Главная » Размышления христианина » СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА. ДЛЯ РОССИЙСКИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
 

СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА. ДЛЯ РОССИЙСКИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Андрей Кравченко

На «Правмире» было много разных статей о киевских событиях.

Особой ценностью для всех нас являются интервью киевских монахов, которые своей молитвой и своей жертвенной любовью сумели на некоторое время остановить противостояние между протестующими и отрядами Министерства внутренних дел на улице Грушевского в Киеве. Тут каждое слово – на вес золота! Читать и открытым сердцем впитывать в себя этот реальный опыт живого христианства.

Другие тексты киевских священников, посвященные украинскому противостоянию, безусловно, тоже очень интересны. Но, на мой взгляд, большинство из них основываются на индивидуальном личном жизненном опыте священников, на их очевидно искренней, но, скажем так, «человеческой» позиции. Будучи в эпицентре событий, очень хочется получить евангельскую оценку происходящему. В такой сложной ситуации, в которой находится наше общество, именно Слово Божие является наиболее верным критерием оценки происходящего. Также для понимания нам необходимо учитывать особенности украинской истории.

Я постарался минимизировать юридический аспект произошедшего. Также оговорюсь, что под словом «Президент» я подразумеваю не личность Виктора Януковича (судить которого не в моей компетенции), а собирательный политический субъект, который охватывает несколько институций – администрация, советники, приближенные министры и депутаты и т.д. А протестные события в украинском обществе для краткости я буду называть «Майданом».

* * *

Многие российские граждане до сих пор уверены, что Майдан возник из-за желания некоторой части украинцев войти в Европейское сообщество и противостать хорошим отношениям с Россией. Со всей ответственностью утверждаю, что это огромное заблуждение.

Действительно, митинги в центре Киева возникли после решения Президента отказаться от подписания соглашения об ассоциации с ЕС — это так называемый «Евромайдан». Но эти митинги в Киеве были не столь многочисленные и постепенно «рассасывались». Если б не одно событие… В ночь на субботу 30 ноября 2013 года остатки «Евромайдана» подверглись штурму отрядами милиции. Удивление вызывает не сам факт разгона митингующих, а ни чем не обоснованная жестокость сотрудников милиции. Группу молодежи, в основном студентов, вместо того чтоб распугать или спокойно на руках донести и «упаковать в автозаки» показательно избивают, нанося серьезные травмы. Именно это событие стало мощнейшим катализатором народного протеста. Большинство моих знакомых в Украине уверены – если бы не ночь на 30 ноября, то ничего бы не было. «Евромайдан» рассосался бы максимум за неделю. Хочу отметить, что факт особенной жестокости в разгоне митинга публично был признан Президентом и осужден на словах. Но за этим осуждением виновных не последовало ответственности — ни политической, ни юридической!

Как с христианской точки зрения можно оценить чрезмерное насилие со стороны власти? Думаю, как нарушение главных заповедей о любви к Богу и ближнему. Также Первое послание Иоанна (3:15) говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».

Именно такое нарушение Божьих заповедей послужило тому, что люди вышли на Майдан.

Также мы из своей жизни знаем, а кто не знает, может получить информацию из открытых источников (социологические исследования, рейтинги международных организаций, СМИ и т.д.) о том, что в Украине был страшный уровень коррупции, плачевное состояние экономики, низкие социальные стандарты, некачественные медицина и образование и т.д. То есть, бывшая власть Украины аккумулировала в себе много несправедливости и неправды — как в целом, так и конкретно в инциденте жестокого разгона мирного митинга.

Таким образом, те сотни тысяч людей, что вышли в Киеве на Майдан Независимости, сделали это не ради «европейских ценностей», не ради конкретной личной выгоды, а ради стремления к правде, ради искоренения в украинском обществе лжи и лицемерия.

Христос четко говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6)!

Та атмосфера любви и взаимоуважения, которая царила внутри Майдана Независимости в Киеве, и которую по ряду причин не могут передать светские СМИ, объясняется именно тем, что огромное количество людей объединилось, реализуя одну из наивысших евангельских заповедей! Это нужно четко понимать, видя как многие наши православные братья выражают скепсис или даже цинизм по отношению к людям, собравшимся на Майдане. Там, где есть стремление исполнить заповедь блаженства, не место для скепсиса и цинизма.

Многие воспринимают Майдан как нарушение положения о том, что «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). Позволю себе не согласиться с таким подходом! Майдан собрался не для насильственного свержения («непокорства») власти, а для диалога. На первых порах в требованиях Майдана не было «отставки Президента». Главным требованием Майдана было – привлечь к ответственности виновных в избиении мирных митингующих, отставка министра внутренних дел и премьер-министра. Каждый народ имеет право на диалог со своей властью, особенно в критический период. При этом мы помним, что современная власть в наших странах не имеет сакрального значения, как в древнем Израиле или Российской империи, где царь был помазанником Божьим.

Необходимо пояснить, что для украинского народа принятие важных решений для жизни общества на «майдане» – это давняя традиция. Именно на подобных собраниях украинские казаки принимали решения о походах, избирали кошевых атаманов и гетманов, заключали военные союзы.

Очевидным является то, что ни одно из официальных лиц УПЦ не высказало непонимания или несогласия в связи с собранием людей на Майдане Независимости. Наоборот, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в своем видеообращении сказал: «Приятно видеть, что молодежь не стоит в стороне и переживает за свою Украину. И мы верим, что все силы нашей общественности переживают одинаково и, Бог даст, приведут нас к единому, взаимному и тому, что беспокоит сегодня наши сердца и наших граждан». Позиция Украинской Церкви, которая не устает призывать все стороны к мирному урегулированию конфликта, говорит о глубоком понимании процессов, которые происходили в стране.

