею Господь нисходит к детям, ею уподобляет их Сыну Своему, ею им дарит бессмертие, и ею возводит их в Царство Свое. Именно любовь детей Божиих к Богу и отличает их от детей мiра сего. Кто не любит Бога, тот не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Ибо сказал Апостол: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Поэтому Святость – это не только свобода в Боге, но и, прежде всего, любовь к Нему! «Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» (1Ин 4:6). «Ибо всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мiре» (1 Ин 4:3).

«Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин 5:12)

Питер Пауль Рубенс и Антонис Ван Дейк «Пир у Симона Фарисея». Фландрия, 1618-1620

Любовь как источник жизни

Мария исповедует Христа любовью: помазанием миром и целованием ног, ибо к ней открылась любовь Божия

Мы – малое стадо, в котором сохранилась вера, подающая нам надежду на раскрытие в нас любви. Фарисеи и законники считали, что они служат Богу по закону, и презирали грешников, живущих не по закону, а по любви (Мария). Христос же поставил акцент на любви, которой бывшая блудница превзошла книжников и фарисеев, и оказалась выше их праведности перед судом Христовым: «И обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования мне не дал; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лук 7:44-47). Ибо падшая любовь может подняться и возвыситься, сменив вектор своего желания к Богу. Отсутствие же любви ничем восполнить нельзя, ибо она есть дар Божий, который за деньги не продается. Христос говорит и о культуре, явленной в ожившей любви, ибо без любви культура мертва, как у Симона: «Любовь же Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мiр единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем мiру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4:9-16).

«Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» 1 Ин 2:29)

Мы еще не до конца понимаем, что сделал Христос для нас, чтобы спасти нас от вечной смерти. Сам Бог принял унижения и смерть, чтобы вернуть человека к жизни, причем, человека грешного, заблудшего, – не праведника: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», и не думали о спасении и жизни вечной. Такова сила отдающей любви Божией, вечной, жертвующей себя за грешников, потому что мы не чужие Богу, мы родные Ему; и потому Христос молится за нас Отцу с просьбой сохранить нас от зла: «Я о них молю: не о всем мiре молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин 17:9). И потому верой мы перешли от язычества к Христианству, ибо Дух Божий открыл нам, что мы – дети Божии.

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мiр потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, как Он есть» (1 Ин 3:1-2)

Путь к Богу

«У человека два крыла, чтобы взлететь к Богу – свобода и благодать» (Св. Максим Исповедник)

В Послании к Евреям Апостол Павел говорит о пути, который ведет нас к Богу: о братолюбии, страннолюбии, об отношениях в семье; о нестяжании и доверии Богу, ибо сказал Господь: «не оставлю тебя и не покину тебя» (Ев 13:1-5).  Через отказ от себя, как центра жизни, и перенесения этого центра на Бога и ближнего, есть разворот человека на путь Преображения и Совершенства, и служит вступлением проповеди Апостола Павла к последующим действиям Христианина. Что это за действия, и на что они направлены? Они направлены на усовершенствование человека в Боге. Ибо преображение его в Боге есть «благоугодное Ему». Это – то, что нам нужно знать и в направлении чего нужно трудиться. Мы есть образ и подобие Божие, и Бог творит нас по Своему образу и подобию через веру в Иисуса Христа, Которого Он воздвиг нам из мертвых. Великий Пастырь поставлен нам Кровию завета вечного, Господь и Бог наш Иисус Христос, Который и «усовершит нас во всяком добром деле, к исполнению воли Его» (Ев 13:21). Без Христа, без веры в Него никакое усовершенствование человека невозможно! Поэтому путь, на который призывает нас Бог, возможен только во взаимодействии с Христом. Этот путь – одновременно есть путь любви и путь жертвы! И чтобы стать на него, от нас потребуется свободное произволение в возможности «принять или отвергнуть» то, что предлагает нам Бог. Этот выбор и есть ответ на призыв Божий, обращенный Им к свободному человеку: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие, избери жизнь» (Втор 30:19). Этот призыв действителен для нас и сейчас, и остается действительным до скончания века, ежечасно требуя от нас подтверждения нашего выбора: с Богом мы, или без Него? Если мы сделали свой выбор: жизнь, то должны, став на этот путь, отвечать Богу только – «Да». Это не значит, что мы не будем отступать от Бога, изменять Ему: падать и подниматься, – но это значит, что путь, на который мы стали, есть окончательный наш выбор, и путь наш – только вперед. Назад пути нет! Сзади нас ожидает только смерть. Перемена человека ветхого, живущего в одном мiре (земном), на человека Нового, живущего в двух мирах (земном и небесном), возможна только через дар веры, с которым ему дается и дар Святого Духа, делающего его сыном Божиим или дочерью по благодати. В жертву Новому человеку приносится старый; и все, что происходит внутри человека действием благодати в нем, осуществляется по воле Божией через веру в Иисуса Христа, Господа нашего. Переход этот из мiра земного в мир небесный возможен только для детей Божиих, ибо Родина их – Христос! Родина их – вечность! Родина их – Царство Небесное и Слава Его, с которыми они связаны Духом благодати, пребывающим в них.

