Приход, община и моя жизнь

Мы собрались, чтобы поделиться своим опытом, пониманием и переживанием того, что такое домашняя евангельская община и какое место она занимает в нашей жизни. Я постараюсь поделиться тем пережитым опытом общинной жизни, который накопился у меня в результате многолетних проб и ошибок.

1. Перемены. У меня был достаточно долгий опыт церковной жизни в православном приходе. При этом я реально ощущал, что моя приходская жизнь и жизнь мирская, практически не зависят друг от  друга, и каждая идет своим путем.

В Церкви я исповедуюсь, причащаюсь и пытаюсь молиться, но при этом мало что меняется в моей мирской жизни. Выходя из храма, я быстро и легко возвращаюсь к обычной жизни, наполненной суетой и грехом, которыми пропитана вся моя сущность.

Нужно ли все это менять? И ради чего?

Если бы у меня не возник этот вопрос и желание честно ответить на него, то у меня не было бы почти никакой возможности выбраться из «болота» обычной жизни. Но вопрос возник, и желание найти ответ на него также.

В итоге, я стал замечать позитивные перемены в моей жизни, и они стали главным и самым убедительным критерием сути и действенности моей веры.  Когда я стал замечать эти перемены, я начал становиться осознанным христианином. Для меня вера стала реальной силой, которая способна меня изменить.

Эти перемены начались и до общинного периода, но опыт осознанного отношения к ним я получил уже в общине. Для меня община стала своеобразным мостиком между моей приходской и моей мирской жизнью. В общине я смог получить первый опыт соединения церковной и мирской частей моей жизни, смог на практике обрести новое чувство — чувство духовного состояния своей души.

 Я никогда ранее не контролировал свое духовное состояние, не обращал внимания на то, в каком состоянии живет моя душа. И только в Церкви, с помощью Иисуса Христа, священников и общины, я обрел это чувство и смог им воспользоваться для перемены себя, для практики христианской жизни.

Для меня важным критерием действенности моей веры стала перемена моей внутренней жизни — соединение веры и жизни, а значит и реальность присутствия в ней Христа. Именно эта перемена стала для меня самым убедительным аргументом в выборе веры и  необходимости жизни в ней.

Я думаю, что это и можно назвать живой верой, которая меняет тебя и позволяет окружающим увидеть плоды твоего труда, и через них ощутить реальную суть христианства.

Жизнь в общине, новые отношения на основе взаимного смирения и любви, становятся одновременно и миссионерским трудом, и новой евангелизацией.

2. Новые отношения — это то, что домашняя евангельская община помогает на практике выработать каждому христианину. Это один из плодов действия Духа Христова, когда мы собираемся во имя Его, иногда действительно лишь двое или трое,  но главное, конечно, это когда удается впустить Христа в наши отношения. И только тогда можно «понести бремена» другого человека, очень не простого и грешного, как и все мы.

Приподнявшись над чужим грехом, который заслоняет от меня человека, я могу увидеть человека иначе, увидеть в нем хоть и затуманенный, но Образ Божий, и почувствовать в нем брата во Христе.

Он, быть может, идет по иному, чем я, пути, но вместе мы идем к одному и тому же Богу. И именно это позволяет увидеть «ближнего» в «дальнем», а всем собравшимся на общине — братьев и сестер друг в друге.  И тогда мы, такие разные и непростые, становимся более терпимыми друг к другу, стараемся услышать и пережить то, что мне через брата моего хочет сейчас сказать Христос. Тогда в общине рождается то новое и родное, что по-украински так хорошо звучит — «родына». И это совершенно  новый уровень отношений между нами.

3. Таинства. Известно, что многие прихожане, попадая в храм, имеют весьма смутные представления о том, что такое Литургия, какое место в ней занимает Евхаристия, какое значение для верующего имеют Таинства. Для каждого человека период погружения в понимание сути христианских Таинств может быть разным, а иногда и очень долгим. И тем более по разному может происходить «соединение» того, что христианин знает о Литургии, и того, как он её переживает.

Именно жизнь в общине помогла мне раскрыть суть Таинства Евхаристии. Так складывался мой путь в Церкви, что в храме я не мог до конца постичь глубину и важность Таинств. Я знал, что они важны и нужны, но я долго не испытывал переживания настоящего Общего дела и Благодарения. Получилось так, что в общине я с большей силой переживал присутствие живого Бога, чем во время Литургии. Это меня тревожило, потому что умом я понимал, что Евхаристия в Церкви – это самое важное, что в этом Таинстве я принимаю живого Бога внутрь себя и должен это соответственно переживать.

Я думаю, такая проблема существует у многих христиан. Иногда многие годы христианин не знает и не понимает важности и мистической глубины Таинств. И я был не исключение. Но участвуя в общине, переживая Евангелие, воспринимая Евангельские Слова как обращенные ко мне лично, как встречу со Христом, я смог приоткрыть для себя  важность совершаемого в храме действа — Таинства Евхаристии. Именно на общине, благодаря совместному молитвенному переживанию Слова Божия, переживанию Святых Отцов, знакомству с трудами современных литургистов, я смог открыть для себя глубину главного, постоянно совершаемого и переживаемого Таинства Церкви — Таинства Евхаристии.

 Теперь община занимает в моей духовной жизни свое достойное и верное место.

По глубокому замечанию о. Мирона Бендыка (ректора Дрогобычской семинарии), христианин в Таинстве Евхаристии «потребляет» живого Христа вовнутрь и Он работает изнутри, а во время общины, когда Христос посреди нас, мы «потребляем» Его извне и Он работает извне, проникая внутрь. Это два пути принятия Христа.

И теперь община стала для меня  дополнительным и значительным источником духовных сил.

4. Молитва. Община также помогла мне понять и прочувствовать необходимость для моей жизни более глубокой молитвенной практики. От природы я ленивый и не очень собранный человек и простое обрядовое отношение к молитве меня не спасает, ибо очень скоро обязательность побеждает искренность.

Я хорошо понимал умом, что усилие, труд и преодоление должны быть в молитве. И именно общинная жизнь помогла мне открыть важность и действенность молитвы, а также прочувствовать ответственность, которую вырабатывает участие в группе апостольства молитвы. 

  5. Ответственность. Хотелось бы отдельно сказать об ответственности. Совсем недавно, читая Евангелие на общине, я смог совершенно по-новому пережить это понятие — ответственность. Привычка жить безответственно глубоко заложена во мне: за меня все решают, от меня ничего не зависит, будь что будет — это обычное отношение к жизни. Я действую, не задумываясь о последствиях, а когда они наступают, я очень сильно удивляюсь и огорчаюсь, откуда все это взялось, ведь я к этому не имею никакого отношения.

Евангелие же нас учит быть иными, быть ответственным за все свои поступки и за каждое свое слово. Потому что, глядя на нас, люди составляют мнение о том, каков наш Бог.

В Евангелии от Иоанна звучат слова Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13, 34). Только пережив этот призыв всей душой, мы можем понять, что мы ответственны за тех, кого любим – за Церковь, которую являем, за Христа, которым живем, за семью, которую строим, и за общину, в которой обретаем новую жизнь.