УКРАИНА НА РАЗЛОМЕ ЭПОХ Часть II

РАДИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ

«Все великие эпохи начинаются с веры» Джузеппе Мадзини

АД-МИНИСТРАЦИЯ

 

«Отношение власти и подвластности есть одно из самых фундаментальных социальных отношений» (А. Зиновьев «Фактор понимания»)

Административная пирамида строго выстроена на подчинении одних людей – власти других: нижних – вышним; нижние эшелоны власти подчиняются вышним. И потому, делающий себе карьеру, человек всегда стремится от нижних к вышним. Понятно, что в такой системе начальник всегда прав, а виноват подчиненный; и это чувство зависимости сдерживает развитие волевых качеств человека, который в данной системе «ценностей» превращается в раба – тем большего, чем выше он поднимается по ступеням власти. Поднявшийся на самый верх, человек полностью зависит от всей пирамиды, ибо отношения власти и подчинения охватывают всех ее членов во всех измерениях их жизни. Такая система никогда не допустит в себя свободных, и потому, никогда не освободит от рабства народ. Свободные члены общества остаются на дне пирамиды, в то время как продающие свою свободу поднимаются наверх. Важно и то, что движение по лестнице власти не позволяет человеку сохранить в себе какие-либо нравственные качества. Здесь вырабатываются свойства, противные человечности: ложь, лицемерие, тщеславие, лесть: «Рассчитывать на какую-то их «совесть», «доброту», «человечность», «разумность» и т. п. в этом их стремлении нелепо, ибо это не соответствует природе феномена власти» (1). Чем больше человек прогибается под властью вышних, тем больше он начинает мстить нижним, лишая их присущих им прав и достоинств. Поэтому система власти быстро загнивает и силами революционной толпы сменяется «новой», по сути дела такой же административной системой, только с другой идеей и другим названием. Со временем она так же опошляется, и готовит себя к следующей смене. Этот замкнутый круг – порочен, и должен быть разорван верой, которая выводит людей из хождения по тому же кругу в сферу совершенно новых отношений – нравственных, где система власти и подчинения упраздняется человечностью.

ТОЛПА

«Больше всего в результате потрясений прошедшего и наступившего столетия пострадал сам феномен человеческой жизни. Он был разрушен почти до основания. Люди теперь даже представить себе не могут масштабов потерь и вообще не думают о них» (1-2 А. Зиновьев «Фактор понимания»)

Много лет обезличивания, омассовения, превращения людей в толпу – так выстроена система власти и подчинения, начиная с образования в школе и заканчивая устройством всех направлений жизнедеятельности и институтов власти. Люди в обществе утратили свободу, перестали чувствовать себя людьми, перестали свободно мыслить, строить, развиваться. Хуже того – привыкли к унижению, к которому приучила их власть; забыли о достоинстве, полученном ими в Христианстве: об образе Божием, которым является  человек. Утверждение в міре такой системы есть победа рабского духа, а потому выход из нее только один: преодолеть в себе этот дух верой, освободиться от рабства внутри, стать достойным членом свободного общества – Церкви, и тогда новое содержание жизни создаст и новую Формацию – Храм.

«Рабов не перевоспитать, не сделав их прежде свободными» Джузеппе Мадзини

Чтобы возродить движение, жизнь, творчество, необходимо вывести людей из толпы, дать свободному человеку свободу; позволить ему стать тем, кем он должен стать, кто он есть на самом деле: позволить стать ему самим собой. Для этого освободить его в образовании, прежде всего: вывести из лицемерной школы, предоставить людям возможность творить себя самим; человек сам себя образует, и никто не может образовать его лучше его самого, ибо только ему и Богу известно имя, которым Господь вызывает его к жизни. Лучшее, что общество может сделать для человека, это дать ему свободу, освободить его, создать новые условия для его творчества и роста, и не загонять людей в толпу. Мы считаем, что мы Христианский народ, но Христианство – это не религия толпы, это религия Человека, религия Церкви. Христианство – это и есть путь из толпы к Человеку. И если позволить людям выйти из толпы, позволить обрести им свое лицо, свое место, свою жизнь, тогда вся жизнь переменится: вся она возродится, и в ней проявится то, что никогда еще не проявлялось как результат свободного творчества свободного человека. Разомкните цепи, власть имущие, – от вас ничего больше не нужно. Люди сами все сделают, что важно для их жизни, и сами займут в ней соответственное место трудом, знанием и верой – и не нужно нам выборов, ни к чему не ведущих, когда каждый будет исполнять свое призвание с радостью: Христианину не нужна слава человеческая – ему нужна слава Божия, и потому: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие, ибо уста Господа изрекли это» (Ис. 40:3).

