О притче «Злые виноградари»

Александр Польшин

Евангелие от Марка, гл. 12, стихи 1-9:

«1. И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. 2. И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника. 3. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. 4. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. 5. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. 6. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. 7. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. 8. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. 9. Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.»

Так о чем и о ком эта притча?

В немногих образах здесь собрав весь мир и все, что в нем. Первые строфы притчи напоминают строфы Книги Бытия — как творился мир и все, что наполняет его. А сквозь них просвечивают и призвание Авраама, и Египет, и пророки, и весь древний Израиль. И Тот, Кто рассказывает эту притчу — как Плод виноградной лозы в Чаше, которую Он сам сейчас держит в Своей руке.

Создание мира, Земли и всего, что на ней — сотворение человека.

Создание избранного народа через Авраама — Завет, Храм.

Дарование Торы, создание Учения — пророки, книжники, фарисеи.

Создатель оставляет мир на человека, а избранный народ — на священника и царя.

Но человек согрешил, а священник и царь — совратились с пути. И вокруг Учения — множество лже-учений.

Слуги Хозяина — и Творение-мир, и народ, и учение, и пророки, и каждый благочестивый человек, и просто каждый человек.

А Сын, единый и любезный – единородный Сын, Сын пo природе. Но есть и сыны по благодати – и народ избранный, страдающий как свидетель обето­ваний, и каждый благочестивый человек, и каждый человек, вдруг вспом­нивший о своем первородстве.

Злые виноградари – и человек, захваченный пороком, и лже-учитель, и лже-учение, и народ, захваченный гордыней, и весь мир, захваченный стихиями зла.

И все этапы Творения, и все уровни бытия, просвечивая один через другого, собираются, сгущаясь и уплотняясь, перед Ним, посланным от Отца, единородным Сыном, перед Которым, как надеется Отец, постыдятся злые виноградари.

Иисус так рассказывает притчу, что я, читая её сейчас, не сразу задаюсь простым вопросом: почему хозяину виноградника так важно все же получить, любой ценой получить, плоды от виноградника? От­давая своего единственного сына в руки виноградарей, хозяин ясно дает понять, что «плоды» для него по своей ценности срав­нимы с «ценностью» его сына. И что же тогда должны представлять собой эти «плоды»?

Виноград — вино — веселие — радость — любовь! Плоды — любовь! Любовь со­зданного мира и искупленного народа к своему Создателю и Спасителю!

Когда мы не отдаем плодов, то разрушаем и себя, и виноградник, и плоды. Оставив плоды себе, обнаруживаем, что мы не можем употре­бить их, съесть их сами с собой. Потому что любовь можно «съесть» только отдав ее другому, и спасти душу свою только отдав ее, поте­ряв ее ради Того, Кто сам есть — Любовь.

Вначале виноградник — это сотворенный райский мир, а человек — одновременно и слуга, и сын. Но вот человек-сын отворачивается от Отца и становится «злым виноградарем». В притче не говорится, когда же виноградари стали злыми. Или хозяин не разбирается в людях, и отдал любимый виноградник тем, кто уже был злым? Тогда как же он ожидал получить от них плоды? Или уже работая в винограднике, они ожесточи­лись от изобилия плодов?

Хозяин виноградника долго не приходит с воинами, чтобы пока­рать ожесточившихся виноградарей. Он долго, очень долго посылает к ним своих слуг, а в конце — уже не слугу, но своего сына. Теперь суть отношений между хозяином и виноградарями переносится с плодов на их отношение к единородному сыну. Дело уже не в плодах, а в том, как же виноградари встретят сына. Они понимают, что это — наследник. Но жажда завладеть виноградником извращает это понимание. И сын того, кто дал им в удел весь виноград­ник, воспринимается как наибольший враг, которого обязательно надо убить.

Отдав виноградник и отлучившись, хозяин надеялся, что отношения с виноградарями у него будут через плоды, потом — через слуг. И, наконец — через сына. Теперь виноградарям, чтобы восстановить отношения с хозяином виноградника, надо «постыдиться-покаяться» перед сыном, потому что он — не слуга, но сын. Хозяин виноградника каждый раз повышает статус предлагаемой связи с собой, но ожесточение виноградарей только нарастает. И заканчивается безумием — убийством того, через кого они могли получить и прощение прошлого, и новое будущее. Потому что, приняв и постыдившись сына, они уже не плодами были бы дороги хозяину виноградника, но именно отношениями с его сыном.

Желая удержать плоды только для себя, виноградари сами все раз­рушают. Не отдавая плоды хозяину, они «взрывают» себя, изгоняя и выбрасывая самих себя вон из виноградника. Жесткие слова Иисуса о том, что хозяин виноградника придет и покарает злых виноградарей — это слова о неотвратимости духовного закона, по которому зло само наказывает и разрушает себя. Разрушая само себя, зло всегда агрессивно ищет себе новую пищу — виноградарей, которые от обилия плодов ожесточают свое сердце.

Иисус Христос сказал своим ученикам, и нам тоже, что отношения с Ним у нас будут такими же точно, каковы у нас отношения с нашими ближними. Начав с презрения к рабам и слугам хозяина виноградника, виноградари заканчивают убийством сына того, кто дал им весь виноградник. Виноградник — источник жизни, но виноградари превратили его в источник смерти.  

Уйти из-под этого закона можно только отдав свои «плоды» Тому, Кто ищет себе не подзаконных рабов, а свободных в благодати сынов. А это и есть наша встреча с Тем, кто отдал нам свой любимый виноградник и ждет наших «плодов» — нашей любви к тем, кто наш ближний, к тем, кто дальний.