ПОМНИТЬ О ПРИЗВАНИИ ЧАСТЬ IV

Юрий Сальтевский

ИЗБЕРИ ЖИЗНЬ

Если бы человек избрал добро – зла бы не было. Но поскольку из поколения в поколение избирается зло – мы имеем то, что имеем. 

Бог не может нарушить воли человека, склонной к злу и сочувствующей злу. Он может в противовес злу внести в мир Добро, но право выбора оставляет за человеком:  избирать ему добро или зло. Богу не нужно уничтожать зло – в Нем нет зла. Там, где загорается свет – тьма отступает, и где добро являет силу – там зло умаляется. День наступает – и ночь проходит, ибо пришло время Дня. Царство Божие приблизилось, и Бог предлагает человеку Добро, – но предлагает свободно, без принуждения его воли.

Если бы во времена Ирода народ не поклонялся злу, Ирод бы не был царем у народа, и не было бы убийства младенцев, и не было бы распятия Христа. Но ситуация была другая: допустим, Ирод – плохой царь, но вот пришел Царь хороший – Христос – Царь по чину Мелхиседека – и народ не принял Его: изгнал Его из среды своей – и потому зло осталось с народом. А те, которые приняли Его, оказались гонимые за Него, ибо приняли в себя Духа Христова, вошедшего в конфликт с миром: «Вас мир не может ненавидеть, – говорит Господь братьям, – а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин. 7:7). «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). Мы знаем из истории Евангелия и из истории Церкви, как все происходило в мире: Христа не пускали в города и селения, боясь, что Он нарушит уставы их жизни; гнали и искали убить Его. Гнали и последователей Его, которые взывали к совести людей и хотели обратить их от тьмы к свету. Человек не желает ничего менять, тем более – меняться сам. Если бы такое рвение у него возникло, то не было бы скептического вопроса: как Бог Своим приходом мог допустить массовое убийство детей? И почему Он не спас детей и не уничтожил зла в мире, будучи Всесильным и Всемогущим? Смерть – это выбор мира, выбор человека, создающего мир по придуманным им самим законам, захотевшего править миром самостоятельно, без Бога. И тех, которые взяли себе имя Христа, а Духа Его не приняли, мир тоже не может ненавидеть, ибо все они живут духом мира, не являют собой Христа и не свидетельствуют о зле мира. Они называют себя христианами, но Духа Христова не знают, не любят Бога, и не поступают по слову Его. А тех, кто приняли Духа Его, тех мир ненавидит, ибо жизнью своей и делами веры они исповедают Христа Богом, свидетельствуя о Нем миру, что Он  – жив. Ибо не в названии Бог и не в букве, – а в Духе, Который дышит – где хочет, и в ком хочет – живет. «Тогда если кто скажет вам: «вот здесь Христос, или «там», – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:23,24).

Парадокс еще и в том, что миллионы лет на земле царствует тупая, дикая и разрушительная сила зла – и миллионы лет человек поклоняется ей и заигрывает с нею. Он, словно, не видит и не замечает Добра; не знает сил Добра и не живет ими. Он не испытывает священного трепета перед Добром, и не горит сердце его перед любящим и страждущим Богом. Он испытывает трепет и страх перед злом, перед силами зла, наводящими ужас. Он боится зла – и страх в нем настолько силен, что только зло он и считает силой. И чем больший страх вызывает в нем зло – тем с большей покорностью он перед ним склоняется. В человеке почти не осталось добра, и потому добро не бывает в нем силой. Чем меньше в человеке добра, тем меньшей силой оно ему кажется. А зло возрастает в мире, потому что человек поклонился ему. Вспомните у Маяковского «Облако в штанах», – каким бог ему представляется? Какой силой поэт реагирует на него? Что он сам возомнил о себе? И что происходит в те годы в России? Ведь если бы в сердцах людей Бога было больше, чем зверя, разве рушились бы храмы, сжигались иконы, и расстреливались бы миллионы людей?