Александр Иванов «Явление Христа народу»

ОСВОБОДИТЬ ИЗ ТОЛПЫ ЧЕЛОВЕКА

Пастырское воспитание

Администрирование в воспитании – это унижение человеческой личности. Никогда таким «воспитанием» нельзя воспитать свободного человека. Бог поручает детей родителям и учителям для заботы, чтобы они питали детей любовью и знанием, а не понуждали их к формально устроенной жизни. Ребенок уже рождается с чувством благочестия в душе, если он не мертворожденный: «Дети, не испорченные ранней безответственностью слишком легкомысленных родителей, от рождения своего имеют врожденное религиозное чувство. За тысячу лет Православие в нашем народе запечатлено на уровне генетической памяти. Родителям и учителям нужно суметь разбудить эту память, а вернее, не дать ей уснуть вскоре после рождения человека в мір» (Митрополит Минский и Слуцкий Филарет). Поэтому ребенка нужно питать и растить достойно, а не лепить из него «заданный политической властью образец». Только с мертвым можно делать все, что угодно; с живым – так поступать нельзя; живого нужно любить, оберегать его рост, и питать его качественной пищей в меру разумную. Нужно быть мудрыми садовниками и добрыми пастырями детям, чтобы иметь право называться учителями. Сам же Учитель у нас – Христос; и кто сотрудничает с Ним в деле воспитания чад Божиих, должен быть мудр и свободен и отвечать за свой труд перед Богом и совестью.

ПАСТЫРЬ

«Я есмь пастырь добрый… Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (Ин 10:11; 27)

Christ with the Children by Henry Anderson

Администрированием творится раб, у которого уничтожается всякая самостоятельность. Если такое же «воспитание» применять к свободному – значит из свободного творить раба: «Отдай на воспитание рабу свободного, и ты получишь двух рабов». Этого в свободном обществе допустить нельзя: человек должен учиться в той школе, которую он выбирает и которую он заслуживает. Если человек растет в свободе, он должен получить свободу. Если человек не хочет жить в свободе, он остается ни с чем. Всем должны быть предложены «белые одежды». Но кто не захочет их надеть, тот не войдет в Царство. «Много званных, но мало избранных», и потому любовь и Правда должны осуществиться в избрании. Никому не позволено насиловать детей Божиих. Они требуют и от родителей, и от учителей только пастырской заботы: «Любишь ли ты Меня, Петр? – паси стадо Мое», – так говорит Господь Петру, готовя его к пастырской деятельности. Без любви к Богу, без знания Бога – к детям Божиим подходить нельзя.  

 «Нет ничего хуже вынужденного сожительства» Ф. Достоевский

Сегодня общество – это омассовелая толпа; в ней смешалось все: дурное и хорошее, доброе и злое, светлое и темное – все стало серым. Толпа – везде: на улице и в храме, в школах и университетах, на рынках и в кабинетах власти. Она поглотила все: все силы общества, остановила жизнь и не знает, что делать дальше. Жизнь остановилась: человек в ней умер: перестал существовать как богоподобная личность, и народ – как нация, и, если не освободить его из толпы, процесс энтропии охватит все тело – и весь народ растлеет. А потому свободу нужно пробудить внутри: выйти из толпы путем перерождения плотского человека в духовного, грешного в праведного, земного в небесного; освободить из толпы личностей и воспитать их в условиях свободы, руководствуясь нравственным примером Христа и Богородицы, христианским призванием и смиренномудрием. Причина всех пороков – грех, а не национальность, географическое положение или политические взгляды. Нельзя по территориальному признаку делить людей на плохих и хороших, как нельзя их делить и по признаку национальному, и по любому другому признаку. Не создавал Бог плохих территорий, плохих национальностей и плохих народов, и, если люди нравственно больны, их нужно лечить милосердием: «Милости хочу, а не жертвы», – говорит Господь. Никто не оживит общества, кроме Бога. Затем и пришел Христос в мір, чтобы вывести людей из толпы: сначала группу апостолов, затем их последователей, а затем и всех остальных, кто принял в себя слово Божие.

