ОБРАЗ

Юрий Сальтевский

Мы не живем на высоте духа и в глубине сердца: у нас все на поверхности! Мы живем на периферии человека – в духовной дремучести, – и нам не стыдно; нам не хочется покидать ее потому, что мы к ней привыкли. Поэтому в нас так мало душевной чистоты, высокой нравственности, и той загадочной красоты, которая спасет мир. Нас интересует жизнь на поверхности, причем, до самых ее мелочей: в политике, экономике, войнах. Нами вовсе заброшен внутренний мир, как будто и нет человека!

ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ОБРАЗА

Школа – это духовная темница, в которой приучают к поверхностному восприятию мира, принуждают жить в духовной дремучести. И оттого, что увеличивают срок отбывания в ней до 12 лет, дремучести не убавится. В ней отсутствует жизнь, отсутствует творчество, культура – все то, в чем должен вырастать человек. Ребенок получает в ней навыки, и за 12 лет он будет получать их еще больше; но внутренне он не растет, не очищается, не обретает личностной формы – нет образа, по которому он создается! Так называемое среднее образование не имеет человеческого образа. Но его не имеет и высшее. Оно вообще не имеет образа!

Человек должен только что-то уметь: читать, писать, считать, – но он еще должен и чем-то быть! Куда-то расти? Творить себя по какому-то образу? Или потому, что никакого образа нет, у нас все люди безОбразны? Но если школа безОбразна, она и не даст образования! Если Бога нет, а Бога в ней нет, ибо это – «не модно», и человек – не образ Божий, – то чей, извините, он образ? И если скажете: человеческий, – то какой он – человеческий образ? Где он - пример Человека? Пусть школа покажет: что она образует? И если образа нет – даже «среднего», то законодателями образа становятся самые низкие люди: наглые, грубые, нечистоплотные, которые бегают в балаклавах по городу, и громят все то, что прикажут им дядьки с деньгами. Может быть, это – образ человеческий? И ему должны подражать наши дети? Что есть хорошо у нас, и что – плохо? Где критерий образа от безобразия? Что есть добро, и что – зло? И зачем нам свобода без критериев? И если у нас есть «свобода» – то для добра она или для зла? Или никакой разницы нет? И если разницы нет, – то зло победило, и мiр поэтому утратил смысл, – ибо создавался он для добра, для правды и мира. И если Христос - не образ для школы, и больше не интересен мiру, то кто, покажите, в нем образ? Кто есть Человек, вместо Христа? И кто Человек, вместо Богородицы? Кто есть выше и достойнее Бога? Кто есть чище и прекраснее Богородицы? У вас даже девочки матерятся! И вы говорите: у нас образованность? Или нечистоплотность в языке и жизни есть следствие образованности? Многие, кстати, так и считают, и бравируют матом, как доктор Хиггинс фонетикой.

Я не хочу сказать, что культурная чистоплотность важнее нравственной, – но ведь нет никакой! Неужели не видно? И что это за мiр такой, где все высшее – в небрежении; все лучшее – на задворках; все прекрасное – в грязи?

Где Бог - там Свобода!

Прекрасное – оно вечно! Как Божественное и человечное. Но кого сегодня интересует Божественное? Кого заботит вечное? И что есть человечное, если образа Божия нет? Ведь за 12 лет образования человек так и не встретится с вечностью! И те реформы, которые выдавливает из себя правительство, не сделают человека счастливей, ибо: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4:4).

 

 

Портрет Изабеллы Португальской, Тициан, 1548, (Prado)

 

Мотив и стимул роста – это необходимость ощущать себя достойным призвания: быть близким к Богу человеком, – и делать все возможное, чтобы призвание это осуществить. Мы не просто дети Божии «на стороне», а мы родные Ему дети, близкие Богу, – и эту близость мы должны ощущать и являть своей жизнью.

«Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48)

ОБРАЗ И ОБРАЗОВАНИЕ

Христианское образование – это образование Нового человека, Новой жизни!

Ни национальность, ни социальное положение, никакой род деятельности не определяют человека как личность. Как личность человека определяет вера, ибо в вере есть все те идеалы и цели, к которым устремляется человек: в этих целях раскрывается его личность! Человек, не устремленный к Богу как к своей цели, не может раскрыть образа, по которому он создан. Поэтому без веры человек не может осуществиться как образ и подобие Божие. Бога в образе человека открыл Иисус Христос – Сын Божий, Который призвал нас верою вырастать в Бога: «вы боги», «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» – такова задача Христианского образования, поставленная человеку Самим Христом. Достижение этой цели и является смыслом Христианской жизни.

Вера – это все равно, что жизнь!

Непонятое, или не правильно понятое Христианство – причина всех невзгод в Христианском мире. Христианство истолковано Христом и Его Церковью, – и его нужно знать, называя себя Христианами (православными или католиками). Без знания Христианства, без Духа Христова в нас, мы не можем стать Христианами. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», – свободными от заблуждений, от ложных целей, от падений и братоубийств. Только правильно понятою задачей можно осуществить свой идеал в жизни, вырасти в Боге и победить мір! И, имея целью своей Христа, выполнить положенную нам задачу: стать образом и подобием Божиим.

 ПУТЬ ХРИСТИАНИНА

Мы верим, что Бог воплотился в человека, и в этом наша победа, без которой нельзя победить мiр. Народы, которые не верят в воплощенного Бога, – как могут вырастать в Боге? Как могут уподобляться Ему? Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом, чтобы заложенные в нем силы как образа и подобия Божия смогли полноценно раскрыться в нем; чтобы он осуществил тот призыв, которым Господь позвал его к жизни. У язычников нет примера для роста. У них есть только закон, а по закону нельзя возрастать, тем более, уподобиться Богу. По закону можно лишь видеть грех, но нельзя побеждать грех законом. Закон ограничивает личность – вера же раскрывает ее. Благодатью, данной по вере, человек вырастает в Бога, и потому делает совершенным вместе с тем и закон: «Не нарушить пришел Я закон, но исполнить», – так отвечает Христос, ибо нельзя исполнить закон без действия в нас благодати. 

Верой человек вырастает в Бога, и через веру соединяется с Ним. Для этого нужно верно употребить веру, чтобы уподобиться ею Христу; стать такими, как Христос, такими, как Богородица, чтобы сказать о себе то, что сказал о себе Апостол: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2-20). Через веру мы должны приблизиться к Богу – через Богообщение и Богопознание; уподобиться Христу, раскрыть себя в Нем, и Его – в себе; соединиться с Христом – вот цель и задача Христианства. «Подражайте мне, – говорит Павел, – как я Христу» (1 Кор 4:16), – таков путь Христианина. В этом его цель и призвание, и выше нет ничего!