«Ежусь, зашвырнувшись в трактирные углы,
вином обливаю душу и скатерть
и вижу:
в углу — глаза круглы,—
глазами в сердце въелась богоматерь.
Чего одаривать по шаблону намалеванному
сиянием трактирную ораву!
Видишь — опять
голгофнику оплеванному
предпочитают Варавву?

Я думал — ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь,
из-за голенища
достаю сапожный ножик.
Крыластые прохвосты!
Жмитесь в раю!
Ерошьте перышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
отсюда до Аляски!

Пустите!
Меня не остановите.
Вру я,
в праве ли,
но я не могу быть спокойней.
Смотрите —
звезды опять обезглавили,
и небо окровавили бойней!
Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!

ЯВЛЕНИЕ ДОБРА

Христос пришел в мир, чтобы явить силу Добра в мире, явить Само Добро – Самого Бога, – но мир не принял Его. Он победил зло – а мир признал Его слабым, ибо не той силой победил Господь мир, которой привыкли поклоняться люди; не той силой, которую они боятся и перед которой трепещут. Они не склонились перед Христом, даже когда Он сделал столько добрых дел: не вспомнили и не оценили Его добра, которое Он внес в мир, чтобы спасти его. И на предложение Пилата отпустить им Христа: «весь народ стал кричать: смерть Ему, а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы он был распят; и превозмог крик их и первосвященников» (Лк. 23: 19-23).

Самый раз вспомнить сатану, который силою меча предлагал Христу власть над миром. Но Христос не принял власти от сатаны и отрекся насилия, – а народ принял. И крики: «Распни, распни Его», – свидетельствуют о злом выборе народа и страшных последствиях этого выбора в истории народа: «И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие» (Мф. 27:25-26).

Парадокс не в том, что Бог не явил в мире благодатных сил, а в том, что человек не принял их, так и оставшись на веки рабом у смерти. Бог победил мир, но человек не стал победителем с Богом. Бог распялся из любви к человеку, но человек Его Жертвы не принял. Не принял и Самого Бога, и потому остался жить в страхе и трепете перед злом, ибо, не познав Бога, нельзя победить зла.

ПОБЕДА ЗЛА

Человек отверг Добро – и зло в человеке победило. Обладающий силами, превосходящими человеческое понимание Бог, был физически уничтожен человеком. Более того: именно эту, уничтожившую Бога силу, люди признали наисильнейшей и падши поклонились ей. И вот уже тысячи лет она гуляет по миру, круша и уничтожая все живое, сея клевету и разврат в мире, пугая и унижая детей и взрослых: в школах и городах, странах и континентах  – ибо весь мир покорился злой силе. Все войны, вражды и беззакония стали следствием поклонения человека зверю – злу, которым он наполняет мир. То, чему человек поклонился, жертвой того он и стал: «Взявший меч, от меча и погибнет», «Ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» Тогда начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23: 29-31).

О СИЛЕ И «СЛАБОСТИ» ХРИСТА

Как правило, о слабости Христа говорят не христиане, а те, кто не имеет опыта духовной жизни; кто не пытался зло остановить добром, ибо считает это безумием. Но, не испытав подобного хотя бы однажды, нельзя понять в чем сила и победа Христа. Как соединить Божию силу и Всемогущество с Распятием на Голгофе? Ведь это к Нему мы обращаемся в молитве: «Ангелов Творче и Господи сил». Но каких сил? – Мы не знаем. Мы видим лишь действие этих сил, когда Он воскрешает Лазаря из мертвых и проклинает смоковницу; останавливает бурю на море и умножает хлеба в пустыне; изгоняет бесов из одержимых и возносится на небеса. Людям не ведомы силы, явленные в мире Христом. «Иисусе, сила непобедимая; – поем мы в Акафисте, – Иисусе, сила недосягаемая; Иисусе, сила непостижимая; Иисусе, крепосте высочайшая». Святых, составлявших Акафист Иисусу, изумляла и восхищала сила Божия, а ведь и они обладали многими дарами от Бога. Нам же, не имея в наличии такого опыта, важно хотя бы примерить на себя ситуации, в которых находился и побеждал Христос.

