Вера без дел мертва

Юрий Юрченко

Я хочу сразу оговориться — все, что я пишу, это мои личные размышления, нацеленные, прежде всего, на себя самого. Я никого не собираюсь призывать, перевоспитывать или, упаси Бог, учить. Это крик моей, очень хочется надеяться,  проснувшейся души.

Я давно собирался написать свои размышления о том, что сейчас происходит вокруг нас. И, прежде всего, это «Майдан», который многое изменил и очень помог мне осознать главное. Я не сразу определил для себя, что происходит в жизни нашей страны потому, что все уже очень устали от политики и все ее проявления вызывают подозрения и усталость от бессмысленности происходящего. Однако, то, что произошло в этот раз снова и снова поражает и радует одновременно. Поражает своей искренностью, стремлением к правде и справедливости, особенно среди молодежи. Очередной раз наши люди и особенно молодые люди проявляют свои самые лучшие качества, качества своей души: самоотверженность, желание справедливости, правды, жажду свободы и уважение к личности человека. Причем справедливости ради нужно сказать, что к началу событий Церковь не имела практически никакого отношения. Это грустная правда, но и радостная одновременно потому, что подтверждает неуничтожимость добра и правды в душах людей, даже когда их сознательно и церковно не взращивают.


Очередной раз люди вышли не за политиков и политику, а возмущенные враньем, несправедливостью и неправдой окружающей жизни. А когда власть стала бить детей, женщин и журналистов, то степень возмущения достигла апогея. Власть все сделала, что было в ее силах, чтобы вызвать гнев и возмущение гражданского общества и добиться того, что не представлялось возможным даже в самых смелых мечтах оппозиции — вывести людей на «Майдан». Наш народ в очередной раз показал, что он чуток к неправде и мирный в своих проявлениях, что он мудрый и терпеливый, добрый и открытый. Как жаль, что политики это не всегда понимают и тем более не чувствуют.

Многие побывавшие на «Майдане» свидетельствуют о чудесах самоорганизации, о жертвенности людей, об их открытости и доброте. Важно и то, что «Майдан» упорно демонстрирует свое нежелание ассоциировать себя с политиками. Все это свидетельствует о формировании нового общественного движения и запроса на новых лидеров и политиков, которых должно выдвинуть время.  Еще много можно говорить о внешних проявлениях сегодняшнего времени, об этом много сказано и еще будет сказано, мне же более всего хотелось понять духовную основу происходящего.

Как все это может и должен воспринимать верующий христианин, что он может и должен делать в этой ситуации? Я сознательно употребил понятие верующий, потому что думаю, есть большое число людей, называющих  и считающих себя христианами, однако на деле ими не являющимися. Таковых  я называю христианами неверующими. Это парадокс, который мы можем наблюдать в нашем обществе. Причем если не вдаваться в богословские тонкости, отличить одних от других достаточно просто: верующий христианин живет тем, во что верит, о чем думает и что говорит, его дела пронизаны добром и светом Христовым, его слова и дела неразрывны, у неверующего христианина вера — это внешней образ жизни, она почти не отражается на его делах и поступках, это две отдельные и не очень связанные части жизни. Иными словами — это самое настоящее лицемерие, хотя если человек сам назвал себя христианином,  мы не можем этого отнять у него, но при этом мы не можем и лишить его ответственности за принятое на себя право.

«Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела» — покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2; 17-20)

В дальнейшем я буду говорить только о христианине верующем.

Как  могут воспринимать все происходящее вокруг нас христианине? Думаю, прежде всего, как Провидение Божие, поскольку придумать все это человек по своему разумению не может, как не пытаются это представить недоброжелатели. А значит — это подарок от Бога, который каждый из нас может принять или не принять, пережить и превратить в победу или не выдержать и провалиться, или просто не заметить и спокойно жить дальше. Все, как всегда, зависит только от нас самих.

Как же это переживаю я? Я реально и очень остро ощущаю сильнейшее действие зла вокруг меня. Зла мистического, которое проявляется через людей, особенно находящихся во власти. Это зло хорошо организовано и очень агрессивно. Взрыв возмущения на майдане показал, что не все хотят с этим мириться и в этом жить. Прорыв это важно, но еще важнее, понять, что дальше делать и как дальше быть. Как победить зло? И вот здесь важна роль Церкви и верующего христианина.  А в какой роли он будет выступать, это уже не столь важно. Епископ он, священник или простой мирянин — все мы члены одной надмирной общины, все мы имеем шанс быть нужными, наконец, и близкими конкретному страждущему человеку. Именно шанс, шанс показать и доказать, что для Бога, а значит и для Церкви, важна душа каждого человека, и Господь может войти в круг проблем любого человека. И моя неотмирность именно в том и состоит, что  я должен и могу стать крайне нужным моему ближнему.

Его не нужно ничему учить и наставлять, ему нужна моя помощь, конкретная и понятная: одеть, напоить, согреть поддержать, улыбнуться и укрепить его сердце. Ему не важно, к какой конфессии принадлежит моя церковь, он может и слов таких не знает, он должен видеть, что ты рядом, когда страшно и трудно. И то, что сейчас очень многие священники и миряне пошли на майдан и стали рядом с людьми — это очень важно, это новая и настоящая миссия Церкви. Это новое доверие не к словам, от них все устали, а к делам.

