ПОМНИТЬ О ПРИЗВАНИИ ЧАСТЬ III

Юрий Сальтевский

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ. НЕ ОТ МИРА СЕГО

Бог сошел на нас Духом Своим, и даром Своей благодати сделал нас сынами Своими. Мы, оставаясь гражданами земли, являемся одновременно и гражданами Неба. Молитвой и жизнью мы устремляемся в Небо, к своему Богу, своей духовной Родине, к Царству Небесному. Мир для нас перестает существовать как сфера наших интересов и устремлений. Мы умираем для мира и возрождаемся для Царства в духе любви нашей к Богу и друг другу. «Царство Божие внутри вас и среди вас», – говорит Господь ученикам. Опыт переживания Божьего Царства делает нас «людьми не от мира сего». Если этого опыта нет, мы от мира оторваться не можем.

                               МЫ НЕ ОТ МИРА

«Человек не от мира сего» не пытается реализовать себя в мире, тем более, завоевать мир; и все дела и проблемы мира мало волнуют его. Есть еще выражение: «умереть для мира», чтобы родиться для Бога: «Если зерно, падшее в землю, не умрет, оно не принесет плода». Здесь, в мире и для мира мы должны умереть, чтобы Новой жизнью и в Новую жизнь принести духовный плод. Человек призывает Бога, и Дух Божий входит в человека, внося в него ценность, через которую и человек делается ценностью, превосходящею все ценности мира. Бог вкладывает в человека Себя, чтобы через него явить Свой образ в мире, сделав человека Своим подобием. В этом и состоит суть Христианства: в уподоблении человека Богу через схождение на него Духа Святого, в его – человека богоуподоблении. Бог дал человеку второе рождение. Человек второй раз родился, получив рождение от Бога. Бог войдя в человека Своей благодатью, связал его с Собой и Горним миром. Небо, Царство Небесное – есть духовная Родина человека, в которую он должен вырасти, и в которой все разделяющие людей принципы на земле: национальные, политические, социальные и другие – исчезают. Человек получил Новое измерение, которого на земле нет. Благодаря ему он устремляется в небо молитвой и всею жизнью. То, с чем он был связан на земле, теряет для него прежнее значение и смысл, ибо все, что от мира, не может насытить и удовлетворить его духа. Человек, соединенный с Царством Небесным, не только в Нем пребывает, будучи на земле, но и Царство Божие пребывает в человеке, и среди человеков, имеющих с ним одного Духа: «Царство Божие внутри вас есть и среди вас», – говорит Господь ученикам. Опыт переживания Божьего Царства внутри нас самих делает нас «людьми не от мира сего». Вкусив однажды опыта переживания Бога, мы прилепляемся к Нему любовью, и уже ничто в мире не может оторвать нас от Него.

РОДИТЬСЯ ОТ БОГА

Рожденный от Бога находит силу в любви, в Боге, в Сыне Его – Иисусе Христе, Который стал Человеком, и Который завершил Свою миссию со словами: «Я победил мир» (Иоан. 16:33). И тот человек, который принял любовь Божию как силу, смог уподобить себя Богу любви. Человек находит явление Божией силы и в Святых апостолах – учениках Христовых, которые без оружия и борьбы победили весь мир силою веры, прощения и любви. Мы видим проявление Божией силы в Святых отцах, которые утверждали Церковь Христову силою Христа и апостолов на протяжении всей истории Христианства. Мы видим проявление Божией силы в наших современниках: митр. Антонии Сурожском, отцах Александре Мене, Александре Шмемане, Павле Адельгейме и других служителях Божиих, продолжающих дело Господа на земле. Наконец, мы видим благодатную силу в отце Онуфрии Репецком, которою он собрал нас сюда – людей разных конфессий из разных городов и уголков Украины, чтобы мы ощутили дыхание Божьей любви, действующей через всех нас к Богу и друг другу; чтобы мы реально пережили слова Христа, сказанные Им ученикам: «Царство Небесное в вас и среди вас».