ОБРАЗОВАНИЕ

«Религия стоит первой среди наших потребностей, которая для нас есть общность веры и культа. Она указывает нам на идеал, который можно достичь лишь соборным трудом, и на небо, символом которого должна сделаться в результате нашего общего усилия земля» Джузеппе Мадзини

Правда Божия требует себе служителей для возрождения жизни, освобождения личностей и целых народов из плена греха и смерти. «Наш долг – исполнить волю Божию о детях Его и о народе Его»: привести детей Божиих к Богу. Для этого нужно вывести их из толпы и дать им достойное образование. В этом процессе образования нет административного устройства: его заменяет пастырство, то есть, отсутствует всякое насилие человека над человеком, и всякое принуждение заменяется любовью и мудростью. Пастырь окормляет овец Божиих словом Божиим, раскрывая в них образ и подобие Божие. Главная задача образования – обрести Христа через Богообщение и Богопознание, и в них раскрыть Богоподобную личность: стать самими собой: образом и подобием Бога, – и этим актом осуществить задачу нравственную и историческую на пути человека к Богу. Только Бог может устроить жизнь народа по тому закону, который живет в душе народа со времени его Крещения. Из души народа рождается и национальная идея, из идеалов его веры и жизни. Национальную идею нельзя навязать, если она не будет жить в сердце народа; путь же к сердцу его лежит только через любовь, ибо в ней собраны все совершенства. И кто умеет любить, тот родит и национальную идею. А кто любви в себе не имеет, – тот ничто.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

«Никому, никому на земле не дайте снижать Христианскую идею! Удержите полноту видения Православного!» старец Силуан

Если в народе есть святые, национальная идея его никак не может быть ниже святости. Зачем Бог дает народу святых, если в национальной идее народа нет святости? Из-за того, что в народе все не могут или не хотят быть святыми, нельзя снижать или изменять национальную идею. Все попытки ее изменить заканчивались в истории неудачей. Если народ принял Христианство как свой путь к Богу – значит, он должен следовать по этому пути, утверждая его своей жизнью. Национальная идея определяется по высшему порядку, а не по низшему. Она не может исходить из низшего порядка: экономического, политического, природного. Она берется из веры народа в свое призвание: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет 1:16). Идеалом Человека являются Христос и Богородица: мы должны стать такими, как Христос; такими, как Богородица, то есть, строить себя на тех же основаниях веры, на которых стоят Христос и Богородица: на основаниях веры, надежды и любви. Мир, свободный от Христианства, – это мир, свободный от человечности, ибо самый человечный Человек в нем – Христос: «Се Человек», – сказал о Нем Пилат. «Сей есть Сын Мой возлюбленный», – сказал о Нем Бог. Бороться не против человека, что делают в міре политики, а бороться за человека, что делает в мире Христос.

  

Любовь – совокупность всех совершенств 

Мы знаем одного идеального Человека – Христа. «Это Сын Мой возлюбленный», – говорит о Нем Бог. «Се Человек», – говорит Понтий Пилат. Много ли в нас человечного? Много ли от Христа? Много ли знают о Нем люди – о главном Человеке вселенной? Какие качества определяют Его? – кротость, смирение, мудрость: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф 12:17). Много ли кротких и смиренных рядом с нами? Можем ли мы сами так себя характеризовать? – Вряд ли! Тогда какого изменения мы ждем, возлагая вину на «бандеровцев» и «сепаратистов»? Люди, назвавшие себя Христианами, – не достойны своего звания, не несут его высоко и достойно. И то, что они обзывают друг друга кличками, свидетельствует о низком падении отношений между людьми. Ведь человека уважаемого (не в криминальном міре) кличками не называют; и прежде, чем указывать на сучок в глазу брата своего, нужно освободить от бревна свой собственный глаз. «Человек, спаси себя сам, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся» (Св. Серафим Соровский).

«Величие жизни – в смиренном духе, а не в гордом» архимандрит Софроний (Сахаров) 

Как в человеке, так и в народе диапазон жизни очень широк: «от Содома до Божией Матери». Человек очень разный. Диапазон его от ада до Рая и наоборот: «Слишком широк человек», – восклицает Митя Карамазов. Христос пришел показать, что такое Человек, чтобы вывести людей из толпы, вывести их из ада. Толпа – не такая, как Христос, но в ней есть подобные Ему. Он пришел, чтобы вывести их на свободу, обратив к Себе; вернуть им образ и подобие Божие, и восстановить в избранничестве их благородство. Он пришел не ради Себя, не ради Своей славы, не ради того, чтобы Ему послужили, а чтобы человека обратить к Богу. Он – Свет, и пришел просветить сидящих во тьме, вывести пленных на свободу, и дать им Жизнь, которою живет Сам, которою живет Богородица, живет Церковь Христова, и те, кто принял ее как свою, – ту Жизнь, которая не имеет смерти, которая вечна, потому что праведна.