Из приведенного мы видим, что, учитывая исторические традиции украинского народа, позицию Украинской Церкви, и самое главное – учитывая евангельские заповеди, в таком явлении как «Майдан» нет ничего греховного, предосудительного.

Теперь давайте проследим, при воздействии каких факторов события в Киеве обрели трагический характер.

В период с 1 декабря 2013 по 19 января 2014 года действия протестующих носили мирный характер. Что делает в это время Майдан? – поет, танцует, молится, слушает отчеты оппозиционных политиков и гражданских активистов и ставит им задачи. Никаких призывов к насилию и конфронтации. Только переговоры с властью и поддержание бодрости духа. При том, что зима была очень холодная, и выдержать стояние людям было очень не просто.

Что делает Церковь? – Церковь осуждает насилие. По всем храмам Украины проходят молебны за мир. УПЦ обращается к власти и протестующим с просьбой найти компромисс. Церковь готова быть посредником в урегулировании конфликта. Блаженнейший готов предоставить сторонам свои апартаменты в Лавре для проведения переговоров. Сконцентрирую внимание: Церковь призывает к диалогу и компромиссу, а не силовому сценарию и нагнетанию обстановки!

Что делает власть? а) Надеется, что от холода Майдан сам рассосется; б) предпринимает ничем не обоснованный штурм Майдана в ночь на 11 декабря 2013г., который закончился неудачей; в) Верховная Рада Украины 16 января 2014г. в результате весьма сомнительной процедуры голосования издает пакет законов, который ужесточает ответственность за участие в общественных акциях, вводит цензуру в сети интернет и уголовную ответственность за так называемый «экстремизм». Также при содействии власти или с ее молчаливого согласия при странных обстоятельствах стали пропадать активисты Майдана.

Как можно охарактеризовать действия власти? Это ли диалог и поиск компромисса? Услышала ли власть голос Церкви, вопиющий о мире? Выражаясь по-народному, власть только «подлила масло в огонь»…

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 15:17).

Президент не послушал Церкви. Это бесспорный факт.

Именно это непослушание, подливание масла в огонь, спровоцировало некоторую часть протестующих на булыжники и «коктейли Молотова» — наступило 19 января 2014г., Богоявление.

Я понимаю, что такие действия (ответная реакция, месть) не являются идеальными с христианской точки зрения. Но друзья, давайте будем реалистами – мы, воцерковленные люди, понимаем, что сами еще очень далеки до христианского идеала. А имеем ли мы права требовать от изнеможённых морозом и отсутствием диалога со стороны власти, а значит и перспектив дальнейшего мирного стояния, обыкновенных (среднестатистических) молодых людей полного соответствия христианским идеалам, которых, повторюсь, мы сами не можем достигнуть?

Писание говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Поэтому уверен – главной причиной силового противостояния в Киеве стал соблазн, проявившийся в циничном безответственном поведении старой власти, неспособной на своевременный компромисс и диалог со своим народом и настоящему послушанию Церкви. Горе тому человеку…

Не вдаваясь в подробности самых трагических дней в Киеве (события описаны на украинских новостных сайтах, детали подлежат официальному расследованию) скажу грубо: мы имеем более ста погибших. И эти люди погибли не ради корыстных целей, не ради достижения социального статуса. Эти люди отдали свои жизни ради своих близких, ради будущего своего народа. Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Поэтому, дорогие российские друзья, умоляю вас оценить эти события не только исходя из политических предпочтений и идеологий, а исходя из буквального содержания Евангелия. В Киеве нам, обыкновенным грешным людям, явилась наивысшая христианская добродетель – жертвенная любовь. Любовь, которая побеждает смерть.

Я не хочу вас уверять, что на Майдане были одни праведники, совсем не было агрессивных или нечестных людей — наверняка такие были. Но ведь и в нашей земной церкви даже среди священников и монахов попадаются непорядочные люди. Ведь мы не отказываемся от церкви из-за этого.

И теперь немного о нас – тех, которые выжили. Когда праведный Симеон встретил Богомладенца и благословил его земных родителей, он сказал Божьей Матери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35)

В результате описанных событий это произошло с нами – с народом Украины. Каждому из нас в буквальном смысле «оружие прошло душу». Каждый из нас, независимо от статуса, языка, на котором говорит, возраста и т. д., стал сопричастным к этому трагическому жертвоприношению, принесенному «за друзей своих», то есть за нас.

И очень больно и неприятно слышать после этого от некоторых людей, которые называли нас «братьями», что мы «бандиты», «бандеровцы» или кто-то еще. Хотя это тоже, наверное, продолжение пророчества св. Симеона – «открываются помышления многих сердец».

Заслуживает ли общество, которое в конкретном историческом моменте настолько приблизилось к наивысшим евангельским заповедям, осуждения и поругания от ближайшего соседа? Справедливо ли пользоваться его временной слабостью в своих корыстных целях? Вопросы риторические…

Прошу прислушаться к моему скромному мнению. Сохраним умение слышать друг друга. Все межгосударственные конфликты когда-то закончатся, а родственные и христианские отношения должны продолжаться вечно.

Дата публикации: 25.03.2014

 http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/5128/