Тот, кто пережил встречу с Богом и получил опыт благодатной жизни, старается раскрыть в себе эту жизнь, углубить и расширить ее. Эти люди ходят в Церковь, объединяются в общины, чтобы через погружение в Слово Божие глубже познавать своего Бога, учиться жить Его Словом и в жизни по Богу эту силу растить. Разжигая в себе молитвенный дух и собирая знания о Боге, начинаешь задумываться о призвании, которое Господь положил нам; ведь мы образ Его и подобие, а значит, призвание наше связано с замыслом Бога о нас: быть подобными Ему. Ведь это нам Он говорит: «вы боги», «царственное священство», «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», «вы соль земли», «вы свет миру» – все это мы находим в Евангелии как Божие призвание нам – детям Божиим и последователям Христа. Нет в мире подобного призвания человеку, и не может быть, ибо оно есть основа всякого служения на земле. Царь, учитель, врач, муж – получают свое служение на земле только потому, что они призваны на Небе. Если такового призвания нет, если нет помазания Божьего человеку, то во всяком служении на земле мы видим подмену, самозахват и беззаконие. Наше призвание выводит нас за пределы мира, оставляя в то же время жить в миру и служить здесь в том звании, которое Господь положил нам на земле. Полноценно жить в мире и раскрывать свое в нем призвание, можно только имея призвание Божие на Небе. Ведь не зря говорят в народе: учитель от Бога, или врач от Бога, или священник от Бога? Реализация таланта возможна тогда, когда он есть, –  а что есть талант, если не дар от Бога? И никто не должен этот талант зарывать в землю, прельстившись в мире его богатством и славою. Талант должен служить Добру, Славе Божией – с тем, чтобы улучшить этот мир, поднять в нем человека из падения к небу и преумножить добро на земле, – этим мы можем исполнить свое призвание.

ДОСТИГАЙТЕ СОВЕРШЕНСТВА В БОГЕ

Мы все – братья и сестры, все – дети одних Родителей, а значит, у всех у нас  – одно призвание: быть образом и подобием Творца. Мы не можем довольствоваться одним хождением в храм и соблюдением положенных служб и обрядов. Мы должны стремиться познавать Бога как своего Творца, как Отца, как Истину, как Любовь, как Силу – иначе как нам быть подобными Ему, если мы Его не знаем? Если Христианство нас не меняет, не делает нас Христоликими и богоподобными, то мы не реализуем Божьего замысла о нас: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Достигайте совершенства в Боге, прилепляйтесь к Нему все большей любовью, познавайте Его всеми силами души и духа, отрывайте себя от греха мира, устремляясь молитвой и жизнью в Небо. Если этого с нами не происходит, если лик Христов не просвечивает в нас, – вера наша не спасительна для нас. Не в том смысле, что Бог нас оставит погибать с миром, а в том, что Бог не может быть явлен миру через нас, Христианство из-за нас не получило силы, не вошло в силу, не вошло в зрелый возраст, потому что мы остаемся «младенцами духа», не осознавшими по-взрослому своего призвания. Христианство в нас не достигает силы, потому что молитва наша и жизнь основаны на прошении, а не на призвании и служении, что действительно требует Божиих сил. Мы просим Бога о прощении грехов, которые у нас никогда не заканчиваются; просим о силах и здоровье, которым неоткуда взяться, потому что грехи не заканчиваются, – но мы не стремимся к осознанию своего призвания в Боге, не стремимся к богопознанию, к перемене жизни и совершенствованию. Мы не стремимся  к укреплению нашей веры, не стремимся к любви и служению, без чего все прошения не имеют смысла.

Человек всегда просит себе у Бога для мира: здоровья, работы, всяких приобретений; всегда ищет себя в мире, своего места в мире. Но он не от мира и не должен искать мира и себя в мире. Его место – Царство Небесное, и цель его – возвращение к Богу: восстановление в себе образа и подобия Божия: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут» (Матф.6:19-20). «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8:9).