 

   

ЖЕСТОКОВЫЙНЫЕ 

 «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31-32).

«Я есть путь, и истина и жизнь». Жизнь – это действительно путь, целью и содержанием которого есть истина – Христос. Истина в этом ряду есть живая сущность. Это не мертвый порядок, не придуманный кем-то закон, это – живая Божия правда, разделяющая мір на правых и виноватых, на овец и козлов.

– Почему козел? – Потому, что он никогда не поступится своими привычками: он удушит ими все население міра, но останется с ними. Жить рядом с козлом – это навсегда забыть о свободе, и национальность здесь ни при чем. Козел будет ломать прекрасное ради своего удовольствия, и ему плевать на мнения других. Зайдите в исписанные подъезды и лифты. Всем без автографов ясно: «здесь был козел». Сидя за рулем автомобиля, он никогда не пропустит впереди себя пешехода: будет давить на сигнал, чтобы пропустили его, ибо он так привык: все должно быть только по его козлиному хотению: «упрется, как козел». Если нравственность раскрывается в отношении к ближнему, то для козла нет ближнего: он живет сам для себя и использует всех для своей пользы.

Его жизненный императив – наплевать на всех: делать и поступать так, как угодно ему. Их потому и называют козлами, что – не способны к совместному существованию с людьми, потому что живут без совести. Это те, которые проветривают свою комнату в двери соседа и метут свой мусор под чужой двор. Это те, которые ходят на двор мимо унитаза и забывают помыть посуду после того, как поели. Это те, которые лгут с экрана мониторов, не неся ответственности за последствия своих слов. Это те, которые дальше своего носа ничего не видят, и берут все то, что «плохо лежит». С ними ничего нельзя построить – они могут только разорять. Козлами создается толпа (не стадо). Ягненок – с ним всегда легко и приятно находиться рядом: у него есть нравственное чувство: он никогда не допустит зла, не сделает человеку больно. Горе народу, когда козлы устремляются к власти, когда худшие из сынов человеческих становятся хозяевами жизни, когда саму жизнь выворачивают наизнанку, облагая людей бременами, которые сами не могут носить.

«Жестоковыйные», – называет их Христос: жестокие, не способные к жизни  люди. Слово Божие не входит в них. Как нельзя вбить гвоздь в железную рельсу, так нельзя донести слово Божие до таких людей. Нет слова – нет духа, нет праведности, нет нации. Нация может быть представлена только праведными людьми, знающими и чтущими своего Бога.

ПРАВЕДНИКИ

Джузеппе Мадзини 1805 – 1872

«Но всегда есть и пламенные души, неспособные ни смириться со всеобщим падением, ни онеметь от бесплодной скорби» Джузеппе Мадзини – итальянский философ, писатель, пророк, реформатор и проповедник

Кто сегодня из политиков поддерживает народ? – Единицы. И потому из разряда политиков они переходят в разряд представителей народа – в разряд праведников, потому что живут одним духом со своим народом. Праведник – это нравственная категория, которая стоит значительно выше политики. Праведник в политике – это даже не редкость, это, скорей, исключение, ибо живет и действует совершенно противными политике категориями – категориями нравственности. Прежде всего, он честен, потому что Правда есть закон его жизни. Остальные политики не представляют собой народа, и потому они «не-народ». Праведники представляют народ, а политики – «не-народ», и их в политике большинство. Вспомните Содом и Гоморру. Ради скольких праведников Господь готов был оставить эти города? Ради – 50? 40? или 10? Авраам уговаривал Его оставить их ради 5 праведников, в которых тоже не был уверен, что они там есть. Бог вывел из незрячей толпы содомитов тех, кто мог продолжить жизнь в новых условиях свободы: праведного Лота и его семью, – больше в двух городах праведников не нашлось. Потому, если и есть праведник в правительстве, он представляет в нем народ – «малое стадо» – остаток, который сохранил в себе идеалы веры. Поэтому выборы в парламент ничего не дадут, ибо не из кого выбирать – и некому. Таким образом, правление, избранное демократическим путем, как и формация, созданная творчеством «народа», ничего не изменят. Если бы праведный Лот мог изменить жизнь в Содоме, Бог поставил бы его царем над народом. Но народа уже не было – была омассовелая толпа, которая не жила уже единым мышлением и единой волей, потому что не было у нее ни способностей мыслить, ни способностей творить. В ней оставались только инстинкты и похоть, которые управляли ей безотказно. Она служила им рабски, слепо, и потому Бог «собрал пшеницу в житницу Свою», выведя Лота с семьей на свободу, а «солому сжег огнем неугасимым».