Сейчас, как всегда в такие периоды, стало самым актуальным словом слово борьба. Борьба — это важное понятие, но иногда и очень опасное. Христианин может и должен показать пример борьбы, однако, это необычная борьба. Христос заповедал нам борьбу со злом, и, прежде всего, со злом в самом себе. В этой борьбе есть очень важная и обязательная последовательность действий: пока я не могу победить зло в себе, я ни за что не смогу победить зло вокруг себя. Потому что нельзя зло победить злом — насилием, наказанием, принуждением или обманом. От этого зла становится только больше, и если я это делаю, я становлюсь сообщником зла, я его умножаю.

Рефлекс мой говорит: нахамили — ответь, обидели — отомсти, ударили — дай сдачи, моя природа кричит всем этим, а ум молчит в эти мгновения. Только потом я начинаю приходить в себя и понимать, что я провалился в бездну греха.

Как же мне постоянно помнить, что когда я оскорбляю другого, я показываю вовсе не свою силу, а свою слабость, свое внутреннее состояние, наполненное грязью и злобой. Я не другого унижаю, я себя унижаю, я не возвышаюсь над ним, я проваливаюсь и раскрываю всю правду о своем внутреннем мире — грязном и никчемном. Если я источаю из себя грязь, ругань и оскорбление, значит, эта грязь находится внутри меня, и я не скрываю этого.

Во мне должно быть так много добра и света, чтобы оно могло переливаться через край и затопить зло вокруг меня. Моя борьба со злом, — это желание и умение победить его добром и любовью. При этом важно это делать, а не говорить об этом и не учить, как нужно поступать. У меня есть шанс, когда мое внутреннее, закрытое и еще пока «теплое» христианство может стать силой, «действующей любовью».

«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». (Гал 5,6)

На майдане многие люди не знают и не умеют этого делать, вот достойная работа для христианина, вот достойный шанс для новой Евангелизации, новой миссии не словом, а делом. Уметь самому и помочь другому. И дела эти видны, и плоды этой работы не заставят себя ждать. Радостно видеть, что наши Церкви в трудную минуту забывают о своих разногласиях и пытаются делать одно  общее дело Христово.

Это совсем не просто победить зло в себе. Оно проросло во мне, пустило глубокие корни, но я не сам, я с Ним. Важно только не забывать о том, что заповедал нам Христос: «…Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,20).

Важно не забывать, что Он всегда со мной, Он рядом и готов помочь, мне нужно только на это согласиться и пустить Его в свое сердце.

Что я делаю? Сижу и размышляю, в лучшем случае молюсь в тепле, думаю о том, что майдан далеко, вот если бы он был в нашем городе, вот тогда бы я точно помог, вышел и встал рядом. Нахожу себе оправдание в бездействии, а ведь я точно знаю, что Христос меня призвал быть Его учеником и продолжателем Его дел. Он сказал мне: — «Я рядом, ничего не бойся, иди и жертвуй, жертвуй хоть чуточку, хоть что-нибудь, но прямо сейчас, не сиди в своем теплом и приятном ничего неделании». Я не знаю, что конкретно мне придется делать, но я точно знаю, что я не могу сидеть и просто наблюдать. Идет борьба, война со злом, и моя задача в эту борьбу внести добра столько, сколько я смогу с помощью Христовой и по своей немощи внести.  И если каждый из нас сможет внести в нашу жизнь хотя бы каплю добра, я уверен, что это будет океан добра.

События очень  быстро меняются и также быстро должна формироваться реакция на них христианина. Особенно сложно и важно это делать в те моменты, когда началось силовое противостояние. То чего так все хотели избежать, то, о чем предупреждали все главы Церквей и то, что случилось впервые в современной истории Украины. Впервые погибли люди и как всегда бывает гибнут лучшие — армянин, белорус и украинец, первые оказались убитыми и замученными. Неужели только ценой таких жертв в мирное время мы и можем что-либо понимать и решать? Это все вызывает боль и переживание.

И снова встает и остается важный вопрос: что делать христианину и в такой уже почти военной ситуации? Мне думается, что даже сейчас все равно остается наиважнейшим — сохранение целостности своей души, молитва за всех враждующих, особенно в моей душе. Только с такой укрепленной позиции христианин может увидеть и понять происходящее. Сможет решить для себя, где его место, и что он должен и может делать. Как реагировать на такие жуткие события.

Я хорошо понимаю, что христианин не может быть отстраненным, прятаться от вызовов времени, делать вид, что скоро все рассосется и снова станет на свои места. Он должен иметь мнение и занимать конкретную позицию. Но для этого необходимо быть не внутри ситуации, а над ней, над ней духовно. Не быть захваченным гневом, отчаянием, местью, злобой и ненавистью. Другими словами, христианин ,как и всегда, обязан быть свободным от греха. И тогда он сможет иметь свободное и правдивое мнение о внешней ситуации или проблеме.