БОГ

Проблема нашей жизни и нашей веры в том, что мы не понимаем до конца: что такое Бог для нас, и что такое мы для Бога. Мы знаем, что Бог – это Абсолют, Творец, Первопричина и Создатель Мира, но это мало трогает нас. Мы не переживаем эти трудные для нас слова, поскольку не понимаем и творения, и, благодаря успехам науки, не связываем его с Богом. Мы и себя не очень-то связываем с Богом, хотя и являемся «венцом творения» и «образом Божиим». Мы не ищем Бога в глубине сердца, не вымаливаем путь к Нему, не стремимся осознать своего Богосыновства и уподобиться во всем Христу. Мы не чувствуем близости Христа, не видим Света Его в себе, не живем любовью к Нему и не следуем примеру Его. Потому и не ощущаем единства, к которому призывает нас Господь: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Если бы мы действительно ощущали Христа, свою близость к Нему – не только как к Богу, но и как к очень близкому Человеку, Бог стал бы гораздо ближе к нам. Ведь для того Он и пришел в мир в образе Человека, чтобы максимально приблизиться к нам и приблизить нас к Себе, не только Духом, но и плотью: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин. 1:14). Мы причащаемся вином и хлебом, преображенными в кровь и плоть Его, чтобы соединиться с Христом: Он соединяется с нашей человечностью, чтобы мы соединились с Его Божеством. Он испытал то же, что испытываем мы: боль, страдание, потери, предательства, радость, скорби и унижения – и стал Победителем мира в Воскресении из мертвых. И когда мы причащаемся из Чаши в воспоминание о Нем, мы думаем о том, что и Он, как и мы – Человек, но Человек совершенный, как и Бог совершенный, ибо Он и Отец одно. И совершенство Его – в пример нам и в призвание наше: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен». Бог отдал Себя за нас на распятие, и отдает нам Себя в причастии, чтобы жизнь наша переменялась в любовь.

ОТ ЛЮБВИ РОДИТЬСЯ

Человек уважает силу, в том числе и силу в себе, – и готов покориться силе. Для того, чтобы он предпочел силу – любви, покорился любви, нужна совершенно другая организация человека, исходящая из власти любви в нем: он должен от любви родиться, чтобы ей покориться; должен стать другим человеком – духовным: освободиться от ветхого, греховного, измениться в ней и обожиться. Плотский человек не может покориться любви. Он покоряется власти, похоти, страху, чуду – но не любви. Любовь принимает в себя и любви покоряется только духовный, только благодатный, рожденный Духом любви Божией человек, – и с нею уже не расстается никогда, ибо как говорит Апостол: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35,38,39). Потому что состояние духовной любви есть высшее состояние человека — есть свет и радость его души. Потому что любовь Божия стала жизнью нашей, Новой жизнью в Христе Иисусе, Царством Божиим внутри нас.

ЦАРСТВО БОЖИЕ

 «Когда мы говорим о Царстве Божием, – мы говорим о любви; говорим, следовательно, не о чем-то загадочно-отвлеченном, не о другом, загробном мире, не о том, что будет после смерти; мы говорим, прежде всего, о том, что сообщил, что дал, что обещал нам – верующим в Него и любящим Его – Христос, и мы называем это Царством, потому что ничего лучше, прекраснее, полнее и радостнее не было открыто, дано и обещано людям. И вот это и значит: «Яко Твое есть Царство…» – «… и сила», – говорим мы дальше. Какая же сила у этого Человека, умершего одиноко на кресте, ни разу Себя не защитившего и не имевшего, «где голову приклонить» (Мф. 8:20)? Но вот сравните Его с любым сильным – сколько бы ни набрал человек силы, какой бы силой ни окружил себя, как бы ни заставил всех трепетать перед собой, неизбежно наступает момент, когда падает и разрушается все это в пух и прах, так что ничего не остается от этой силы. А вот Этот «слабый» и «бессильный», как говорят о Нем не познавшие Бога любви, – живет. И ничто, никакая сила не может вытравить память о Нем из человеческого сознания» (А. Шмеман). Бог навечно живет в человеческом сердце, и забвение этого человеком приводит его к катастрофам, которые он сам себе уготовил. Чрезмерное увлечение человека внешним лишает его внутренней силы, которую дает ему Бог. И с забвением Бога, лишенный благодатных сил человек, постепенно превращается в животное со звериным нравом и звериным оскалом.