Если вы говорите о слабости Христа, попробуйте не отвечать на зло, которое делают вам люди; попробуйте выдержать на себе злобу и ненависть других; попробуйте сохранить при этом трезвый ум и мирное сердце, – хватит ли у вас на это сил? и где их брать, когда такие ситуации возникают? Забудьте, хотя бы на время, что зло – ваше оружие: представьте, что вы противник зла.

Для вас человек слабый потому, что вы привыкли отвечать на зло – злом, привыкли защищать себя и ненавидеть другого. Сумейте любить, когда вас ненавидят; прощать, когда вас оскорбляют; уступать, когда вам не хотят уступить – и тогда Христос вам не покажется слабым. Выдержите ненависть хотя бы одного человека, не отреагируйте на нее осуждением и злобой, а Он выдерживал ненависть толпы, фарисеев, саддукеев, начальников народных и первосвященников. Он не судил человека по Закону, но все время взывал к его совести. Понесите на себе грехи ближних и сохраните внутреннюю невозмутимость – а Он понес на Себе грехи міра. Он «слабый» – потому что в Нем нет зла, потому что зло – не Его оружие – не достойное Богочеловека. Нищий, потому что не имел, где голову приклонить. А разве настоящий Человек на земле не нищий: разве так много мест в мире, где он мог бы приклонить главу? Униженный, потому что принял позорную смерть на кресте – но ведь в этом и сила любви Его! Ведь именно через Крест Он возлюбил человека; душу предал на смерть за него, – как же вы говорите, что Бог слабый? Неужели сила для вас только в том, чтобы наказывать человека, презирать – и убивать его? – Тогда мы не дети Божии. Тогда о нас сказал Иисус: «отец ваш диавол», потому что мы исполняем похоти того, кто был человекоубийца от начала и не устоял крепостью в истине, ибо нет истины в нем.

СКЕПТИКАМ

Вам хочется видеть Отца нашего верхом на коне, победителем мира и вселенной; силой оружия, справедливости и закона удерживающего в повиновении все народы. Но если Отец наш для спасения мира принял на Себя образ нищего, – неужели мы должны отказаться от Него, ибо нам стыдно видеть Его распятым? Стыдно видеть Бога униженным и оскорбленным, не захотевшим сойти с креста, чтобы чудом поразить Своих противников? Мы не видим величия Его и любви, потому что в нас нет любви; и потому видим позор и унижение, где должны бы видеть величие и любовь. И  потому с ложным стыдом отворачиваемся от Распятого и оставляем Его умирать на кресте. Если бы вы когда-нибудь попытались проявить силу в добре, любви, вере, смирении; проявить благородство к мудрому и милосердие к падшему – смерть Бога не показалась бы вам позором. Бог не показался бы вам нищим, ибо имеет сокровища на Небесах. Но ваша нелюбовь к Богу в том, что вы никогда и не пытались примерить на себя то, что возложил на Себя, и что понес на Себе Христос: тот груз людской злобы, глупости – и ту смерть, которую Он принял как завершение Своей миссии на земле – миссии Любви по спасению Человека.

Вы презираете повешенного на кресте, но как вы проявите любовь свою без жертвы, если не считать ее потреблением? Попробуйте возлюбить хотя бы одного человека – от вас потребуется жертва: много больших и малых жертв, потому что любовь отдает, жертвует, не помнит себя ради другого. Ведь для вас любовь – потребление: когда вам отдают, за вами ходят, вас ублажают, хвалят – и ничем не нарушают вашего благополучия. Возлюбите праведника! – и вы узнаете, что это не просто. А ведь Он любил грешников, и ради них пришел на землю, чтобы спасти их от смерти.

Понесите грехи хотя бы одного человека: блудника, пьяницы, себялюбца, вора, насильника, дурака – а Он нес, и делал все, чему учил Сам: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему  восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:44-48).

И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ, И ТЬМА НЕ ОБЪЯЛА ЕГО

Мы всего в мире боимся: боимся потерять работу, встретиться с начальством, оказаться в долгах, боимся козней завистливых и лукавых людей – и всегда впускаем в себя зло, прежде чем для него возникнет ситуация: мы всегда живем в напряжении, в страхе; всегда готовые ответить злом на зло. Но, если этого оружия у нас нет, если мы от него отказались, если следуем слову Христа: не отвечать злом на зло, – что мы будем делать, чем защищаться?

