Заветы – Ветхий и Новый

Александр Польшин

Да, все Писания «полезны для научения». Но не для жизни «во Христе». Только имея «жизнь во Христе», то есть жизнь «новозаветную», можно увидеть, как ВЗ ведет людей «ко Христу». Но сам по себе ВЗ не имеет новозаветной жизни.

Своеобразный «библейский пантеизм» в том, что кажется возможным плавно перейти из мира ВЗ в мир НЗ, если «правильно» читать ВЗ Писания. Так не может мыслить христианин. ВЗ лишь приводит к порогу НЗ, но этот порог нельзя плавно переступить. Здесь именно разрыв, скачок, прыжок в смерть.

Между ВЗ и НЗ – онтологический разрыв, который заполняет только чудо Боговоплощения. Библейский мир, ВЗ и НЗ, един и целостен только если его соединяет собой Богочеловек, Иисус Христос, «безумием Креста». Это новозаветный парадокс – создавать единство через онтологический разрыв.

Адекватно читать ВЗ можно только в свете НЗ. То есть сначала надо уже стоять в свете «безумия Креста», чтобы увидеть, что «все Писания говорят о Христе». Но если пробовать вывести «безумие Креста» из ВЗ, то там его нет. Если было бы возможным вывести безумие Креста из ВЗ, тогда и вера была бы не нужна, тогда и свобода человека верить или не верить в безумие Креста была бы уничтожена. И не было бы в этой вере никакого подвига, никакого мученичества, а лишь богословские дискуссии.

Апостол Павел, как знаток Писаний, богословствует из веры, что Иисус есть Мессия-Христос. Только так, из света «жизни во Христе» становится видимым смысл ВЗ. Также как и для отдельного человека становится видимым смысл его жизненного пути, когда он находит свой индивидуальный «свет Христов», войдя в личное общение с Христом.

Если Писание не ведет к жизни в Боге, то оно бессмысленно и даже вредно. Но чтобы придти к жизни в Боге, человек должен не только знать Писания, но и менять себя, свою жизнь в соответствии с Писаниями. Да, знание Писаний меняет человека. Но эти знания не спасают, не выводят его из круга «ветхой» жизни.

Преобразить человека, вырвать его из круга ветхой жизни, может только встреча с Христом. А для этого не обязательно знать Писания. Что знали из Писаний те язычники, которые обретали Христа через Павлово свидетельство о «новой» жизни? Чтобы войти в «новую» жизнь, жизнь спасения, нужна вера в то, что Иисус есть Мессия, нужно войти в свет Его любви, стать Его учеником, войти в личное общение с Ним. И только Он откроет нам «ум к разумению Писаний». Но спасает нас от ветхой жизни и ветхой смерти не это разумение, а Он Сам, которого мы принимаем в свою ветхую жизнь. И Он преображает её в жизнь новую, в жизнь «во Христе».

А разумение Писаний нам нужно для того, чтобы наконец-то увидеть, как прекрасен замысел Творца о нас, людях, Его любимых созданиях, ради спасения которых Он и сам стал Человеком. Чтобы мы вошли наконец-то в радость спасения, в радость любви, которую никто у нас отнять не может.