ПОСТОРОННИЕ

«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20)

«Не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа Бога моего среди меня?» (Второзаконие 31:17)

Те же проблемы мы встречаем и в храме. Не все люди приходят туда из любви к Богу: помолиться, воздать Ему хвалу и принять в себя Духа Его, чтобы нести затем в мір. Большая часть приходит в храм ради себя, ради спасения своей собственной души, а не ради того, чтобы соединиться с Христом и Церковью в Святой Евхаристии; не для того, чтобы побеждать мір, а чтобы получше устроиться в міре. Так было и во времена Христа: в храмах были фарисеи, саддукеи, народная толпа, торгующие и покупающие, мытари и грешники, – все те, кто был и вне храма. Все они принадлежали к избранному народу, который всегда был представлен «остатком» действительно верующих людей. Их было немного, и потому Христос назвал их «малым стадом», которое растворялось в большом. Поэтому ожидать, что в церковь ходят святые и праведные, не приходится. Там есть всякие, в том числе, святые и праведные; но их так мало, что, если бы отделить их от толпы, храмы показались бы пустыми. Возможно, Христос был единственный Праведник, появившийся в храме, но и Его выгнали, потому что там была толпа, возомнившая себя хранительницей веры. Праведник живет не внешним законом, а внутренним, и поступает согласно воле Божией, а не человеческой. И когда Христос с Петром приходят в храм, где прихожане жертвуют деньги на храм, Он спрашивает Петра: «С детей царь берет плату или с посторонних?» – «С посторонних», – отвечает Петр. Так Христос характеризует толпу и Свое отношение к ней. Если кто не уподобляется Богу, не уподобляется Христу, – тот в храме посторонний, сколько бы денег ни платил, и как бы ни замаливал грехи. Но чтобы не противопоставлять Себя толпе, Христос отправляет Петра за деньгами, чтобы те, кто в храме, не приняли их за посторонних, ибо сами себя считали народом избранным. И теперь посмотрим на себя: разве мы не посторонние в храме? Или мы поступаем лучше древних иудеев? Зачем мы приходим в храм Божий, если не хотим жить по-Божьи? Если не принимаем в себя жизни Божией и не исполняем заповедей Его? «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – говорит Господь. Но кто из нас ходит в храм во имя Господне? Кто ищет Бога истины ради самой истины, чтобы просвещаясь ею, нести просвещение в мір? Мы гордимся истинной верой, – зачем, если мы не живем ею? Гордимся истинной церковью, которой сердце наше не принадлежит, и потому нет любви в храме, ради которой мы собираемся в нем. И если сердце наше Богу не принадлежит, деньги в храме ничего не стоят, ибо деньги Бог может взять из ничего: из рыбы, например, проглотившей статир. «Остаток», «малое стадо», – ради них существует церковь и ради них существует мір. Если бы в міре не стало праведников, – он перестал бы существовать.

НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Плохо, когда жизнь не служит высоким целям. Тогда она скучна и однообразна. Такая жизнь не приносит плода и протекает в міре бесплодно. Если прежде молодые люди мечтали кем-то стать, то сегодня немного найдется мечтателей, ибо все обратили в деньги! И человек или покупает будущее – или не имеет его. Где же тут Христианство? И где здесь Христианский народ, если каждый сам за себя – и не чувствует рядом ближнего?

 «Осмыслить и прочувствовать можно и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека» Ф. Достоевский

Народ превратили в толпу! И пока он являет толпу, никакая конституция ему не поможет.   Нужно разорвать внутреннее сожительство, отделиться от толпы, выйти из нее, и тогда строить жизнь на новых принципах объединения – в условиях нравственной свободы, живущей в народном духе. Новые принципы объединения – это вера, движимая любовью. На вере в Бога строить Новый союз – Общество любви – Церковь Христову, реализуя в нем идеалы веры, добра и справедливости. Новые принципы объединения – это вера, движимая любовью. На вере в Бога строить общечеловеческое единство. Жизнь свою обновляйте верой, словом Божиим, принимаемым с верой. Для этого сделайте Евангелие источником вашей жизни: оживите его в себе – и оживете с ним сами, и тогда «тысячи вокруг вас спасутся» (Св. Серафим Соровский).