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин 3:6)

«Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор 15:50)

Когда плотский человек стареет, когда у него нет духа, нет души, нет жизни, как страшно и горько наблюдать его смерть: нет мыслей, нет чувств – нет ничего живого, с чем можно было бы общаться: есть тление и смерть. Общаться с человеком можно, когда он жив, когда в нем есть жизнь: есть мысли, чувства, надежда. Когда в нем смерть – общаться в нем не с чем! Когда в человеке нет духа, когда душа мертва, и остается лишь тлеющая плоть, – с чем вы будете в нем общаться? Плоть разлагается, мысли теряются, память пропадает вместе с умирающей плотью. Когда в человеке смерть, общение с ним невозможно! Ибо нельзя общаться жизни со смертью. Тогда уста его – открытый гроб; душа – разрытая могила, – и ничего уже человека не спасает: ни власть, ни богатство, ни жертвы за грех. И потому культура здесь ничем не может помочь, если у человека нет веры... Страшно не только то, что человек довел себя грехами до смерти; страшно то, что никогда после смерти он не увидит жизни, не увидит родных – ни в мире душевном, ни в вечности. Вечная смерть – это то, что ожидает его в могиле. Не космос, ни Бог, ни бессмертие навеки станут его «причалом», – а мокрая, холодная земля, придавленная сверху надгробием. И все богатства, и власть, которых он так добивался при жизни, не смогут помочь ему больше ничем: «Ибо прах ты и в прах обратишься» (Быт 3:19).

ХРИСТИАНСТВО

«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук 12:32)

«Мы же, христиане, четко сознаем: живя в теле, мы обитаем в земной, земляной, бренной хижине, снедаемой смертью; но из нее, разрушенной, по мосту веры, простершемуся над пропастью смерти от земли до неба, мы душой переходим в наш бессмертный дом – вечный на небесах. Ибо во время жизни на земле мы строим свое вечное пристанище на небе, свою вечную обитель в нем. Живем мы здесь, а созидаем там; ходим здесь, но там проводим время. Ибо все, что в нас от Христа, от Его Евангелия в нас, – все это вечно, все встраивается в наш нетленный дом на небесах. Пока мы на земле, мы создаем себе в Небесном Царстве вечную обитель. Неустанно живущие на земле Христом, Его святынями, Его святыми таинствами, Его святыми добродетелями, ибо это они воздвигают себе вечные чертоги в небесном мире. И таковы, прежде всего, Святые. Они и нас могут принять в свои вечные обители, когда мы обнищаем в мiре. Из этих вечных обителей наших никакая злая сила не может нас изгнать, как не способна она и разорить эти чертоги в вечности. Ибо не достигает до них ничто злое, ничто смертное, ни сатанинское, ни разрушительное! Нам возвещается всеистинное слово Самой Истины: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Лук 12:33-34). Мы люди, и сотворены с душой Христоподобной, дабы познали мы, что путь Христов – это наш путь, что жизнь Христова – наша жизнь, Христово Воскресение – наше воскресение, Христова вечность – это наша вечность, Христово, Царство Небесное – наше царство» (4). Царство же Божие обещает нам полное духовное единение всех людей, последовавших Христу; полное преодоление всех бед и трагедий, происшедших на земле и в мiре, и открывает светлый путь в бесконечность, где каждый человек реализует свою свободу в Духе Божием – в вечности и бессмертии.

Свобода как Святость

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Ев 12:14)

Дух Святой – это Свобода, и тогда свобода реализуется в святости – в жизни без греха. Свобода в Святости приводит к победе, и жизнь побеждает в ней смерть: «Смерть! где твое жало? ад, где твоя победа?» (1 Кор 15:55). Дух, подчиняясь запросам плоти, теряет высоту и свободу, а с ними вечную жизнь и бессмертие. Свобода уходит с потерей Бога, Духа Святого в нас, как «И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими; потому что они плоть» (Быт 6:3). Плоть всегда ищет свободы внешней, свободы греху; дух же ищет свободы праведности. И как только дух погружается в плоть и ищет свободу плоти, он тут же теряет ее для себя, и становится рабом плоти. Пост освобождает дух от узурпации плоти, молитва же придает ему сил. Плоть – смертна, а дух – бессмертен, и потому человек, теряющий духа, теряет вместе с ним и бессмертие, становится смертным. Подчиняя же плоть духу, он, наоборот, делает ее бессмертной, обоженной и обновленной, обновляя ее обновлением Святым. В этом случае устанавливается верная иерархия в человеке, в которой он являет собой образ Божий, где плоть находится в подчинении духа. Плоть не являет нам образа Божия, если не имеет его в себе. Ибо: «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные (1 Кор 15:48-49). Источник и начало его в Боге. Без Бога нет в человеке образа Божия, как и нет без него Человека. Только восстановлением связи человека с Богом, возрождается в нем и образ Божий; а с ним и порядок, открывающий путь в жизнь вечную. В этом порядке свободы, как и в Космосе, есть мир, благо и Правда как вечные спутники свободы. Именно к ней призывает Христос через познание истины, которая делает нас свободными: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Об этом же напоминает и Павел: «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал 5:13). Через Богообщение и Богопознание мы приходим к истинной свободе в вечности, из которой вышли грехом. И потому свобода эта никогда не перестанет. Ибо: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3:17). Такова наша вера, с которой мы надеемся достичь Свободы: Царствия Божия и Славы Его.

«Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мiра сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лук 12:29-31)

ПРИЗВАНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Святой равноапостольный князь Владимир Великий

В.М. Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896 г.

«Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Ев 3:14)

Помнить о призвании

«Кто побеждает мiр, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (1 Ин 5:5)

Мы несем в себе идеалы веры, которые приняли в купели Днепра верою Святого князя Владимира. Ими мы хвалимся, и ими растем; и в них полагаем упование и надежду: «О чудо! Дивно все это: сколько добра он сделал Русской земле, окрестив ее и подняв ее к Богу. Мы же, будучи Христианами, должны воздавать ему почести за то, что он дал нам. Ибо, если бы он не окрестил нас, то и поныне пребывали бы мы в плену дьявольском, и, как прародители наши, поддавшись обману его, погибли бы... Он есть Новый Константин великого Рима, что, окрестившись сам, и людей своих окрестил, – и этот то же сотворил, подобно ему. Если прежде пребывал он в язычестве, скверной похоти себе жаждучи, то потом с тем же рвением обратился к покаянию. Как и говорит Апостол Павел: «Где умножился грех, там стала преизобиловать благодать». Так и русский народ от греха может обратиться к покаянию» (Русская летопись). А потому негоже, вырвавшись однажды из «плена», снова попадать в него забвением своей веры и призвания. Ибо только через веру и подражание святым, можно осуществить призвание, и народ свой соделать великим: «Наше призвание – «облечь земное в небесное», то есть, все наше людское, человеческое облечь в Христово, в Богочеловеческое, в Божественное» (5). А потому будущее человечества не за культурой с ее Европейскими ценностями, а за верой, приводящей нас к Богу – к идеалам вечным и истинным. Культура лишь обрамляет ценности веры, вера же выражает суть их, ибо сказано: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33).

НАДЕЖДА

Осуществить призвание!

И если мудрые наши предки приняли Христианство, откликнувшись на призыв Божий верой, – мы, их потомки, обязаны его осуществить, и сами в нем осуществиться как народ Божий; а значит, должны пройти исторический путь становления своего до конца, без чего осуществление призвания невозможно. Можно сойти с пути, пристать к другим народам, которые не понесли столь высокого назначения в истории и отказались от Креста ради «мирного» существования в культуре; но если мы откажемся от веры и не исполним призвания своего, мы никогда не осуществимся как народ. Мы так и не найдем «свой порт», уготованный нам Христом. В этот «порт» призванные входят надеждой: «Ведь только здесь наступает свобода для нашего человеческого сердца, для нашего человеческого ума, для нашего человеческого существа; и наши мысли имеют пред собой Божественную безграничность и вечность, равно как и наши чувства, и наша душа, и наша совесть, и наша свобода. Наша свобода – в бесконечном богоуподоблении, в уподоблении Христу. Перед нами вечно как идеал и пример – Образ Владыки и Господа нашего Иисуса Христа; и мы преображаемся в тот же образ. Наша конечная цель: во-образовать в себе образ Христов – сообразоваться Христу, войти в подобие Христова образа, уподобиться Христу. Еще прежде сотворения мира, в Своей предвечности, Бог предопределил людям быть подобными образу Сына Своего. Для этого им и преподано Евангелие. Это наше преображение – подвиг долгий и непрестанный, ибо в Богочеловеке Христе – все Божественные совершенства, которых нам нужно достигнуть. Ибо призваны мы возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:13). И на этом пути мы постоянно преображаемся от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3:18). Ведь Дух Господень, Дух Святой и наставляет нас и вводит нас, и вводит во все Христовы совершенства. Им, только Им, люди становятся подобными Христу и достигают цели своего бытия и на земле, и на небе» (1-6 Преп. Иустин Попович). «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Ев 12:1-2).

«Лишь в Христианстве нам даны неистощимые источники Святого Духа, и вместе с тем возможность хранения их чистоты» (7-9 Г. Федотов)

В. М. Васнецов «Святые Руси»

«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин 3:14)

«Ты, Владыко Вседержитель, создал все Имени Твоего ради, пищу и питие дал человекам в наслаждение, чтобы благодарили Тебя. Нам же Ты даровал духовную пищу и питие и жизнь вечную через Иисуса, Отрока Твоего. Прежде всего благодарим Тебя, ибо Ты силен. Тебе слава вовеки. Помни, Господи, Церковь Твою, чтобы избавить Ее от всякого лукавого, и усовершить Ее в любви Твоей, и собери Ее от четырех ветров освященную, в Царствие Твое, которое Ты уготовал Ей. Ибо Твоя есть сила и слава вовеки. Да приидет благодать и да прейдет мiр сей. Осанна Богу Давидову. Если кто свят, да приходит. Если кто не свят, да кается. Маранафа. Аминь» (Учение двенадцати Апостолов 10:3-6).