Слабость и сила человека

Иоанн (Шаховской),  архиепископ Сан-Францисский

Апостол Иаков так обратился к людям, слишком самоуверенным в своих человеческих планах: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь наша? пар, являющийся на малое время и потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4,13-16).

Казалось бы, это совершенно бесспорная истина, проверяемая на опыте каждого человека и каждого дня, — жизнь на земле есть пар, являющийся на малое время. Можно ли строить слишком расчетливо жизнь на этом «паре»? Пар долго не держится, как и земная жизнь. Однако расчеты человеческие обычно ведутся именно таким образом. В твердом убеждении своей прочности и непоколебимости человек строит свою жизнь, борется, планирует, не видя всей шаткости своей в мире, зависимости от непредвиденных обстоятельств, а за ними — всегда и во всем — от Бога.

Бог есть хозяин видимого и невидимого бытия, настоящего и будущего (которое есть для нас уже мир невидимый). Мы, люди, так часто тщеславимся в своих планах и намерениях! И вместо того чтобы говорить, как  Апостол: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — мы сразу, безапелляционно и самоуверенно говорим, что мы непременно победим и одолеем…

Всякое такое тщеславие есть зло, ибо им мы Господа Бога устраняем из мира, и так как Господь Бог есть истинный Хозяин всего, то мы сами себя лишаем его помощи и благословения. Да, слишком часто люди выражают эту неосновательную мысль, что их жизнь, успехи удача зависят только от них самих и многие в мире даже хвалятся этим.

Но таковые воззрения все время рушатся перед глазами всего мира; «неожиданные» болезни наступают на людей; стихийные бедствия, землетрясения, физические и психические войны, от которых все страдают; быстрое разрушение, казалось бы, налаженных семейств и целых обществ, гордых правящих партий и могущественных государств; «преждевременные» (как люди выражаются) смерти находят на человечество, невзирая на возраст людей, и льется поток людской через край этого мира — в вечность. Поколения за поколением исчезают, и история прошлых веков остается, как сон, иногда как кошмар человечества; старые и молодые люди отходят в безвестную даль, уходят неожиданно для окружающих, среди своих планов и начатых дел...

Логика человеческих расчетов рушится все время. И нет вычислений, посредством которых можно было бы предвидеть будущий час и день каждого человека. Жизнь всех сохраняется лишь в Промысле Творца, и пределы каждого определяются только Им. Но человек все легкомысленно повторяет свое старое заблуждение, которое было замечено и так хорошо выражено почти двадцать веков назад: сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год... и т. д. Неизменность житейской логики! Постоянство физических феноменов смены дня и ночи, прилива и отлива, всегдашняя горячность огня и холодность льда увлекают поверхностную мысль человека к выводу, что и его «завтра» и «послезавтра» с несомненностью и логичностью физических законов вытекают из его «сегодня»...

Эту неосновательную мысль и ложную веру в постоянство и прочность земных ценностей и феноменов надо заменить истинной верой в то, что люди всегда и во всем зависят, прежде всего, от решений святой и великой воли Господней. Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое, — вот непогрешительная формула, относящаяся к нашему будущему, не только личному, но и всего человечества. Если мы вытесним, хотя бы немного, из своего сознания это неестественное отношение к жизни, вытекающее только из нашего самомнения и самоуверенности, — мы сейчас же увидим всю невозможность и неразумность построений своего будущего только на таком песке или, лучше сказать, паре, каковым является наша человеческая воля и наша физическая жизнь, ибо что такое жизнь наша? пар, являющийся на малое время и потом исчезающий...

Но вот что удивительно: при всей своей слабости и смертности человек есть, одновременно, и удивительная сила. Не физическая, не материальная, духовная; огромная духовно-созидательная или огромная духовно-разрушительная сила. Человек покоряет горы и океаны, хозяйничает в недрах земли, утверждает свою власть над воздухом, строит быстро и столь же быстро разрушает многое. Будучи физически слабее, недолговечнее и несовершеннее во многих отношениях животных и даже растений, он господствует над ними... Откуда у человека такая власть над миром, среди его ничтожества? Откуда у него такая сила над стихиями, среди всей паутинности его жизни? Ответ один — от духа, от невидимой глазами его духовной сущности, драгоценной печати Высшего Разума в нем. Эту сущность и печать силы нездешней пытаются отрицать или выводить ее существование из материи; однако сама энергия и сила этого отрицания в материалистах идет не от их материи, а от их духа, — пусть слепого и больного, но духа, носящего в себе печать высшего мира.

Из  книги  «ВРЕМЯ ВЕРЫ»