ЖИЗНЬ ПРОТИВ СМЕРТИ

Евангелие – это «сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16).

Тициан «Христос Вседержитель»

 «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11:28-29).

Христос учит человечности. Он вносит в мір человечность, ибо Сам Он есть совершенный Человек, как и совершенный Бог. Иметь лицо человеческое, быть человеком – вынуждает страдать Христианина в міре. Человек идет на страдания, чтобы не расчеловечиться, не пропасть, не превратиться в зверя, живущего инстинктами и страстями, не быть поглощенным толпой, а наоборот, воспитать в себе личность: «А я не желаю хвалиться, – заявляет Апостол хвалящимся по плоти иудеям, – разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мір распят, и я для міра» (Гал 6:14). – Как можно хвалиться Распятым, и распинать себя с Ним для міра? – Разве ни живым и процветающим лучше клясться, как это делают все? – Да потому что распяли Того, Кто творил на земле Правду, Кто отдал человечеству жизнь и любовь Свою до конца. Кто воистину есть Человек, и Кто пришел в мір, чтобы человека спасти от смерти. Именно Им и хвалиться – Праведником, а не теми, кто имел силу распять Его. Мір же, распявший Праведника, умер для Павла, и не существует более как живой, ибо вне Правды нет живых. И сам Апостол умер для міра, не принявшего в себя Жизни, ибо не желает быть с мертвыми, – а желает остаться с Живым – Распятым, в Котором мир и Правда живут вечно. Христос явил Себя міру как Сын Божий, и этим дал новое измерение человеку; дал новое измерение людям, которые есть образ и подобие Его. Если бы не было Христа, для меня не было бы смысла жизни. Я потерял его однажды, и вернул себе только благодаря Христу. Бог дал мне Христа, чтобы восстановить во мне жизнь. Это – другая жизнь: это жизнь по благодати, в которой есть все, что нужно человеку для счастья. Приняв в себя эту жизнь, человек уже не может нуждаться ни в чем, ибо в Боге есть все – вся полнота Жизни и Славы Его.

СУД

Единство жизни и спасения только в Боге! Падение когда-нибудь достигает точки невозврата (Содом и Гоморра), когда надежды на возрождение уже нет. При этом всегда остается остаток, «малое стадо», верное своему Богу.

Если Господь говорит: кто верует, тот спасется, – значит все, кто не верует, должны погибнуть: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин 3:36). Это уже не просто выделение личности из толпы, когда каждому предоставляется право жить своей собственной жизнью, а это значит, что толпы больше не будет, это значит, что останется только общество личностей, живущих единою жизнью с Богом. Толпа же исчезнет в Божием Суде: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мір; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3:19-21). Зло же наказывается Богом за все дела его против Добра: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф 3:12).

СТАТЬ НАРОДОМ БОЖИИМ

«Самое удивительное чудо нашей планеты, вечный ее смысл, вечная ее радость, вечное ее утешение – Христов Лик, потерянный на Западе, Который во всем свете Своей чистоты сохранился в Православии» Ф. Достоевский

Все, кто осознал в себе личность и ее стремление к обретению полного человеческого достоинства, смогли стать Христианами.

Можем ли мы всю страну поднять к Богу – весь народ? – Нет, не можем. Но мы можем задать вектор роста и страны, и народа вверх, как это сделал уже Христос, как это сделали в свое время апостолы, как это сделал в Крещении князь Владимир. Для этого нам никто не нужен: ни правители, ни политики, – а только наша вера в Бога, которая способна все изменить: «Изменитесь сами – и мір вокруг вас изменится». Ибо  каждый, начав с себя, может войти в жизнь своего Бога, принимая Его идеалы и ценности. А потому каждый, кто не захочет этого подъема, останется внизу, где споры, конфликты и войны никогда не перестанут, ибо нельзя прекратиться войнам, пока человек живет в толпе, пока он не перейдет из природного состояния в духовное – из толпы в Церковь. Вывести людей из толпы, оторвать от истории, не ведущей к Храму, может только один Бог. Для этого у нас должна быть вера и стремление измениться по вере: стать подобными Богу, приняв в себя Его жизнь и ценности, явленные во Христе; стать Его народом и жить Его правдой, ибо народ Божий есть народ избранный, народ праведный, народ - богоносец.