Попробуйте не изойти страхом, в ситуации, где вам нечем отвечать на зло, – а Он отвечал и побеждал в них добром. Поговорите с людьми, одержимыми бесами, превратившими их в уродливые чудовища – куда денутся ваши силы, на которые вы рассчитывали? – а Он говорил с одержимыми, и бесы выходили из них. Мы взвинчены и раздражены в ситуациях, когда с нами не правильно поступают – а Он являл крепость и мудрость, когда Его зло поносили люди; когда бесстыдно оговаривали и клеветали на Него, когда били Его, и когда распинали: «Смирился, – как говорят о Нем, – до смерти». Вас бьют за грехи, и вы грехами же отвечаете, а Он ни разу не защитил Себя от зла; не ответил грубостью на грубость и лукавство ненавидящих Его побеждал мудростью. И та вера, мудрость и крепость, которые Он явил миру, были Ему оружием и защитой. Мы слепы на добро – и потому не видим Добра; не видим в Нем Божественной силы, ибо зло застелило нам глаза. Нам удобно судить Сильного, перевернув в себе смыслы; и отстаивать правду, не помня Добра. А Божия правда в том, чтобы всею крепостью отстаивать Добро. Сила Христа – не земная, способная горы передвигать, а вы пытаетесь измерить Его земным, человеческим и злобным, которое – ничто в сравнении с Божиим. Бог явил нам силы – а не дал нам измерить их мерою, которой не имеем.

Парадокс еще и в том, что зло, которое слабее добра, победило мир. Тьма не объемлет свет, – но если свет угасает, тьма заполняет его место. Если человек не стремится к Добру – зло побеждает его.

Привычка жить в страхе убила в человеке тонкость и красоту чувств, сделала его грубым, жестоким и наглым существом. Ушли из жизни его кротость и красота; правда и радость, свет и любовь – все, что делает жизнь прекрасной и наполняет ее миром и счастьем. В ней не осталось почти ничего, ради чего стоило бы жить. И, если Бог как из Содома и Гоморры выведет из него Свое, – в нем ничего не останется больше достойного жизни. И, если бы не было Бога, не было бы надежды на Бога, – человек давно превратился бы в дикое, бесстыжее животное,  и смотрел бы на Джоконду, как на куст терновника или – на пустое место.

МЕЖДУ СИЛАМИ

Наверное, есть сила в том, чтобы на зло отвечать злом, – все же это не пустое равнодушие, – но большая сила – отвечать на зло добром. Есть сила в том, чтобы держать людей в страхе, но большая сила в том, чтобы мужеством этот страх преодолевать. Невеликая нужна сила, чтобы бить и оскорблять человека, но великая нужна сила, чтобы все это выдержать и простить. Мы этого не можем – и потому мы не можем другого: согласиться с тем, что Добро сильнее зла. В нас добро не сильнее зла; в Боге – оно сильнее, но мы далеки от Бога и от благодатных сил Его. Мы не можем признать добро силою, потому что зло в нас – нас победило; и признать победу зла над собой – значит, признаться себе в слабости перед злом, – этого мы не можем, ибо хотим перед другими выглядеть сильными. Господь явил миру всепобеждающую силу Добра, и ею победил мир, ибо все то зло, которое было направлено на Него, Он принял, выдержал и простил. Сила Христа – в невероятной крепости; в Его прощении и любви; в Его вере, которую Он принес и дал людям, в мудрости, которою Он отстаивал Добро. И эту силу Он дал тем, кто принял Его и последовал за Ним, и на веки утвердил ее смертью Своей и Воскресением как силу, побеждающую зло. Мы же остаемся – зависимы от мира. И пока мы отвечаем злом на зло; не знаем и не ценим Добра – мы не изменимся сами, не поднимемся в Добре и не победим мира. Слава Божия – в святых Его. И дивен Бог во святых Своих.