ТРУДНЫЙ ПАРАДОКС

Не может человечество воспринять силу Божию, видя Господа, повешенного на Кресте. Точно так же нельзя понять силу любви Божией без Креста, без крестной Жертвы за человека для тех, кто понимает любовь как силу.

Для христиан сила Божия – это не та сила, которая громит и сокрушает вселенную, наводящая на людей страх и ужас, и привлекающая рабский дух покровительством и властью над ним; это сила мира и любви, прощения и покоя, свободы и правды. Бог показал Свою силу Илье-пророку, когда прошел мимо него в виде веяния тихого ветра. Еще большую силу Бог показал в Сыне Своем Иисусе Христе, пришедшем в мир, чтобы спасти мир: никакого раздражения и злобы; никакой агрессии и вражды – никому не причинил вреда, ибо не судить пришел Бог мир, а спасти его. И потому силой Своей Он исцелял больных, воскрешал мертвых, выводил на свет заблудших, и силою веры, терпения и любви победил мир.

Cкептики

Неужели Бог не мог победить мир по-другому? – Задаются вопросом скептики, не могущие принять Креста с распятым на нем Богом. – Не мог. Потому что человек, ради которого Бог пришел в мир, есть образ и подобие Божие. Ради образа Своего и подобия Бог сделал все, чтобы спасти его. И НЕТ других средств в отношении к образу Своему у Бога, кроме как стать Жертвой за него – Жертвой за спасаемого Человека, ибо: «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Бог явил силу любви Своей человеку, чтобы и человек через любовь Божию познал Бога; и чтобы познание это стало спасением человеку, ибо спасение человеку – жизнь вечная, а жизнь вечная – в познании Бога и посланного Им Иисуса Христа.

Cкептикам

Вам бы хотелось, чтобы Бог пришел в образе великого Царя-Полководца на белом коне, с мечом в руке и установил силой справедливый порядок в мире. Силою меча утвердил бы закон и справедливо карал им виновных. Именно к этому склонял Христа сатана, искушая Его в пустыне, чтобы силою меча и закона управлять миром. Но счастье, заключенное в нас, не от порядка вокруг нас, и не от закона, ограждающего порядок. Оно в нашей совести, в нашей любви и в нашей свободе. И ради обретения нами этой свободы, любви и чистой совести, Бог въехал в град человеческий без оружия, верхом на осле с любовью и миром к людям, – и отдал Себя в жертву за грех, чтобы искупить нас от греха и смерти. Он пришел в мир в образе великого Нищего, чтобы обогатить нас духовно, и дал нам Царство Свое, где нет места греху и смерти. Он хотел видеть в нас не рабов, склонившихся в страхе перед силой меча и закона, а свободных детей Божиих – чад любви и светлого Духа. Он показал нам в Христе, что Бог – благ, что сила Божия – это сила Добра; что любить Бога – значит, любить Добро, и кто не делает добра – тот не любит Бога. Он осудил зло в Своей смерти, позволив проявить ему всю слепоту и безумие, на которые способно зло. Он смиренно отдал Себя людям, распявшим Его на кресте, и всему миру показал: какой силе поклоняется человек, и чего ему ждать от этой силы. И знак Креста с распятым на нем Богом есть напоминание миру о его неправде; предупреждение человеку, что мир во зле лежит, и что выбором своим в пользу зла человечество надолго определило судьбу свою в мире: «Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23:31). И пока человек не раскается в выборе своем и не отречется от зла, пока не захочет Добра и не примет в сердце свое Бога, мир не сможет измениться и освободиться для жизни; Добро в мире не победит зла, пока человек поклоняется злому. Крестною смертью Своей Бог утвердил победу Добра, которой человек не принял, ибо не познал Иисуса Христа как Бога. А тех, кто принял и познал, сделал чадами Божиими, наследниками Христа и вечной жизни.

Cкептики

Но почему Бог, победивший мир, не уничтожил зла на земле? – продолжают скептики. – Почему оно продолжает жить на земле, потрясая ее насилием и убийствами; и почему  из поколения в поколение оно множится в мире, не давая человеку покоя? – Потому что Бог хранит человеческую свободу: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19).  И «Претерпевший до конца спасется» (Мф 24:13).